Изначально написано Minikos:
Точим твердое на мягком и мягкое на твердом. Это практически аксиома. А вот как быть с доводкой? И твердое и мягкое доводить на твердом?
На доводочном этапе это тоже работает, особенно заметно на инструменте с малыми углами заточки. Но важно для любого инструмента.
Тут градация как бы немного смещается и дело не столько в фактической твёрдости камня, а в том "жёсткий" ли он тактильно и в том как идёт по нему клинок, или "нежный", "мягкий ход".
Потому, для очень твёрдых сталей, лучше брать камушки не самые твёрдые или если и твёрдые, то не "стекловидные" совсем уж. Например для бритв потвёрже я предпочитаю японский природник твёрдостью 4 (условно), и кромка комфортнее в бритье выходит. А вот для средних или мягких - наоборот, очень твёрдую накаяму 5++++.
С камнями масляными, как и с притирами (например стеклянными) дело поправляет само наличие даже тоненькой плёночки масла или олеиновой кислоты. Даже байкалит тонко доведённый тогда работает не так "стеклянно" как работал бы с водой или как работает тонкодоведённая керамика с водой или насухую. То же касается и арканзаса. Не зря для обычных сталей любят "стеклянноватые", а для высоколегированных - "понежнее" в ходе клинка по ним. тактильный отклик это обычно довольно явно показывает.
Яшма для очень твёрдых углеродок при том иногда удачнее байкалита, так как ход по ней несколько мягче, меньше вероятность при ошибке заполучить микроскалывание. Но у неё другая проблема - она хуже обрабатывает высоколегированные твёрдые стали, а по мягким нержам - слишком "нежна" и любит наволакивать микрозаусенку. Но это всё, в т.ч. и тактильный отклик отчасти регулируется нюансами доводки камня.
С камнями, которые обычно хорошо работают и с маслом и с водой - например LI, CF, СG - выбор СОЖ также часто диктуется и тем что за сталь (состав/твёрдость/вязкость) обрабатываем и характером экземпляра - если очень твёрд, то лучше бы смягчить его маслом - меньше вероятности заполучить микросколы или вываливающиеся или крошащиеся карбиды. А если камушек нежный тактильно и во взимодействии с клинком, не "стеклянно-жёстко-твёрдый) - то можно и с водой применить.
В общем - лучше стараться, чтобы был контраст "твёрдого/жёсткого" и "нежного/мягкого". И в выборе камня под сталь и в выборе СОЖ, если камень позволяет её варьировать.
Ещё добавлю, когда-то писал о тезисе контраста мягкого и твёрдого в ракурсе вязкости стали:
" Твёрдость стали безусловно важна в практическом применении тезиса "твёрдое точится на мягком, мягкое на твёрдом", однако надо учитывать ещё такой параметр как вязкость стали.
Если сталь тверда но обладает ярко выраженной вязкостью, целесообразно брать абразивы, которые обладают связкой достаточно надёжно удерживающей зерно, чтобы при врезании такового в сталь, не было слишком явных его вырывов, т.е. чрезмерно активного обновления рабочей поверхности и избыточной суспензии. Хотя иногда это как раз-таки наоборот нужно - в общем, выбирается экспериментально, с практикой приходит некое чутьё на такие моменты.
Также, сталь и при относительно невысокой твёрдости, скажем в районе 59-62, может быть, как это называют - "суховатой" и склонной к микровыкрашиванию кромки, особенно на небольших углах, и тут абразив со слишком твёрдой связкой или даже с не очень твёрдой но тактильно "жестковатой" - может не дать обработать кромку без этих микровыкрашиваний, достаточно однородно.
Что касается того, какую сталь считать твёрдой а какую мягкой - немало это зависит в _конкретной ситуации_ от выбора абразива.
Будет ли тверда 9ХС относительно какого-нибудь достаточно мягкого водника или сланца? Безусловно. тезис будет соблюдён.
будет ли она достаточно мягковата, чтобы успешно обработать её керамикой - тоже да.
Те же быстрорезы - при твёрдости, скажем 64, один может обладать достаточной пластичностью (и вязкостью) и позволять обрабатывать его на финише достаточно твёрдыми брусками и камнями, а другой - суховатый "как стекло" и скалываться будет на той же керамике, да и арканзасе тоже - целесообразно взять, скажем кремнистый сланец, пусть твёрдый, но тактильно более "нежный" в работе, неагрессивный, не "стеклянный", или высокогритный водник на, пусть плотной керамической связке, но опять-таки достаточно мягко работающий. "