Описание, как обычно, будет периодически редактироваться.
Слово «тактический» применительно к одежде сейчас означает одежду для вооруженного профессионала, как правило пытающегося не выглядеть вызывающе и подозрительно. Именно поэтому я люблю добавлять к этому слову «городской», чтобы не путать с более общим понятием, включающим в себя полевую военную одежду. Существует три основных вида тактических брюк:
1. Скрытно-цивильные, без накладных выпирающих карманов, похожие на простые брюки. Типичный пример: BLACKHAWK! TNT Pants http://www.splav.ru/goodsdetail.aspx?gi ... a08.400150
2. Ставшая для многих стандартом схема, являющаяся компромиссом между кэжуал и боевой одеждой - задние косые карманы, передние малые карманы для пистолетных магазинов, грузовые плоские квадратные карманы с боков, усиление зада и коленей, резинка в поясе и т.д., например BLACKHAWK! LW pants http://www.splav.ru/goodsdetail.aspx?gi ... a08.400150
3. Боевые (т.е. полевые) брюки с элементами комфорта тактических городских, типичный представитель в ассортименте Сплава - брюки TSU и TSU-2, 5.11 TDU pants http://www.splav.ru/goodsdetail.aspx?gi ... a06.100150
Именно о втором типе брюк будет идти речь. Никаких «на основе Кайманов», «на основе 24/7», никаких «поменьше карманов» и т.п. не будет. Брюки должны быть полной альтернативой подобным тактическим брюкам иностранных производителей с соблюдением основных законов жанра. При этом мне не хочется делать их чересчур агрессивными (например, в так уважаемых мною брюках BLACKHAWK! есть ИМХО перебор с агрессивными линиями)
Вот хороший сайт с описаниями и фотографиями (английский) http://tacticalpants.com/tactical-pants-review тактических брюк, там есть информация практически по всем существующим моделям. Рекомендую посмотреть. У меня на руках есть мои брюки BLACKHAWK! LW, щупал 5.11 и изучал фотоматериал и описания по другим производителям. За основу во многом будут взяты именно упомянутые выше блэкхоковские брюки, чего я совершенно не скрываю. Данный текст будет интересен в первую очередь тем, кто носил подобные брюки иностранных производителей и понимает о чем речь.
Теперь вкратце об основных моментах, которые повторяются у многих производителей («законы жанра» ) и как хочется их реализовать:


Пояс под ремень до 50 мм включительно, очень широкие шлевки, пояс с эластичной вставкой. Вставка реализуется двумя способами. Либо просто вшивается внутрь широкая резинка (простой и неудобный способ), либо интегрированная в пояс резинка, стягивающая без складок переднюю и заднюю часть брюк, резинка проходит как бы в туннеле внутри пояса. Эластичность и комфорт гораздо выше. Этот способ, реализованный у брюк BLACKHAWK!, 5.11 TDU и Tru-Spec 24/7, конечно же предпочтительнее.
Общий покрой - свободный, с ластовицей (вставкой в виде ромба) в промежности для прочности и свободы движения. Молния, хорошая кнопка и пуговица внутри. Здесь за основу будет взят Блэкхок. Есть подозрение, что у этих брюк немного широковат зад, надо будет смотреть, возможно подкорректируем.
Ткань. У большинства производителей первая и основная ткань - плотный 100% хлопок с мягкой поверхностью и предварительной усадкой. Дальше идет популярная в коммерческих вещах смесовая ткань рип-стоп полиэстр/хлопок с тефлоновой обработкой для скатывания воды. Как экзотика - 100% нейлоновые ткани (5.11, BLACKHAWK!). Некоторые используют смесовую ткань 50%/50% нейлон/хлопок. Именно ее, рип-стоп NYCO 50/50 (подобная ткань используется на ACU) мы и будем ставить на будущие тактические брюки в первую очередь. Такая ткань превосходит смесовую с полиэстром прочностью, комфортом к коже (воспринимается ближе к хлопку), устойчивостью красителя и т.п. В последствии при условии хороших продаж можно подумать о хлопковом варианте и о зимнем варианте с тонким флисовым утеплением (аналог утепленных брюк 5.11)
Цвет - уже сейчас есть черный и олива, как на TSU. В ближайшее время я начинаю подбирать идеальный оттенок цвета «Койот» (более интересный нашему человеку, чем светло-бежевый «хаки» ). Еще один интересный вариант - Tobacco, смесь советского брезента с коричневым. Остальные варианты обсуждаемы.
Широкое применение двойных швов и закрепок. Конкретно по нашим штанам: липучки пришиваются в 2-3 прохода по нагруженным сторонам для надежности, а также по диагонали (чтобы снять нагрузку с краев). Это позволит уменьшить вероятность осыпания краев липучек. Кроме того, швы липучек не должны быть видны снаружи клапанов карманов. С так любимыми мною запошивочными (в замок) с цепным стежком швами скорее всего не получится (трудно шить ластовицу), но как можно надежнее швы на внутренней стороне ноги я постараюсь сделать.
Обычно в подобных брюках есть кольцо для подвески ключей под передней шлевкой. Что я хочу сделать:
1. Использовать кольцо из шнура вместо пластиковой/металлической фурнитуры, ибо оно меньше давит на тело
2. Перенести кольцо на более на мой взгляд приемлемое для этого место - прямо над боковым врезным карманом, вшить под пояс. В этот карман люди кладут ключи. Так снаружи будет меньше видна цепочка, на которой у вас висят ключи.
3. Чтобы левши не обижались, сделать вторую петлю на левой стороне брюк.
Усиление зада большой площади, не заметно в отличие от круглого «седла» типа BDU/ACU, и одновременно образует задние карманы. Задние карманы «косые» (очень удобные по сравнению с классическими), придуманы фирмой 5.11. Помимо того что вход под углом, карман находится близко к боковому шву брюк, предполагает возможность использования складного ножа на клипсе (вблизи бокового шва вход в карман имеет горизонтальный участок, чтобы нож располагался вертикально). Я хочу сделать форму входа заднего и врезного бокового карманов округлой и переходящей друг в друга, как у брюк Woolrich и Genuine Gear:

Горизонтальный участок достаточно широк для складного ножа и имеет усиление из второго слоя ткани, высотой не менее стандартной клипсы для ножей.
Обычно карман застегивается на липучку, нашитую посередине внутри входа в карман.


Эта схема плоха по двум причинам: по краям липучки большие щели, отчего есть ощущение ненадежности (поэтому выше в брюках BLACKHAWK! и Woolrich нашит врезной карман для кошелька на молнии), и рука или перчатка всегда царапается об липучку. Я хочу отойти от классической схемы двумя способами:
1. Вместо одной липучки две небольших, получается меньше щелей между ними. Для расстегивания кармана между липучками просовываются пальцы, пальцы раздвигаются. Сверху карман для кошелька на молнии (см. основной эскиз выше)
2. Радикальное решение. Задние наклонные карманы застегиваются на клапаны на липучке (кроме горизонтальной области для клипсового ножа). Надежность прекрасная, руки не царапаются, карман для бумажника на молнии можно убрать.


Спереди обычно врезные или накладные небольшие карманы «для пистолетных магазинов», в которых многие носят мобильный телефон. Я хочу сделать его шире обычного, за счет приближения в упор к боковым швам брюк. Форма станет почти квадратная. Проблемы две:
1. Карман начет мешать клипсе складного ножа. Но мы условились, что идеальное место для складного ножа это край задних карманов, там даже есть усиление.
2. Продолговатые предметы, которые обычно вертикально сидят в узких передних карманах, могут упасть на бок. Я даже думал, а сделать ли внутри узкий кармашек, или не стоит?
По поводу покроя данного кармана. Обычно он у большинства производителей имеет складки с обоих боков для объемности. Выглядит он, судя по моим LW BLACKHAWK! когда набьешь карманы, некрасиво - топорщится. Учитывая что карман стал шире, мне хочется ближайший к центру тела боковой край кармана зашить намертво. Складка сбоку будет большой, и в ней будет позаимствованная у брюк Tru-Spec 24/7 идея о маленькой липучке, придающей карману аккуратность (пожалуй это единственное, что мне в этих брюках нравится, а они у меня есть). Фото с milspecmonkey.com:

Боковые врезные карманы. Они глубокие, углы у дна я люблю скругленные. Внутри в дальнем угле для правши специальный кармашек для ключей. Подобная вещь есть в LW BLACKHAWK! и в некоторых моделях Colambia. В чем его суть в данном случае:
Когда карманы пересекаются в несколько слоев, важно чтобы их содержимое минимально пересекалось. В данном случае врезные боковые карманы пересекаются с упомянутыми выше передними накладными. Связка ключей будет упираться в мобильный телефон, и будет неприятно и вам, и телефону. Чтобы увести ключи вбок и нужен кармашек в уголке:


Под правым врезным карманом вшивается скрытый на вертикальной молнии. В отличие от LW BLACKHAWK!, где этот карман занимает ту же площадь, что и врезной боковой, я хочу сделать его короче в высоту, чтобы положенный в него предмет не пересекался с содержимым на дне основного врезного кармана. Похожий принцип с дном реализован на заднице справа.
Боковые накладные грузовые карманы. Традиционно плоские, небольшие, форма близка к квадрату. Торчать-выпирать не должны. Спереди боковой край плоский, сзади - большая складка с маленькой липучкой сверху (в стиле 24/7 Tru-Spec). Посередине кармана - складка, причем нестандартная - широкая и в одну строну, как на BDU (обычно делают две маленьких).
В грузовом кармане будет моя любимая «внутренняя организация». У 5.11 с этим туго, у BLACLHAWK! - три широких ячейки из слабой резинки, многие предметы болтаются и выпадают. Я хочу кармашки наподобие TSU, т.е. объемные (объем очень небольшой, т.к. карман в целом не должен сильно выпирать), из тонкой прочной синтетической ткани и с верхом в который вшита широкая резинка, помогающая удерживать предмет который уже кармашка. На правой ноге будет четыре отделения, по ширине для складных ножей, фонариков, мультитулов, пистолетных магазинов и т.п., а на левой - три более широких. Магазины к автомату в таких кармашках как правило никто не носит (хоть например у BLACKHAWK! и рекомендуется в описании эластичных ячеек внутри карманов). Сверху нашито одно D-кольцо, оно отнесено немного назад.
Также в грузовых накладных карманах будут скрытые карманы на вертикальной молнии (молния вдоль переднего бокового края кармана), как у LW BLACKHAWK!. Они ужасно удобны в сидячем положении, например в автомобиле. Сам карман занимает примерно 2/3 площади основного грузового кармана. В отличии от оригинала, в котором молнии видны снаружи, здесь они будут скрыты под краем кармана.
Усиление коленей - только изнутри, вход скорее всего сбоку (пока не продумал как именно). Проблема с защитными вставками D3O, они сложной формы, и если делать под них, надо усложнять конструкцию (под обычным усилением прямоугольной формы нашить скрытый карман из тонкой ткани по гробикообразной форме D3O)
Низ брюк. Должна быть возможность утяжки (так редко носят, но все же это очень приятная мелочь). 5.11 делает петли для установки тесьмы/резинки, но в комплекте ее не дает. Нужно ли? Я бы дал как и в случае TSU съемные эластичный шнур и кнопочный регулятор. Хочешь - снимай, хочешь - сними регулятор и завяжи резинку в узел, хочешь пользуйся регулятором. Вряд ли это сильно добавляет в стоимости.
Новый эскиз:


Петля для карабина ключей сместилась вперед, чтобы скрыть подвеску ключей. Шнур нейлоновый, с плотной поверхностью, типа паракорда;
"Пистолетно-магазинные" карманы стандартной ширины и с обычной складкой с обоих боков. Пока представим, что карманы расположены симметрично с обеих сторон брюк. Близко к боковому шву, но есть место для клипсы, до 2.5 см в ширину. Усиления для клипсы нету, т.к. в этом месте получится нагромождение слоев ткани;
Скрытый карман на молнии тех же габаритов, что и обычный врезной - чтобы помещались документы;
Вход для защитной вкладки на коленях снизу (так удобнее). Для D3O слишком сложно делать в данных брюках;
Съемный эластичнй шнур и обычный регулятор для утяжки. Предложенный "как на самосбросах Баска" должен обязательно вшиваться (т.е. он не съемный, и даже при малых габаритах он чувствуется когда брюки заправлены в ботинки), и он может перетирать шнур, поэтому отказать;
Усиление зада ниже стандартного (стандарт - нижняя граница горизонтальная, она же граница карманов, доходит чуть-чуть ниже промежности). Теперь нижняя граница наклонная (от промежности к бокам поднимается), граница задних карманов обозначена горизонтальным швом;
Внутри грузовых боковых карманов вместо колец - те же петли из шнура;