Тонкая заточка и доводка опасной бритвы, часть 2

Модератор: тень

nullik
Старший унтер-офицер
Старший унтер-офицер
Сообщения: 581
Зарегистрирован: 15 сен 2017, 23:16

Сообщение nullik » .

Изначально написано skvater:

А какая у нее задача? Если например я нормально зафинишировал бритву на Накаяме Асаги, то есть смысл ее на этой стропе направлять?

Есть. Она риски сглаживает, еще не надо периодически перетачивание бритву. oldTor писал как работает стропа http://zatochiklinok.ru/zatochka/pravka ... -hb-strope
Советую почитать руководство по заточке бюритв от Ивасаки, там ХБ стропа упоминается http://zatochiklinok.ru/zatoch...v-i-nihon-kamis
Хлопковая стропа более грубо правит, чем стропа из кожи и править на хлопковой стропе нужно после окончания тонкой заточки на камнях и перед правкой на кожаной стропе. Если бритва не восстановила остроту после правки на кожаной стропе, то очень часто восстанавливается острота после правки на хлопковой стропе.

Бритву точат 1 раз, дальше только правят: ХБ (или Льняная) стропа -» Хорошая кожа(без паст, только чистая хорошая кожа). Барберы так могли побрить очень большое количество клиентов, не перетачивая бритву. Каждая переточка вредна бритве, меняется угол, сведение итд Теряется от этого комфорт, срок службы бритвы. Чем тоньше и однороднее кромочка тем она бреет мягче т.к. ее проще проточить, править.
oldTor
Капитан
Капитан
Сообщения: 11630
Зарегистрирован: 15 июн 2010, 13:49

Сообщение oldTor » .

Потребовалось тут подправить одну бритву, взял очередную устоявшуюся удачную пару камней, которая хороша в тандеме - это 正本山剃刀砥 shouhonyama kamisori toisi и Charnley Forest:
Изображение
Ну и в ракурсе некоторых бесед, попробовал то, чего не делал уже оооооочень давно - воспользовался обоими камнями без суспензий вообще. Японский камушек этот, к слову, хоть и не особо твёрд и на нём можно получить суспензию и в процессе работы, однако, при необходимости позволяет работать на нём чистом, не выделяя таковой - не новость, что есть камни, на которых выделение или не выделение суспензии подвластно манере работы, степени увлажнённости камня и зависит в т.ч. от того, насколько тонка шероховатость инструмента при переходе на такой камень. В общем - работал на нём без суспензии. Далее, перешёл на Чарнли, зачищал круговыми и разными другими движениями, завершил работу и довёл РК.
Можно? Можно. Оптимально? Лично для меня - нет.
Не удалось на чистом камне получить ту однородность фаски и РК, как это могут сделать тонкие суспензии и самих этих камней и сторонних, например нагура. Не удалось подойти к применению тонкого доводочника с оптимально зачищенной фаской и РК от рисок предыдущего абразива. Там где кромка была ранее ослаблена или где получила наиболее глубокие риски - на кромке в результате оказались пусть вполне допустимые, но несколько раздражающие неоднородности, впрочем, не влияющие особо на работу бритвы, хотя влияющие на стойкость кромки - попробовал снять со своим новым осветителем так, чтобы "проявить" максимум рисок от всех направлений обработки - по горизонтали 1мм.:
Изображение
Ну, и, конечно, так вышло дольше, чем если применять своевременно суспензии. В общем, я в который раз убедился, что если хочется получать максимум качества и минимум времязатрат, реализовывать возможности камней водных и тем более суспензиатов или хотя бы способных истираться хоть сколько-нибудь и\или служить хорошей основой под сторонние суспензии, то применять суспензии однозначно нужно. Обойтись без них конечно можно, но с ними удобнее, быстрее и чище.
------------------
"Теория без практики мертва и бесплодна, а практика без теории бесполезна и пагубна" П.Л. Чебышев.
Christophorovich
Подпрапорщик
Подпрапорщик
Сообщения: 976
Зарегистрирован: 21 мар 2012, 19:20

Сообщение Christophorovich » .

Изначально написано oldTor:
Попалась мне очередная хреновая бритва
Настоящее мастерство нарабатывается именно на хреновых, не так ли?
Изначально написано oldTor:
Не знаю уж дело в стали или в термообработке, или во всём сразу.
Пора осваивать спектральный анализ -- на предмет определения вредных примесей.(-:
Изначально написано oldTor:
Что в очередной раз подтверждает: само по себе прохождение теста на рез волоса ещё ни о чём не говорит.
Что в очередной раз подтверждает: тест на рез волоса после заточки -- ничто, после бритья и последующей направки -- всё.

oldTor
Капитан
Капитан
Сообщения: 11630
Зарегистрирован: 15 июн 2010, 13:49

Сообщение oldTor » .

Не знаю, я не считаю что я или кто-то ещё здесь обладает настолько "настоящим мастерством", чтобы об этом судить.
Единственно, скажу, что если умение извлечь хороший результат из даже весьма посредственной бритвы, и полезно, то биться за результат на том, что совсем никудышно, мало чему учит, так как оценить качество своего умения можно только на том инструменте, который позволяет этому качеству проявиться. А если он не может быть как следует заточен и доведён, то и опытный мастер и зелёный новичок окажутся перед фактом хреново бреющей бритвы, так как никаким мастерством и навыком, из дерьма конфетку не сделать.
Не разбираюсь в спектральном анализе, но не думаю что он позволит квалифицировать ещё и качество термообработки, хотя, безусловно, было бы интересно)
С этим тоже трудно не согласиться! Я бы даже добавил - не только после бритья и последующей направки, но и после дальнейших бритий и последующих направок, в течение нескольких месяцев, когда можно в результате прийти к тому моменту, когда бритва продолжает его проходить, но износ кромки, не компенсируемый направками уже не даёт комфортного бритья - тоже интересно понаблюдать за динамикой состояния бритвы!
wren
Подпрапорщик
Подпрапорщик
Сообщения: 1276
Зарегистрирован: 22 июн 2011, 17:32

Сообщение wren » .

У меня Вачи разных лет появляются частенько. И непользованные совершенно, и б.у. Могу сказать, что точатся они у меня все хорошо,ничего не крошится, отлично проходят тест на рез волоса.С геометрией все более менее ровно. Касаемо бритья, то ничего принципиально плохого сказать не могу. Да, бреют все с характерным "металлическим" оттенком, но бреют и достаточно комфортно, без раздражения. В процессе заточки есть нюансы, на что обращаю внимание.Например на качественных иномарках заточка проходит легче. Тут нужно немного повоевать со сталью и более внимательно отнестись в давлению.
Другое дело, как долго держится заточка, чтобы выдавать комфортное бритьё. Тут у меня просто нет времени на долгосрочные тесты. Максимум, это я брился Стизом около 5-7 раз. После чего бритва довольно мягко проходила тест на рез волоса, после правки на ремне.
oldTor
Капитан
Капитан
Сообщения: 11630
Зарегистрирован: 15 июн 2010, 13:49

Сообщение oldTor » .

Вот такие, которые один в один с некоторыми подложками довольно современных котикулов? (напоминаю что подложек бывает много разных, но заявляющаяся как рабочая, именно из такого вот серо-чёрного в пятна сланца, а бывает и из более чёрного и однородного по окрасу, действительно практически нерабочего)?
https://www.myabrasive.ru/forum/viewtopic.php?f=14&t=28
Если да, такие, что наши "немецкие", что родные - то нормально, вполне себе рабочий и весьма недурной вариант. И они действительно практически один в один, что не так часто бывает.
Главное, не путать их с MST Müller-Schleiftechnik, которые хреново для бритв подходят..
Черный сланец из Германии MST Müller-Schleiftechnik

mwyalchen
Сообщения: 16
Зарегистрирован: 10 сен 2019, 17:33

Сообщение mwyalchen » .

Добрый день!
Помогите полному новичку.
Захотелось формировать растительность на лице и жилеты подходят для этого не очень хорошо, решил попробовать опасные бритвы.
Зашел на амазон (Германия) и купил бритву с подвесным ремнем (и пастой в комплекте) за около 50 евро.
Попробовал бриться - не вышло, вообще не режет. Попробовал волосы на руке, ну так.. Салфетку тоже не режет, в общем, даже ножи поострее видал из коробки.
Посмотрел в инете ролики, где ругают китайские поделки - вроде моя выглядит не плохо, звенит, сведение очень тонкое, прям бритва.
Попробовал править на ремне, без пасты - никаких результатов.
Что я не так делаю?
Нести в заточку? Попробовать на ремне с пастой? Попробовать точить самому? (дома есть клон апекса, но точить на нем так и не научился, но планирую)
Изображение
aptekar113
Подпоручик
Подпоручик
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 07 май 2013, 22:09

Сообщение aptekar113 » .

Этот бритвоподобный инструмент, не бритва чаще всего..но говорят им тоже бриться можно (чем только народ не бреется, даже топорами), но для этого его надо заточить , что не факт что получится..
Без обид , не для того чтобы обидеть или постебаться , а просто констатация факта..лучше купить не дорогкю советскую бритву заточенную знающим человеком и начинать с нее..
mwyalchen
Сообщения: 16
Зарегистрирован: 10 сен 2019, 17:33

Сообщение mwyalchen » .

Изначально написано aptekar113:
Этот бритвоподобный инструмент, не бритва чаще всего..но говорят им тоже бриться можно (чем только народ не бреется, даже топорами), но для этого его надо заточить , что не факт что получится..
Без обид , не для того чтобы обидеть или постебаться , а просто констатация факта..лучше купить не дорогкю советскую бритву заточенную знающим человеком и начинать с нее..

да без проблем, затем сюда и пришел.
С удовольствием отправлю назад, только вот желание бриться бритвой не пропало. Подскажите, если не сложно:
1) как определить нормальную бритву? Найти советскую в Германии мне будет не так просто, может посоветуете что-нибудь более современное?
2) чем именно подобные "бритвы" плохи? Бывают ли заточеные с завода?
aptekar113
Подпоручик
Подпоручик
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 07 май 2013, 22:09

Сообщение aptekar113 » .

Если в Гeрмании - то ваш выбор Dovo 😊
Для начала самую не дорогую бритву из углеродистой стали купите.
К сожалению с заточниками в Германии не знаком .Ближайший к вам которого могу порекомендовать - Калининград ( который Кенигсберг бывший)
Заточенных с завода не встречал, есть фирмы которые при продаже оказывают такую услугу , но по качеству ничего не могу сказать..
Чем плохи? Именно тем что эти изделия делают люди ничего не смыслящие в бритвах и бритье и их задача одна - получить деньги.
На сегодняшний день только Дово в Германии и Тьер Иссард во Франции делают нормальные бритвы промышленно, хотя брак и у них встречается. Ну и море мастеров индивидуально , но там ценник совсем другой.
Есть еще и китайцы , но там лотерея и руки прикладывать нужно к изделию в гораздо больших масштабах.
Ну или здесь можете купить у продавцов в соответствующей теме антикварную с заточкой , по ценам, учитывая пересылки на заточку и обратно, наверное то же самое выйдет.
aptekar113
Подпоручик
Подпоручик
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 07 май 2013, 22:09

Сообщение aptekar113 » .

Christophorovich писал(а): Какие китайцы?!
Христофорович - китайские бритвы есть, да плохие , часто бракованные , бывают с кривой термичкой итд итп. Но они именно бритвы, а не бритвоподобные инструменты как купил спрашивающий..Поэтому упомянуть о них надо - а вот рекомендовать к покупке начинающему - нет ( ИМХО)
Christophorovich
Подпрапорщик
Подпрапорщик
Сообщения: 976
Зарегистрирован: 21 мар 2012, 19:20

Сообщение Christophorovich » .

Изначально написано mwyalchen:
вообще не режет. Попробовал волосы на руке, ну так.. Салфетку тоже не режет
Острота бритвы проверяется единственным способом: резкой волоса на вису -- волос должен резаться в 10-и мм от пальцев. И всё! Больше -- никак. Все остальные способы проверки остроты заточку гробят.
Изначально написано mwyalchen:
в Германии
Так вы и писали бы на местный бритвенный форум. Там вам и бритву толковую и недорогую подберут, и заточенную (проверенную, на собственной щетине испытанную) продадут, и заточника порекомендуют поблизости. Наши люди есть везде, а уж в Германии их хоть отбавляй.
Можно оставить заявку здесь мини-барахолка: спрос
Изначально написано mwyalchen:
Бывают ли заточенные с завода?
Были раньше Hartsteel, но теперь они не выпускаются.
Изначально написано aptekar113:
Есть еще и китайцы, но там лотерея.
Какие китайцы?! Был на весь britva.ru/forum/index.php единственный фанат китайчатины Ramboll, так и тот перешёл на Т-станки -- не от хорошей жизни.
Если только найти старую китайскую -- но это редкость музейного уровня.

Christophorovich
Подпрапорщик
Подпрапорщик
Сообщения: 976
Зарегистрирован: 21 мар 2012, 19:20

Сообщение Christophorovich » .

Ну не новичку же рекомендовать китайские бритвы! У него и без них проблем будет выше крыши.
Китаянки -- это очень своеобразное хобби и, как ты правильно сказал, лотерея.
wren
Подпрапорщик
Подпрапорщик
Сообщения: 1276
Зарегистрирован: 22 июн 2011, 17:32

Сообщение wren » .

Китаянки, они тоже разные бывают. Если не брать новодельные поделки под бритвы, то бритвы, типа "двойной стрелы" 66,середины прошлого века, по качеству ничем не уступают множеству именитых брендов. Проверено многократно.
Christophorovich
Подпрапорщик
Подпрапорщик
Сообщения: 976
Зарегистрирован: 21 мар 2012, 19:20

Сообщение Christophorovich » .

Изначально написано wren:
Китаянки, они тоже разные бывают. Если не брать новодельные поделки под бритвы, то бритвы типа "двойной стрелы" 66, середины прошлого века, по качеству ничем не уступают множеству именитых брендов. Проверено многократно.
Это редкость музейного уровня.

oldTor
Капитан
Капитан
Сообщения: 11630
Зарегистрирован: 15 июн 2010, 13:49

Сообщение oldTor » .

Перетачивал намедни бритву из предыдущего поста - сначала ТБ на шкурке sia P2500, засаленной графитом, затем заточка на стеклянном притире с Luxor 6,5 мкм. и тонкая заточка - 3мкм. Затем префиниш и доводка на байкалите с олеиновой кислотой. Достигнутая тонкость РК в районе 1мкм. - тоньше можно, но не всякая бритва способна выдержать более тонкую кромку, при формировании её на камнях/притирах - окончательное заострение свыше пресловутого ~1мкм., благодаря пластическим деформациям и наволакиванию, происходит уже на ремне.
Кромка была способна резать волос в 15мм. от точки удержания ещё после цикла заточки на 6,5мкм. (сначала с большой долей свободного, затем только на полусвязанном зерне) а скорость заточки при более высокого класса достигаемой шероховатости и тонкости РК, сопоставима с работой искусственных абразивных брусков в примерном диапазоне зернистостей м14-м7 (с поправкой на пятно контакта при обработке, характеристики бруска и его связки в частности).
После 3мкм. люксор на притире - кромка резала волос на расстоянии до 20мм., но агрессивно. После байкалита - до 30мм. и мягко. Микрофото результата (деления шкалы объект-микрометра, как указано на снимке - равны 10мкм., толщина штрихов делений - 2мкм. +- 0,5мкм. (по старому стандарту на такие объект-микрометры):
Изображение
Можно было, конечно, и финиш сделать на притире, люксор 1мкм. на стеклянном притире в правильной подготовке его поверхности позволяет получать комфортную в бритье кромку, но это лучше получается на более твёрдых бритвах. А на этой, на том же байкалите, мне это сделать проще.
Да, подготовка байкалита - тщательная притирка на стекле с суспензией порошка зелёного КК F1200 и уже давно, т.е. он уже давно и многократно был в работе, перепритирать рано, но некоторая подсглаженность присутствует.
Да, в процессе зачистки байкалитом риски от 3мкм. люксор вдоль РК я переработал и заполучил "оверхонинг" - тонюсенькая "фольгообразная" полосочка стали на РК, запредельной для этой стали толщины - удалял тем же манером, как выполняется ТБ, но учитывая что ширина этой полосочки была около 1мкм., а толщина явно намного меньше, важно было не снять лишнего - для этого воспользовался кусочком офисной бумаги с втёртой в её поверхность твёрдым курантом (доведённая керамика, которой и на притире растираю пасты) пастой люксор 0,5мкм. - 1 проход. Ну и далее уже обычная доводка на байкалите.
Потом чистый ремень из лошадки и бритьё - всё прекрасно, острота после бритья - та же - волос мягко режется на расстоянии около 20-25мм. и до 30 от точки удержания, мягко.
Я не очень люблю столь гладкую фаску, да и зубчик на РК для комфортного бритья предпочитаю самую чуточку выраженнее (тут он есть, но виден плоховато, скорее намёк на него - если по клику перейти на фотохостинг и опять-таки по клику открыть фото до оригинального размера, то всё-таки можно разглядеть), но на таком уровне мне проще управлять толщиной РК, чем степенью выраженности зубчика, так как всегда есть опасность переработать.
Да, в качестве оперативного контроля - микроскоп Биолам С-12 со своим штатным окуляром Гюйгенса 7х (узковат, но мне было лень доставать другие) и объективом Ломо План 9х0.20 П. Фото - прямая проекция на матрицу с уже другим объективом, посильнее.

------------------
"Теория без практики мертва и бесплодна, а практика без теории бесполезна и пагубна" П.Л. Чебышев.
SerSurf
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 26 май 2020, 14:13

Сообщение SerSurf » .

Ситуация:
Новичок, есть небольшой опыт заточки на апексоподобном девайсе, порядка 150 ножей, в основном кухня.
Решил познакомиться с опасной бритвой.
Все ролики уважаемого oldTor на Youtube про опаски посмотрел по 2 раза.

В качестве подопытного клинка вот такой старый немец
Изображение
Почистил от следов коррозии, поменял ручку, свёл на нет "улыбку" чтобы работать на плоскости.
Начал с Suehiro Cerax 1000 new, затем Cerax 3000 и Cerax 6000.
Закончить пробовал на Translucent Arkansas.
Проблема в том, что прирост остроты наблюдается только до стадии 3000, после которой волос перерезается только в паре мм от точки удержания, (а если держать корнем вперёд, то волос застругивается на расстоянии миллиметра 4-5 максимум) а дальше дело не идёт, острота кромки никак не прибавляется.
Во время работы по камням зачастую тактильно ощущается какое-то выкрашивание, подозреваю что с кромки, как буд-то между клинком и камнем попадает "очень большая" твёрдая частица.
Лишь на очень небольших по амплитуде движениях этого удаётся избежать.
Вот так всё это "безобразие" выглядит под мелкоскопом:
Изображение
Для масштаба я в центре на кромке выбоину измерил, см маркер 1 = 9.1 мкм
Уважаемые профи!
Можно ли какой-то начальный диагноз поставить, в какую сторону думать и двигаться?
Или этот конкретный клинок не самый удачный вариант для новичковых экспериментов?
Ещё обратил внимание, что при переходе с 1000 на 3000 фаска начинает больше зеркалить, что вроде ожидаемо, а вот при переходе с 3000 на 6000 наоборот, опять становится более матовой.
Я чтоб грешные мысли на японские камни из головы выбросить, сфоткал зерно на всякий случай.
Был у меня на заре заточки случай, когда я купил комбинированный китайский камень 1000/6000 (сине/белый) под распил, но однажды заподозрив неладное, увидел в микроскоп что там размер зерна на обеих половинках примерно одинаковый, и сильно больше чем 1000 JIS.
Ну да ладно, вот фотки камней, вначале Cerax 3000, потом Cerax 6000.
Для наглядности я на краю каждого камня сделал точку красным маркером, иначе не видно, 3000 камень светло жёлтый, 6000 савсэм белый. Вот на границе этого пятна и фотографировал.
Но вроде разница в зерне в правильную сторону наблюдается, хотя одиночные включения имеются.
Изображение
Изображение

Skif 77
Старший унтер-офицер
Старший унтер-офицер
Сообщения: 474
Зарегистрирован: 12 июн 2014, 19:48

Сообщение Skif 77 » .

SerSurf писал(а): Я чтоб грешные мысли на японские камни из головы выбросить
Бритвы никогда не затачивал. Есть камни Suehiro Cerax 1010 (1000 JIS) и Suehiro 3000 (светло жёлтый, не Cerax). Возможно Suehiro Cerax 1000 new и Suehiro Cerax 1010, имеют похожие недостатки. Для ножей, с 1000 я приспособился, но для бритв, требования к камню, более высокие. К Suehiro 3000 претензий нет.
Японские водные камни SUEHIRO
oldTor
Капитан
Капитан
Сообщения: 11630
Зарегистрирован: 15 июн 2010, 13:49

Сообщение oldTor » .

Я бы сказал, что имеет место оверхонинг - на самой кромке, помимо щербатин, видны и завернувшиеся на сторону тонюсенькие "лепесточки" стали и в целом кромка начинает напоминать подсмявшуюся "фольгу".
Напрашивается сделать технологический барьер после 3000 и далее очень важно избежать следующих моментов:
1) срыва частиц стали с фасок и РК из-за избыточного "прилипания" фаски к твёрдому камню
2) не переработать им лишнего, снова заработав оверхонинг.
Возможно, стоит обратить внимание на притирку арканзаса и на используемое на нём масло - текучесть/вязкость, и его количество в начале и в конце работы. Попробовать варьировать эти моменты. Иногда, чтобы испортить, достаточно допустить "удар" кромки по участку камня, где толщина уже подгустевшего масла больше + проход по камню идёт "рывком" из-за неодинаковой "липкости" в разной степени отработанного и засоренного масла на разных участках - вроде бы "ерунда", но при малых углах заточки, упругости фаски в зоне РК, у которой толщина уже приближается к 1мкм. - это довольно критично. Почему, собственно, я и говорю, что на водных сланцах проще бывает доводить бритву - масляные камни в этом плане требуют от заточника больше навыка и внимания.

С почином! Не всё сразу с наскоку удаётся в освоении заточки бритв, а у Вас и средства контролировать процесс есть и я бы сказал, неплохой результат для начала проб - Вы столкнулись не с новичковыми проблемами, а сразу с уже проблемами более серьёзного и тонкого уровня.
Немного руку набьёте, понаблюдаете ещё, как какие из Ваших действий отзываются бритве и всё должно получиться!
P.S. Что касается суэхиро, то я несколько лет пользовался для бритв комбинированным #1000/3000 Suehiro New Cerax SH/CR-3800 и этот тандем достаточно удачный. на 1010 бывали нарекания у заточников бритв, это да.
Да, 1000-к работает несколько грубовато, но зато быстро и главное что потом 3000-ником всё нормально убирается даже и без ТБ после 1000.
Правда, позднее я стал применять другие абразивы, но тем не менее, продолжаю считать подобные суэхиро совершенно подходящим вариантом.
По горизонтали 2мм.:
Изображение
Изображение
Тут достаточно хорошо заметно то, что известно про эти камни (как и про вообще подавляющее большинство синтетиков, в т.ч. японских) - присутствуют полимеры в связке (они не всегда ярко окрашены, но на 1000-нике этом - да), также может быть продукт выгорания связки (коричневатые как бы "вкрапления", обычно на заточку не оказывающие влияния, по крайней мере оно существенно меньше, чем подрасплав связки, который иногда сильно мешает, впрочем, не всегда).
Разброс фракции и предельные допустимые значения в ней, аналогичные нашим ГОСТам, тут конечно имеются, но в целом характеристики связки при штатном применении камня в т.ч. с суспензией, достаточно нивелируют данные аспекты.
Да, для снижения агрессивности работы камня бывает полезно во-первых обеспечивать несколько большее количество воды на нём, а ещё для этого применяют сторонние суспензии - как абразивные (например, от нагура или сланцев некоторых), так и безабразивные, типа известняковой. В данном случае, это целесообразно для 1000-ника, но уже не имеет серьёзного значения для 3000-ника - он и так достаточно "нежный" в работе и легко обновляется - тут уже только дело в технике заточки, сменах направления движений, их амплитуды, наличие/убирание суспензии и регуляция её консистенции, количество воды на чистом камне.
P.S. К слову, термин "оверхонинг" встречается и в специальной литературые и даже в старинных буклетах для "рядового пользователя" у таких фирм, как Нортон-Пайк, причём именно применительно к бритвам - в общем, суть сводится к тому, чтобы "использовать камень меньше, а ремень - больше", чтобы "избежать чрезмерного хонингования", при том далее отмечено, что ремень надо натягивать как следует:
"Do not use the hone too freely. Beyond a certain point, the edge losesits velvety keenness. This is called "over-honing"and may be safely avoided by observing the rule"Use the hone less and the strop more'...Using the Strop Hold the blade perfectly flat on the strop andhold the strop as taut and stnieht as possible toprevent rounding the bevel."
Источник:
https://ia801009.us.archive.or...o%20Sharpen.pdf
Издано в 1934 г.
Ссылка на интернет архив, где книжка доступна под свободной лицензией:
https://archive.org/details/No...und+Bevel++1900

Но это для совсем обывателя рекомендация и не обязательно ограничиваться лишь ею. Мы частично используем её, вовремя остановившись и перейдя на ремень, однако добавив выполнение тех.барьера с последующей доработкой и доведением кромки до такой тонкости, которую она способна держать, до появления на ней новых "артефактов" избыточной заточки, появления микрозаусенок и пр. можем с большей точностью и главное - аккуратностью, подойти к получению максимально качественной и однородной кромки на возможном для конкретного клинка пределе. Полагаю, ссылка на тему о технологическом барьере тут будет весьма уместна:
https://forum.guns.ru/forummessage/224/1801887-2.html
Ну и приведу свой пример оверхонинга из одного обзора, как раз-таки, при избыточной обработке на финише на арканзасе:

Изображение
Тут 1мм. по горизонтали кадра.
Явно заметно, что кромка истончена больше, чем может удержать сталь при таком угле и больше похоже на "надрывающуюся фольгу". Почему не микрозаусенец - ну, отчасти может и он, но всё-таки не совсем, потому как заворачивается и туда, и сюда, фрагментами, и нет явной границы, как при заусеночных явлениях, когда можно точно сказать "вот кромка, а вот на ней заусенка".
Хотя, это может таки в заусенку превратиться, если продолжить работать в том же духе, надеясь что оно "само" исправится. Иногда, конечно, удаётся это безобразие "подрезать" сделав несколько лёгеньких проходов вдоль РК переменными движениями малой амплитудой, но не всегда это помогает, а если просто выправит "в линию", но не уберёт - стойкости не будет - эта полосочка стали уже "усталая" и от неё надо избавляться.
SerSurf
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 26 май 2020, 14:13

Сообщение SerSurf » .

oldTor, спасибо за развёрнутый ответ. Не часто нынче на форумах можно встретить людей, готовых бескорыстно делиться опытом и знаниями.
Сегодня это далеко не само собой разумеется.
Про масло на арканзасе, видимо да. Я использовал то, что под руку попалось, а попалось вот это:
KADIOL 50
https://kadia.com/en/honing/abrasives-honing-oils/
По ссылке в конце страницы есть только маркетинговые слова, нормального даташита я не смог найти.
По ощущениям - густовато, и кромка прилипает, но мне не с чем сравнивать. А какие заведомо рабочие составы используются на арканзасах из того что доступно или можно самому намешать из доступных ингридиентов?
В моей географии продаётся вот такое:
https://www.militarysurplus.eu...il-29-5-ml.html
оно рекомендовалось вместе с камнем, но я не стал брать, возможно зря.
или вот такое:
https://cdn.reidl.de/asset/img..._459868_czm.jpg
Камни притираю на стекле c KK F1200
ТБ делаю, но пока не чувствую границу как его потом не переточить.
Буду обращать внимание на оверхонинг.
Жаль полноценный оптический контроль не дома чтобы после каждого этапа можно было бы посмотреть на кромку вооружённым взглядом.
Нужно больше опыта.
Ещё попробую другое лезвие (другую сталь) и сегодня пришёл Тюрингский шифер, с ним тоже поиграюсь, результаты тут сообщу.

oldTor
Капитан
Капитан
Сообщения: 11630
Зарегистрирован: 15 июн 2010, 13:49

Сообщение oldTor » .

На здоровье!
Хорошо подходит оливковое рафинированное (лучше с долей экстра вёрджин порядка 20%) или первого холодного отжима (100% экстра вёрджин) а также вазелиновое. Иногда хорошо себя показывает эфирное масло (например, гвоздичное или чайного дерева, те которые подешевле - просто из аптеки - они там смешаны обычно с вазелиновым - совершенно годная смесь).
Из того, что найти несколько сложнее - рекомендую обратить внимание на олеиновую кислоту - её используют либо в чистом виде, либо в смеси с маслом - вещь классная.

Если хочется опробовать совсем не вязкое что-то - уайт-спирит без запаха (например Gamsol)
Но с ним арканзас иногда может работать агрессивновато для бритвы, но я не так много арканзас пробовал с уайт-спиритом, утверждать что это общая тенденция не могу - вот тут, к примеру, вышло весьма тонко - арканзас блэк-транслюцент от "Рубанков" - куплен в 2011 году, притирка на стекле с суспензией КК F1200 (правда и паразитную риску от предыдущего этапа на фасках недовывел):
Изображение
Изображение
Но вообще, на арканзасах я чаще всего отдаю предпочтение оливковому маслу и олеиновой кислоте или их смеси.
Вот в качестве примера - та же бритва, арканзас старинный KBJR - работает в принципе быстрее и чутка грубее блэк-транслюцентов, пртом притёрт на суспензии КК F1200 на гранитном притире, а не на стекле, что обеспечивает чуть более грубую притирку. Применён с олеиновой кислотой:
Изображение
Изображение
Да, "зубчик" более выраженный, но достаточно "округлый", плавный и сглаженный удалось получить, оверхонига нет, после камня рез волоса всего в 8-10 мм. от точки удержания, но мягко и чисто. Т.е. такой вариант тоже совершенно годится, хотя бритва мягковата (старая немка Фишер) и слишком уж активно обрабатывается арканзасами. Не обязательно гнаться сразу после камня за ННТ на выдающемся расстоянии - более важно, чтобы кромка давала более чистый чёткий срез (без "хвостика" или с минимальным), а остальное спокойно "добирается" направкой на чистом ремне.
Размер "зубчика" на кромке несколько крупноват, но опять-таки - тут важнее чтобы он в целом был более "округлый", чем, например, более мелкий, но более "резкий". Главное условие, при котором зубчик не чрезмерно велик - чтобы при ногтевом тесте вдоль ногтевой пластины не ощущалось "сыпи", но ощущалась гладкость. При ногтевом тесте поперёк ногтевой пластины - кромка должна "подтормаживать" - это показатель остроты близкой к достаточной.
Щербатинки редкие если получились - в общем-то не так страшно - иной раз без них не обходится, особенно на бритвах старых, где в этих местах были очаги питтинговой коррозии, в любом случае, если "глубина" и длина щербатин условно до 10мкм., форма округла, то в целом всё в порядке. Хуже, если щербатинки формы, ближе к прямоугольной или резко выраженные клиновидные - они, как правило, в дальнейшей эксплуатации бритвы деформируются сильнее и больше склонны к выкрашиванию вокруг них по моим наблюдениям.

oldTor
Капитан
Капитан
Сообщения: 11630
Зарегистрирован: 15 июн 2010, 13:49

Сообщение oldTor » .

Обобщив очередной заход тестов, опубликовал резюме вот тут, в посте 4 темы "О комфортном бритье, или чем бреет бритва":
https://myabrasive.ru/forum/vi...63&p=8316#p8316
oldTor
Капитан
Капитан
Сообщения: 11630
Зарегистрирован: 15 июн 2010, 13:49

Сообщение oldTor » .

В ракурсе визуализации поверхности после доводки и размера микрозубчика на кромке опасной бритвы, необходимого для комфорта и чистоты бритья.
Пришла пора мне переточить одну из своих бритв, так как внезапно вылезло пару неприятностей: бритва старая, одна из моих первых, кстати, "немка" Fisher. Средней твёрдости. В своё время много убирал у неё каверн от питтинговой коррозии, но все убрать было невозможно, и вот, спустя много лет, очередные пару каверн вблизи РК не выдержали и спровоцировали выпадение маленьких кусочков кромки, оставившие дырки шириной порядка 10-12мкм. и глубиной одна 20 мкм., а другая аж 30мкм. В общем, пришлось сделать тех. барьер и снять примерно 35 мкм.
Для заточки взял свой любимый брусок, какого больше, наверное, ни у кого нет - из экспериментальных от ИНФ-Абразив, что мне в своё время присылали на пробы - зелёный карбид кремния на керамической связке, очёнь твёрдой и плотной, с зерном М7. Брусок при том очень тактильно нежный - как лучшие японские искусственные водники. Мне он заменяет для бритв обычно сразу пару брусков - и 1000jis и 3000jis, при том работает очень быстро и после него кромка уже строгает волос. Т.е. после него сразу можно идти на природник, что я и сделал. Поскольку бритва не особо твёрдая, то для финиша взял камень как раз самый твёрдый из моих японцев - Накаяма Маруичи 5++++. Сначала работал на нём с суспензией слурика умегахата, круговыми движениями, зачищая, как обычно, тем самым риски от М7, и на второй порции суспензии, сменив изоленту на обушке бритвы, ещё немного круговыми и затем однонаправленными со сменой направления движений. Окончательная доводка на том же камне с сильно разбавленной, уже отработанной суспензией того же слурка.
Затем направка на дощечке с чистой кожей 20 проходов на сторону. ННТ тест бритва проходит на расстоянии "обычном" - 10-15мм. от точки удержания, и при том мягко, оставляя чистый, без "хвостика", срез.
На более твёрдых бритвах я часто делаю так, чтобы ННТ тест был на расстоянии до 20-40мм. от точки удержания, но на этой бритьё выходит комфортнее, если сделать его вышеуказанным, "без экстрима". Да, на переточку ушло порядка 20 минут неторопливой работы.
Поверхность фасок получил выраженно матовую. Что часто является даже более характерным для удачной доводки, нежели глянцевая. Хотя я могу получить теми же средствами практически любую визуализацию поверхности фасок, но каких-то подобных задач не стояло - надо было просто довести бритву. Кроме того, равномерная матовость мне нравится больше глянца, и с точки зрения комфорта бритья это мне тоже лучше: я бреюсь при довольно малом угле наклона бритвы к физиономии, и слишком гладкие фаски иногда неприятно "прилипают" к коже, тогда как слегка матовые всегда скользят шелковисто и подконтрольно - впрочем, это вопрос личных предпочтений.
Фаска получилась с лёгким отклонением от плоскости - чуть меньше, чем на 2мкм., о чём я сужу по тому, что при микросъёмке примера, выход за пределы глубины резко изображаемого пространства используемого объектива (1,6 мкм.) ничтожен - можно сказать, всё влезло.
Получилась же эта лёгкая "подлинзовка" из-за того, что я сменил истершуюся слегка изоленту на обушке не перед природником с суспензией (тогда за время отработки 2-х порций суспензии, даже не самые узкие фаски этой бритвы успели бы проработаться до плоскости), а перед второй (и последней) её порцией, когда уже съём был минимален. Впрочем, такое отклонение от плоскости вполне в разумных рамках.
Фотопримеры решил сделать для показа характера матовой поверхности - хорошо видно, что есть направленная прерывистая риска, в сочетании с пластической деформацией. На втором снимке, сильно кадрированном - постарался получше и поближе показать именно размер и характер микрозубчика на кромке. Фото сделаны с объективом Mitutoyo M Plan Apo 20х0.42 с разрешающей способностью 0,7мкм. Освещение с помощью оптоволокна от светодиода с матовым светофильтром. Фото кликабельны:
Изображение
Изображение
------
"Теория без практики мертва и бесплодна, а практика без теории бесполезна и пагубна" П.Л. Чебышев.
oldTor
Капитан
Капитан
Сообщения: 11630
Зарегистрирован: 15 июн 2010, 13:49

Сообщение oldTor » .

В рамках кое-каких экспериментов, заодно получилось некоторое сравнение двух бритв - "Фишера" из предыдущего поста и Wade&Butcher. У Фишера полный угол заточки 13,3 градуса, у Wade&Butcher - 17,4 градуса. По твёрдости - я бы сказал, что Wade&Butcher слегка потвёрже. Хотелось получить достаточно подобный финиш и сравнить в комфорте бритья эти опаски. И получить ответ на вопрос: можно ли однозначно говорить о том, что меньший угол способствует более комфортному бритью, о чём некоторые так часто говорят. Так вот - нельзя)
Конечно, это не означает и обратного, однако получается, что другими аспектами, по крайней мере подобный разброс угла бритв - нивелируется.
Предварительная доводка в обоих случаях выполнялась на одном и том же камне - Накаяма Маруичи, очень твёрдом, но с разными суспензиями. В первом случае - умегахата, во втором - нагура тэнзё. Окончательная доводка на чистом камне с водой выполнялась одинаково и на одном и том же Накаяма Маруичи. Направка делалась, как и в прошлый раз и с тем же результатом: "Затем направка на дощечке с чистой кожей 20 проходов на сторону. ННТ тест бритва проходит на расстоянии "обычном" - 10-15мм. от точки удержания, и при том мягко, оставляя чистый, без "хвостика", срез."
Вот так это выглядит - свет ставил немного иначе, чтобы контрастнее показать именно линию РК (фото кликабельны):
Изображение
А теперь сравним обе кромки во фрагменте оригинальных размеров кадров:
Изображение
Как можно видеть, "глубина" рельефа на именно кромке +- одна. Разность шероховатости фасок, её образующих - пренебрежимо мала,я даже затрудняюсь сказать, где грубее - её визуальное восприятие отличается из-за разной постановки света только. И это сейчас не главное - главное рельеф кромки. Итак, повторюсь - глубина этого рельефа практически одинакова, разница в характере рельефа состоит в том, что на "Фишере" - правая часть снимка - рельеф образован преимущественно более крупными выступами и впадинами. Рельеф Wade&Butcher - левая часть снимка - помимо сходных по размеру выступов и впадин, имеет более мелкий рельеф дополнительно - т.е. "зубчик второго порядка", более мелкий. Казалось бы, разница пренебрежимо мала, в объектив послабее это бы вообще скрадывалось. Однако, в бритье - по чистоте выиграл Wade&Butcher. По комфорту бритья - можно сказать "паритет". И выграл Wade&Butcher несмотря на бОльший угол заточки при той же достигнутой остроте и при той же +- полученной шероховатости что фасок, что РК. Что остаётся в "сухом остатке": микрозубчик второго порядка. Т.е. _характер_ шероховатости, а не её "размер", о чём я столько всегда говорю.
Конечно, серьёзные выводы, и, тем более, закономерности, из этого сравнения выводить не следует - это порочная практика, напоминающая, как несколько лет назад на заточных ресурсах на обсуждении одного-единственного снимка с электронного микроскопа режущей кромки, народ делал выводы о том, как выглядят и какими характеристиками обладают любые режущие кромки после доводки)) Дюже примитивно, но это было))
Однако, на предмет "задуматься" - эти результаты на будущее пригодятся.
К слову - видимо, значение имеет именно размер зуба и его частота, нежели глубина рельефа в целом, так как мои прежние опыты по получению разного рода рельефа кромок бритв, показали, что существенной разницы, которую можно было бы определить, как "закономерность", от разности "глубины" зубчика - не получилось в именно бритье. От размера и формы большинства зубчиков - да. И в стойкости - да. Зависимость вырисовывалась и закономерная - как известно, чем поверхность однороднее и чем более равномерную она имеет структуру - тем она лучше держится. Другое дело, что если речь про то, будет бритва требовать углубленной правки через 3 месяца или через полгода - многим, кто терпеть не может бриться бритвами, потерявшими изначальную остроту и комфорт, кто хочет получать от бритья удовольствие всегда - это практически неважно, они поскорее поправят даже ту, которую другой легко бы юзал ещё несколько месяцев. Но это уже личный выбор. Т.е. речь тут о стойкости первоначальной остроты практически не стоит - она достаточно подобна.
По крайней мере на таком уровне. Ну и конечно, следует добавить, что в обоих случаях, кромки выглядят в слабую оптику для оперативного контроля - "идеально гладкими" и ногтем ощущаются, что называется - "в струну". Это к слову о том, что споры между теми, кто говорит, что РК должна быть "в струну" и теми, кто говорит, что должен быть "зубчик" - обычно продиктованы невозможностью обоим оппонентам, оценить кромку на одном уровне разрешения.
oldTor
Капитан
Капитан
Сообщения: 11630
Зарегистрирован: 15 июн 2010, 13:49

Сообщение oldTor » .

Пример избыточно гладкого финиша бритвы - и фасок и РК (фотки кликабельны):
такой вариант бреет достаточно чисто и в процессе комфортно, но... потом оказывается, что кожный покров деформирован - по нему как циклей прошлись, совершенно незметно и без неприятных ощущений в процессе, сняв верхний слой:
Изображение
Кромка при том не идеально гладкая на таком уровне разрешения, однако это всё равно избыточно гладко, а шероховатости не формируют постоянного регулярного, подобной формы, "зубчика"-рельефа, необходимого для нормального бритья. При том, как выяснилось, некоторые неровности кромки продиктованы не недостатками заточки или деформациями слишком тонкой кромки в процессе бритья, а питтинговой коррозией - на снимке выше видны совершенно микроскопические точечки её, а на отдельном снимке с другой стороны фаски специально снял заметный "очаг" коррозии, вышедший на РК и спровоцировавший там микроскол. Причём при заточке и доводке этой бритвы тех. барьер не выполнялся, что явно было ошибкой. Ну и в обычную оптику для оперативного контроля, ясное дело, такие недочёты просто не видны. Вот вам и "для заточки хватает лупы" или "простенького микроскопа". Тут их не хватило. Иначе бы я не оставил в зоне РК и на самой РК таких артефактов:
Изображение
Ну и при оперативном контроле с падающем косым светом так контрастно коррозию не видно - необходимо, как оказалось, освещение через объектив.
P.S. Зато для микротомного ножа, подобная по гладкости (и тонкости) РК, подошла бы. Ну, с учётом "работы над ошибками" в плане удаления микросколов от питтинговой коррозии. Тонкость РК тут максимальная, на пределе способности данной стали её удержать, но на микротомных ножах угол больше, а значит при такой тонкости РК и стойкость её была бы выше.
------
"Теория без практики мертва и бесплодна, а практика без теории бесполезна и пагубна" П.Л. Чебышев.
ivansemeonov4
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 16 авг 2023, 13:58

Сообщение ivansemeonov4 » .

Постоянно сталкивался с такой проблемой как гладкий финиш на бритве Бреешся всё нормально а потом рожа горит и дискомфорт ужасный . Полность с вами согласен то что лупа и простенький микроскоп проблему с корозией не решат .
Tras Krom
Прапорщик
Прапорщик
Сообщения: 2031
Зарегистрирован: 21 мар 2010, 20:38

Сообщение Tras Krom » .

Процесс изготовления камисори от Iwasaki, весьма подобный кстати и снят хорошо.
Что он делает на 15.19??
oldTor
Капитан
Капитан
Сообщения: 11630
Зарегистрирован: 15 июн 2010, 13:49

Сообщение oldTor » .

Спасибо, интересно!
Полагаю, направку.
Интересно, что там за порошок у него.
Вообще занятно, что в качестве основы, похоже, просто тряпица, даже не очень сильно натянутая на что-то твёрдое.

Tras Krom
Прапорщик
Прапорщик
Сообщения: 2031
Зарегистрирован: 21 мар 2010, 20:38

Сообщение Tras Krom » .

Мне кажется что это шлам а не порошок. Или, это он консервирует так, и там у него просто масло. Мне приходила эта бритва обильно так залитая маслом.
oldTor
Капитан
Капитан
Сообщения: 11630
Зарегистрирован: 15 июн 2010, 13:49

Сообщение oldTor » .

Хм. Может масло с натёртым на тёрке стеарином? Так иногда делают... Вообще, на шлам похоже и вправду.
Ответить

Вернуться в «Заточка режущего инструмента»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 8 гостей