Сразу оговоримся, что это моё личное вИдение, основанное на изучении различный образцов ИЖ-38 (точнее имеющихся у меня как полных изделий, так и отдельных комплектующих и других потрохов ), их анализе и сравнении. Таким образом, сначала я буду постулировать свою гипотезу, а потом приводить аргументацию. Желающие могут перепроверить всё описанное на основе своих имеющихся моделей. Книгу уважаемого Наганта я не читал, надеюсь в ближайшем будущем приобрести и наконец ознакомиться...

На данной фотке представлен рассматриваемый нами ряд ИЖ-38, правда самые нижние два образца (винт и отдельно компрессор) - это ИЖ-22 - он нам нужен для сравнения и начала исследования. Ибо прародитель...

...о прародителе...
1966(?)-1980(?) Иж-22 - всем известная модель - с закруглёнными вровень с компрессором гранями муфты, рычажком (или флажком) запирания, толстым стволом ф 14,5-15 миллиметров, вставным латунным (некоторые указывают, что бронзовым) лейнером в 12 нарезов, острой мушкой и простым целиком в муфте, для которого в ней выфрезеровано соответствующее посадочное место. Задник имеет цельный штырь-направляющую для пружины, ДВА отдельных штифта - для крепленя СК и для крепления задника в цилиндре. Поршень массивный с толстой передней стенкой. Ход поршня +-60мм. Пружина с проволокой 2,8мм (или 2,6мм). Ложа - пластик вишнёвого или шоколадного цвета (реже чёрного) с двумя белыми (реже жёлтыми) медальонами по обеим сторонам с надписью "ИЖ-22 сделано в СССР" (якобы более ранние модели) или "IJ-22 MADE IN USSR" (якобы более поздние модели). Год выпуска кодировался буквой русского алфавита перед серийным номером изделия (путанница с буквами окончательно не разъяснена и по сей день).
Достаточно однородная модель, за исключением отдельных редких экземпляров с кованным стволиком без лейнера, в 6 (или 12) нарезов и деревянной ложей красноватых оттенков. Данная модификация якобы возникла в конце 80-х годов то ли по спецзаказу для спортсменов, то ли на экспорт.
...о потомках...
1. 1978(?)-1980(?) на основе предыдущей ИЖ-22 появляется новая модель - ИЖ-38. Для удобства назовём его литерой "Р" - "редкий, раритетный, ранний" - как кому будет угодно. Стволик без лейнера, кованный в 12 нарезов.
У меня такого экземпляра в коллекции пока нет, поэтому ТТХ фантазировать не будем...
2. 1980(?)-1987(?) наверное самый распространённый ИЖ-38, который для удобства назовём литерой "К" - "классический, коммунистический, кассовый, коммерческий" - кому как понравится. На фотках он 1987 года выпуска второй снизу (слева), сразу за ИЖ-22.


Компрессор технологически взят явно от ИЖ-22, только появилось клеймо - "ИЖ-38" и щит со стрелой. Муфта с рычажком - тоже технологически от ИЖ-22, только её перестали обтачивать заподлицо с компрессором - стала угловатая и харизматичная для нового ИЖа. Возможно причиной явилось удешевление производства. (ради демонстрации привожу фотку, где одинокая муфта от ИЖ-22 собрана с таким же одиноким компрессором от ИЖ-38 - всё работает как тут и былО - как и в ПСРМ-2-55, кстати, но это отдельная история )

Задник изменился внутренне - убран штырь-направляющая, просверлен чуть глубже, в связи с чем пружину стали ставить более длинную и с ф 3,0мм, в результате чего увеличилась мощность винтовки. СК теперь штифтуется тем же штифтом, что и задник в компрессоре - поэтому отверстие в компрессоре под штифт отстоит ближе от его заднего края, чем у ИЖ-22 (см.фото). Поршень стал менее массивным, чем у ИЖ-22 - тоньше передняя стенка. А также добавился утяжелитель (кажется на 75 грамм). Ход поршня остался прежним - около 60мм. Насчёт стволика ничего сказать не могу - мой экземпляр достался мне без дудки, поэтому её истинный диаметр я не знаю. Думается (и указывается другими), что он также был 14,5 - 15 миллиметров. Основное отличие от всех предыдущих моделей - 6 нарезов в кованном стволике. Мушка изменена с острой ИЖ-22 на кольцевую с пеньком внутри. Мушка также напрессовывалась на стволик, но стала более массивной, что наверное сделано как надульник-утяжелитель для повышения точности более мощной винтовки. Целик в отличие от ИЖ-22 более сложной конструкции, но ставится как и прежде в выфрезерованный паз на муфте. Ложа также от ИЖ-22, только вместо медальончиков, которые крепились двумя штырьками-клёпками в круглом углублении ложи, углубления оставили не просверленными и добавили какую-то непонятную аппликацию в виде снежинки что-ли? Т.е. каких-либо надписей, что это ИЖ-38, на пластике не стало. Год выпуска, в отличие от ИЖ-22, теперь стали кодировать двумя первыми цифрами серийного номера на муфте.

3. 1985(?)-1992(?) происходит очередная модификация ИЖ-38, которую для удобства назовём литерой "Н" - "новый, непонятный, неописанный, неизвестный, неназванный". На фотках он третий снизу (слева) 1988 года выпуска. Основное отличие от ИЖ-38 "К" - диаметр дудки уменьшился до 13мм (теперь навсегда ) и отпала необходимость её проточки под отверстие муфты, а также появилось запирание муфты ригелем. Для последнего муфту изменили кардинально, а в компрессоре вместо стоявшего там ранее ригеля просто запрессовали клин. Размеры гнезда остались те же. Обратите внимание на фотки - хорошо видно, что на компрессоре теперь нет маленького отверстия под штифтик ригеля ИЖей 22, 38"Р", 38"К". Зато в муфте появилось маленькое ответстие под штифтик ригеля, которое затем перейдёт и на ИЖ-38"П" и на ИЖ-38"С" и на Мурку (но это забегая вперёд). Уплотнение перепуска теперь тоже перекочевало на компрессор, в котором под него появилось сложное гнездо, в отличие от просто бывшей ранее "дыры" перепуска. Задник и поршень те же. Ход поршня как и был - около 60мм. Компрессор всё тот же - обратите внимание на фото - он с ДВУМЯ винтами крепления муфты! Длинна 280мм от края рогов до конца цилиндра. И клеймо присутствует.


Однако, имею экземпляр компрессора (см на следующем фото он третий слева), на котором клеймо ИЖ-38 есть, а щита со стрелкой уже нет! Может это брак, а может постепенное удешевление технологии, т.к. далее клейма не будет уже вообще, что станет ясно из описания следующей модификации.

Ложи у меня также нет, но из описания ТС - она всё такая же как и в предыдущие десятилетия, в вишнёвых тонах, но только уже с надписями СССР и ИЖ-38 на прикладе или цевье. И это не удивительно, ведь компрессор-то конструктивно не менялся! (не считая ригеля, но он на способ крепления с ложей не влияет).
4. 1992(?)-1993(?) очередная модификация ИЖ-38, которую для удобства назовём "П" - "переходная", на чём как раз и настаивают знатоки истории ИЖей. Главное изменение - уменьшение общей длины и рабочей части компрессора (где-то 265мм). Это хорошо видно как на предыдущих фотках (все компрессоры я специально укладывал вровень рогами), так и на последующих с линейкой. Он предпоследний справа (или сверху).

Также на фотках видно, что уменьшилась длина и тяги взвода - где-то на сантиметр, в отличие от ИЖей от 22 до 38"Н". Ход поршня соответственно стал меньше - около 52мм.

Клеймо ИЖ-38 и щит со стрелкой теперь исчезли совсем, НО проточки-ластохвоста ещё нет! Целик так и продолжает ставиться на муфту! У меня винт 1993 или 1995 года выпуска (не очень хорошо видна вторая цифра) и без ложи, поэтому о последней ничего сказать не могу.
5. 1993(?)-2001(?) заключительная модификация - ИЖ-38"С" - "Спорт". Также хорошо известна многим. Возникла из ИЖ-38"П". Короткий компрессор 265мм, ход поршня около 52мм. Запирание ригелем. НО теперь на компрессоре выфрезерован ластохвост и целик перенесён на него. На фотках он крайний справа или сверху. Мушка несколько крупнее, чем у предыдущих модификаций и имеет надпись ИЖ-38С (на фотке верхние две, нижняя от ИЖ-38"Н").

Ложа стала несколько другой - чёрного пластика, с надписями "ИЖ-38 С", "ЩИТ", "Пневма 4,5" и украшена несколько неудачной на мой взгляд абстракцией. В связи с изменением размеров компрессора соответственно изменились и пропорции крепления его к ложе. Новые не совсем подходят для предыдущих модификаций ИЖ-38, но прикрепить всё же можно чуть подправив расточки в пластике или сделав новые.
В заключение осталось отметить, что в какой-то из мидификаций появились телескопические утяжелители (см фотки). Они попали ко мне с запчастями от ИЖ-38"С", но я не уверен в этой аутентичности, т.к. ранее читал, что такие были в самых ранних модификациях, которые я условно обозначил здесь как ИЖ-38 "Р" или "К", но не в "С".
Далее - поршни ИЖ-38 различаются размерами, условна делясь на 2 типа. Один ещё чуть легче и короче другого, а оба короче и легче поршня ИЖ-22. Какой тип на каких модификациях использовался - тоже планирую подизучить...
Также хотелось бы обратить внимание на качество воронения железа ИЖ-38. В отличие от 22 и даже ПСРМ, наряду с их качественным оксидированием у меня например покрытие на ИЖ-38 "Н" другое - стирается от ацетона или другого растворителя (Клевер что-ли?). А один из ИЖ-38"С" 2001гв вообще покрашен какой-то чёрной краской довольно толстым слоем. Как-то на форуме писАли, что это экспериментальное покрытие для Ижевских огнестрелов спецназначения.
