AlecR писал(а):
И газы после этого до начала отпирания должны двинуть поршень с затворной рамой, то есть объем их в несколько раз увеличивается.
Мда.... Должны увеличиваться. И увеличиваются, только не в несколько раз. И что следует из того что вы написали?
Чую, зря я затеялся впасть в объяснения. Ладно, поехали. Как получится, так и получится.
Начать нужно с того, что винтовка Токарева имеет газоотводный двигатель динамостатического типа и запирание перекосом затвора. Удаление ГОО отказенного среза ствола - ок. 517 мм.
Оба этих механизма спроектированя с существенными органическим ошибками, суть которых в то время еще не была известна. Главной особенностью двигателя является практически полное отсутствие начального объема перед поршнем. В результате, газ поступающий из ствола к поршню воздействет на него очень резко, с ударом. Характер воздействия газов на поршень в начале отпирания почти динамический, из за чего рама отбрасывается назад броском и приходит в соприкосновение с затвором очень быстро, практически моментально, при давлении в стволе близким к 600 атм. Рама бъет в затвор и начинает пытаться его выдернуть вверх. Объем камеры перед поршнем увеличился очень незначительно, всего около 3,5 см куб. Это навскидку, устным счетом. намного меньше, чем у АК и СВД. Усилие, с которым давит поршень на раму составляет..., ну примерно 300 кг/см кв. или даже меньше, с тенденцией к снижению. Затвор в это время прижат к запирающему вкладышу коробки давлением тех же почти 600 атм и усилием около .... 450 кг/см кв. с тенденцией к снижению. Поскольку рама пытается поднять затвор скосами, то в узле их взаимодействия будет присутствоать некий эффект рычага, но трение в узле тоже меняет характер взаимодействия, что делает соотношение сил в узле запирания со стороны двигателя и рамы и сопротивляющегося им затвора таким, что силы у двигателя все равно не хватвет, что бы поднять и отпереть затвор. И затвор вместе с рамой стоят на месте, оптпираняи не происходит - все ждут падения давления в стволе. Пуля движется в канале ствола, давление в нем падает, а в камере двигателя остается достаточно значительным - газ не успевает вытечь назад в ствол из предпоршневого пространства. В итоге, пуля покидает ствол, давление в стволе резко падает, что существенно снижает усилие, которым затвор прижимается к коробке. И в этот период, двигатель через поршень и раму таки его преодолевают и поднимают затвор, отпирание происходит. К этому времени пуля уже ушла и в стволе имеется остаточное давение около 100 атм.
И вот здесь начинается самое интересное. Газа в двигателе еще достаточно, и он толкает подвижную систему назад, с неким ускорением, отправляя ее в сторону крайнего заднего положения для того, что бы перезарядить оружие. Но если газорегулятор установлен на маленькое значение отверстия, то мощности газа в двигателе слишком мало, что бы произвести перезаряжание энергично ви надежно во всех условиях эксплуатации - винтовка начинает "виснуть". Если отвертсие слишком большое, то газа в двигателе с избытком и он толкает раму с достаточной силой для надежнего перезаряжания, но тогда начинате не успевать магазин... Но я несколько отвлекся.
Когда затвор СВТ отперт, в стволе имеется остаточное давление, и оно придает подвижной системе через дно гильзы и затвор дополнительное ускорение, дополнительное к тому импульсу, который она получает от двигателя. В итоге, может сложиться впечатление, что винтовка Токарева имеет автоматику смешанного типа, в которой отпирание производится двигателем, а отбрасывание подвижной системы - остаточным давлением в стволе. Это и так, и не так. При определенных условиях (избыточное отверстие в регуляторе, нормальное усилие извлечения гильзы - нет тугой экстракции), эффект комбинированной автоматики в СВТ будет иметь место и дочстаточно явный. При недостаточном отверстии и тугой экстракции остаточное давление в стволе упадет и станет несущественным раньше, чем произойдет отпирание и станет возможным движение гильзы - в этом случае работу по отбрасыванию подвижных частей прийдется производить двигателю - будет иметь место классическая газоотводная автоматика. Тоже самое будет иметь место и при нормальном положении газорегулятора, но сильном защемлении гильзы в патроннике - ее не сможет выжать из патронника остаточное давление даже при отпертом затворе. И тогда извлекать гильзу прийдется затвору только под действием рамы и двигателя - вплоть до отрыва фланца. А если мощи в двигателе будет достаточно и фланец не оторвется - то зацеп извлекателя сорвется с гильзы и подвижная система будет отброшена назад, но бестолку - винтовка откажет наглухо. В общем, винтовки Токарева я бы отнес к оружию с автоматикой "мерцающего" (простите меня, Владимир Григорьевич и Федор Васильевич за такие вольности в классификации) - типа. При одних условиях (сочетании условий) она газоотводная, при других - комбинированная.
И в этой нестабильности работы автоматики с большой чувствительностью к внешним условиям и кроются причины ее недостаточной для условий реальной боевой эксплуатации надежности.
Ну и о том, что в первом издании книги написано одно значение давления в стволе при отпирании, во втором - другое. И то и то значение верны, но одно для его начала, другое для конца. Продолжительный по времени процесс при меняющемся давлении всегда будет иметь две границы. И оба значения написаны в соответствующих источниках. Откуда я их и выписывал и включал в книгу. На то второе издание на то и "исправленное и дополненное", ч то бы там как то что то уточнять.
Примерно так.
Надеюсь, участники поймут что здесь нарисовано. На нижнем изображении находится велограмма движения подвижных частей СВТ-40 с ГОО 1,7 мм. Можно видеть резкое падение скорости рамы после присоединения к ней затвора. И - что очень важно - именно замедление скорости рамы, пусть и очень существенное, но не её полная остановка. Это потому, что в двигателе установлено самое большое значение ГОО - 1,7 мм. При нем мощности двигателя хватает, что бы даже при максимальном прижатии затвора к коробке, медленно поднимать его и производить отпирание.
А на изображении выше показано велограмма автоматики автомата Судаева АС-44. Хорошо видно, как подвижная система реально "стоит" после присоединения затворной рамы к затвору и ждет снижения давления в стволе для осуществления отпирания. В данном случае имеет место автоматика комбинированного типа, причем в весьма явном виде.