Попал мне на пробы вот такой Ozuku Damascus Asagi:
И макрофото его рабочей поверхности и нижней:
Интересный камень. Вот тактильно, перед работой, мне совершенно не удалось предугадать степень его твёрдости и плотности даже близко. Почему-то казалось, что будет достаточно мягок и сможет давать собственную суспензию легко. Потому решил на нём подправить кухонничек из нержи - суспензии никакой, скольжение плавное, хорошее, мягкое. Немного мутноватой взвеси в СОЖ попадает, но суспензией это назвать нельзя.
Удивительно, но подправил кухонник, ранее финишированный несколько дней назад на чарнли, этот Озуку довольно легко - микрозамятия ушли, не поцарапав камня, при том (каюсь, не выправлял их перед тем как взяться за камень, что весьма неправильно). Конечно риска от чарнли полностью не убралась, однако остроту я восстановил - волос режет в 5-ти мм. от точки удержания легко, при том что кромка довольно агрессивна. Но это всё мелочи. Самое интересное было - попробовать на бритве!
Взял "многострадальный" шефилдовский клин, на котором последнее время кучу всего пробую, опять освежил его на суэхиро 8000 грит из карбида кремния, и взял Озуку с суспензией кома-нагура.
Нагура натиралась "штатно" - и не слишком легко и не слишком медленно, а как бы в режиме "натираешь и одновременно приводишь частицы в наводимой суспензии к одному знаменателю". Трение между камнем и нагура ощущается очень информативно.
Ну и приступил к работе.
Первые две минуты прошли в разочаровании - цвет суспензии не меняется, нет ощущения дробления её частиц, бритва (поскольку уточенный клин, то с изолентой на обушке) то залипает, то пробует, особенно при "доворачивании" её для проточки чуть более уточенного носика с некоторым скруглением, "подпрыгивать".
Но вдруг что-то стало меняться - наконец-то суспензия начинает темнеть (а потом и рыжеть - снятый металл начинает в ней корродировать), прилипание - уходит и скольжение становится очень приёмистым - как будто работаешь по сланцу и не самому тонкому.
Далее, постепенно скольжение становится более гладким, и наконец становится возможно при длинных проходах не "продавливать" суспензию до камня. Т.е. под фаской постоянно "водяная подушка" с толикой суспензии.
Почему такая динамика получилась - думаю потому, что камню и кома потребовалось время на приработку к стали после 8000-ника. Если бы дело было просто в слишком выглаженной поверхности камня, то прилипание никуда бы не делось, и уж совершенно точно не пошло бы такое явное "трение", если его захотеть получить, чуть сместив акцент и убирая из под фаски "подушку".
Когда порция суспензии нагура полностью "отработала", всё помыл и приступил к работе на чистом камне.
Поначалу опять началось скольжение с заминками и "спотыканиями", прилипанием, но слабее выражено, нежели на предыдущем этапе, и так же постепенно стало глаже и равномернее. Заканчивать работу было уже комфортно, единственно, что следить за давлением приходится очень пристально - бритва стремится "уткнуться" в камень дав слишком активный акцент на кромку. Однако всё проработалось вполне чисто и аккуратно - вот что получилось - макро 8:1, стэкинг, кроп, и ещё один кроп поближе:
Рез волоса мягкий, весьма удовлетворительный, единственно, что я бы предпочёл чуть более ярковыраженный "микрозубчик", ну да ничего - вполне комфортная кромка получилась, не чрезмерно гладкая. В целом, камень понравился - хороший добротный финишник.