"Турбопаровик" (turbosteamer) от BMW.
Спор поклонников двигателей внутреннего сгорания, паровых турбин, воды и фреона приобретает новый окрас.
Компания BMW разрабатывает новый дизайн комбинированного двигателя, который сочетает в себе все концепции - ДВС, водяной паровой турбины и турбины на низкокипящих теплоносителях.
Хорошее описание технических подробностей:
http://www.theengineer.co.uk/in-depth/b ... 51.article
Система Turbosteamer обеспечивает увеличение мощности стандартного двигателя BMW 323 на 10 кВт (14 л.с.) и увеличение крутящего момента на 20 Hм. При прочих равных достигается экономия топлива в 15%. Температура выхлопных газов на выходе системы составляет не более 50 С, что позволяет держаться за глушитель рукой.
Первый контур системы работает на воде, которая за счёт выхлопных газов стандартного двигателя "трёшки" нагревается до 550 С и достигает в пароперегревателе давления в 40 атмосфер. Полученный перегретый пар расширяется в паровой турбине, присоединённой к коленвалу. Полученный отработанный пар конденсируется, испаряя теплоноситель второго контура.
Второй контур системы работает на низкокипящем теплоносителе (я встретил данные и о этиловом спирте, и о фреоне R245a), который испаряется за счёт конденсации воды первого контура и перегревается в конце выхлопного тракта (за испарителем воды), обеспечивая снижение температуры выхлопа до 50 С. Полученный перегретый пар фреона крутит вторую турбину и конденсируется потом во внешнем радиаторе.
Сейчас специалисты BMW работают над уменьшением габаритов системы, чтобы уместить её во все модели легковых машин BMW.
Фото проекта:
Собственно говоря - выделил жирным шрифтом то, что по-моему мнению важно.
Для легковушки эта система получается великоватта и чижоловатта, а для грузовика те 14 л.с., что она даёт в плюс, вроде как и слону дробина.
Хотя с турбины, безусловно, на паровом цикле можно снять и побольше.