Кислотное оксидирование(ржавый лак)

errrero
Подпоручик
Подпоручик
Сообщения: 3499
Зарегистрирован: 27 авг 2004, 01:15

Сообщение errrero »

Ржавым лаком называют составы,вызывающие усиленное ржавление поверхности стали,с образованием магнитной окиси железа.Они представляют собой кислые растворы солей железа,содержащие иногда соли ртути и некоторых других тяжелых металлов.
Состав "ржавого лака" на 2 литра воды.
Соляная кислота .........100мл
Азотная кислота .........130-140мл
Окалина железа(дробленная)..300гр
Железная стружка............80гр
Процесс приготовления состава такой же ,как в моем топике"Воронение стали".
Обезжиренную деталь намазывают составом "ржавый лак",выдерживают час при темпнратуре 35-40 градусов и влажности воздуха около 70%.Затем деталь вываривают в Питьевой Воде или дистиллированной,но не из под крана. Воду надо подкислить азотной кислотой (1 г/л). После выварки деталь сушат и обрабатывают крацевочной щеткой,изготовленной из проволоки ,толщиной 0,1-0,15 мм.После крацевания деталь обрабатывается опять расвором,процесс повторяется не менее четырех раз. После четвертого раза деталь в течении пяти минут варится в машинном масле при 110 градусах. При этом,вся влага из детали (резьба и т. д.) удаляется и оксидная пленка пропитывается маслом.
Это самое стойкое и прочное воронение. Если оно сделано хорошо,деталь практически не ржавеет. Не ржавеет потому,что это покрытие и есть ржавчина,только чернрго цвета. Конечно примитивное сравнение,но в конечном итоге это так.
tex
Поручик
Поручик
Сообщения: 5395
Зарегистрирован: 11 ноя 2002, 12:44

Сообщение tex »

Олег, скажи, пожалуйста, вот такую вещь.
Я тут недавно напопролся на книжицу 30-х годов про защитные покрытия на металлах в военном машиностроении. Там было указано что при оксидировании больших стальных деталей на советском стрелковом оружии используется исключительно щелочное оксидирование. Как "глянцевое" так и "матовое", изложена полная технология.
В то же время ты утверждал когда то, что мол именно "ржавй лак" использовали всегда на "Ижмаше".
Однако, как известно, "ржавый лак" дает хотя и прочное покрытие, но с коричневатым оттенком. Такие стволы, кстати, на твоих любимых маузерах.
Но вот всё советское стрелковое оружие времён войны, которое приходилось видеть, имело строго чёрный цвет. Именно такой, какой дает щелочное.
Как ты это прокоментируешь? Что же все таки использовалось в советском оружейном производстве?
И ещё.
Ты как то раньше, в описании своего процесса покрытия "ржавым лаком" утверждал что используешь смесь окалины: чугунную и стальную. Чем они отличаются?
Я так понимаю, что при окислении металла, избыточный углерод, сера и фосфор чугуна просто связывается кислородом и уходит в виде газа. Эти неметаллы при таких температурах просто не смогут остаться в виде твёрдых включений в "порошке" окалины.
Таким образом получается без разницы, из чего получать окалину, из чугуна или конструкционной стали обыкновенного качества (низколегированной).
З.Ы. Вопросы носят чисто теоретический характер, так что не обижайся на меня по привычке :P
errrero
Подпоручик
Подпоручик
Сообщения: 3499
Зарегистрирован: 27 авг 2004, 01:15

Сообщение errrero »

tex писал(а):Олег, скажи, пожалуйста, вот такую вещь.
при оксидировании больших стальных деталей на советском стрелковом оружии используется исключительно щелочное оксидирование.
Е :В военное время естественно. Щелочное по времени 1-1,5часа,кислотное 8 часов.
В то же время ты утверждал когда то, что мол именно "ржавй лак" использовали всегда на "Ижмаше".
Однако, как известно, "ржавый лак" дает хотя и прочное покрытие, но с коричневатым оттенком. Такие стволы, кстати, на твоих любимых
маузерах.
Е:"ВСЕГДА",я не утверждал. И речь шла о Ижевском механическом заводе. Технологическая карта,с которой я давал советы,подписана тогда еще гл.инженером завода Чугуевским. "Ржавый лак"не может дать коричневатый оттенок. В зависимости от добавок в смесь кислот,при приготовлении "лака",получается оттенок от черного до черно-синего. Сейчас например,"на выходе"у меня получается черный с фиолетовым оттенком. Мои любимые маузеры оксидированы "щелочью",отсюда коричневатый оттенок. А книга,про которую идет речь,скорее всего описывают метод,появившийся в 1929-1930г с названием "Ситоксид","Бартоксид"

Но вот всё советское стрелковое оружие времён войны, которое приходилось видеть, имело строго чёрный цвет. Именно такой, какой дает щелочное.
Как ты это прокоментируешь? Что же все таки использовалось в советском оружейном производстве?
Е:Я не историк,я оружейник,во время войны меня еще не было. Я могу делать руками ,комментатор и собеседник я плохой. Специфика,понимаешь ли,большую часть дня мне приходится молчать.
И ещё.
Ты как то раньше, в описании своего процесса покрытия "ржавым лаком" утверждал что используешь смесь окалины: чугунную и стальную. Чем они отличаются?
Е:В описании процесса изготовления "Ржавого лака",я писал: СМЕСЬ из ОКАЛИНЫ и ЧУГУННОЙ СТРУЖКИ. Хочется делать по иному,пожалуйста,эксперементируйте. Я проверил на своей шкуре,что такое взять не стружку углеродистой стали ,а к примеру стружку Ст.40Х

Таким образом получается без разницы, из чего получать окалину, из чугуна или конструкционной стали обыкновенного качества
Е:Читай ВЫШЕ.
З.Ы. Вопросы носят чисто теоретический характер, так что не обижайся на меня по привычке :P
errrero
Подпоручик
Подпоручик
Сообщения: 3499
Зарегистрирован: 27 авг 2004, 01:15

Сообщение errrero »

Раз уж зашла речь о "щелочном оксидировании",про которое я не писал в виду трудности этого метода в полудомашних условиях,хочу немного добавить по оттенкам.
Основным компонентом в растворе для "щелочного"оксидирования является щелочь - едкий натр(каустическая сода).
В качестве окислителей применяется обычно натриевая селитра(нитрат натрия)или нитрит натрия,а также калиевая селитра,двуокись марганца,окись свинца и хроматы щелочных металлов.
Кроме окислителей в раствор рекомендуются добавлять буру,хлористые и щавелевокислые соли щелочных металлов.Цель добавок - получение более устойчивых и лучше окрашенных пленок. Добавление щавелевокислых солей сообщает оксидному покрытию красивый синеватый оттенок.
Потом,при применении разных окислителей ,внешний вид может сильно отличаться. К примеру,нитраты щелочных металлов дают матовую пленку с черным оттенком. Нитриты способствуют получению более блестящей синевато-черной пленки,хроматы калия дают черную пленку с красноватым оттенком.
При не соблюдении технологического процесс можно легко получить брак в виде КРАСНОГО налета. Такое происходит при повышении концентрации едкого натра при уменьшении в растворе содержания окислителей или при повышении температуры раствора. Я проходил это на своей шкуре. Что слышал где-то,я не пишу.
Альпенист
Младший унтер-офицер
Младший унтер-офицер
Сообщения: 414
Зарегистрирован: 12 июн 2004, 13:53

Сообщение Альпенист »

tex
----
Я тут недавно напопролся на книжицу 30-х годов про защитные покрытия на металлах в военном машиностроении. Там было указано что при оксидировании больших стальных деталей на советском стрелковом оружии используется исключительно щелочное оксидирование. Как "глянцевое" так и "матовое", изложена полная технология.
---------------------------------------------
Вам несложно будет ее отсканировать?
С уважением.
tex
Поручик
Поручик
Сообщения: 5395
Зарегистрирован: 11 ноя 2002, 12:44

Сообщение tex »

errrero,
молодец, хорошо ты подкован в этом предмете! Я то сам лично никогда ничего не воронил, так интересовался по ходу дела что и как, больше из любознательности, чем от практической надобности :)
Однако, во многих книгах почему то "ржавый лак", если и упоминается очень редко, то лишь как коричневатое покрытие. Может авторы передерают друг у друга это годами? Такое случается...
Насчет стружки. Ты упомянул марку легированной стали, там конечно всё будет отличаться ещё как. Я же говорил о стали обыкновенного качества самой широкораспространённой - конструкционной, кипящей, п/кипящей, спокойной типа Ст2, Ст3 и т.п. Это практически тот же чугуний, только без углерода, серы и фосфора.
З.Ы. Кстати, не знаешь, Чугуевского ещё на пенсию не выгнали из директоров? Он там рулил в начале 90-х уже, насколько я помню.
Альпенист
Сложно, поскольку она не моя, а листал я её как то в библиотеке, по случаю, увидел в читальном зале, кто то сдавал. Я и попросил полистать. Снова туда не скоро попаду.
Вообще то химия не мой профиль. Каждому своё :)
errrero
Подпоручик
Подпоручик
Сообщения: 3499
Зарегистрирован: 27 авг 2004, 01:15

Сообщение errrero »

Чугуевский умер.
Андрей К
Подполковник
Подполковник
Сообщения: 13351
Зарегистрирован: 14 июл 2004, 15:55

Сообщение Андрей К »

For errrero:
Вопрос: как ТОЧНО называется коричневое покрытие на выбрасывателе, курке и предохранителе (шептале и спусковой тяге с рычагом взвода) пистолета ПМ. Что это за покрытие? Почему-то, всегда думал, что это ржавый лак...

Изображение
filin
Подполковник
Подполковник
Сообщения: 14683
Зарегистрирован: 13 янв 2003, 01:27

Сообщение filin »

Андрей К писал(а):For errrero:
Вопрос: как ТОЧНО называется коричневое покрытие на выбрасывателе, курке и предохранителе (шептале и спусковой тяге с рычагом взвода) пистолета ПМ. Что это за покрытие. Почему-то, всегда думал, что это ржавый лак...
Слышал термин "фосфатирование",что есть-не знаю.Чтобы курок не блестел,покрываю его любым раствором для скоростного оксидирования,сейчас в тумбочке стоит Birchwood.
tex
Поручик
Поручик
Сообщения: 5395
Зарегистрирован: 11 ноя 2002, 12:44

Сообщение tex »

Коричневатое покрытие может быть, конечно, чем угодно :)
Я же думаю что это может быть какая нибудь химико-механическая обработка, навроде цементации, азотирования и т.д. т.е. термообработка лишь поверхностного слоя с последующей его закалкой и отпуском. Это применяется для придания поверхностному слою детали нужной твёрдости и стойкости к механическому воздействию, например, истиранию.
В то время как "сердцевина" детали остается достаточно вязкой, а не хрупкой как цельнокалёная деталь. Тем самым деталь хорошо противостоит одновременно и другим, например, ударным нагрузкам.
errrero
Подпоручик
Подпоручик
Сообщения: 3499
Зарегистрирован: 27 авг 2004, 01:15

Сообщение errrero »

Андрей К писал(а):For errrero:
Вопрос: как ТОЧНО называется коричневое покрытие на выбрасывателе, курке и предохранителе (шептале и спусковой тяге с рычагом взвода) пистолета ПМ. Что это за покрытие? Почему-то, всегда думал, что это ржавый лак...
Если точно - ЩЕЛОЧНОЕ ОКСИДИРОВАНИЕ,на заводах называют ХИМОКС.
Вопрос,который Вас интересует: Почему рама черная,а выше перечисленные детали красного-коричневого цвета.
Ответ прост. Вам приходилось видеть развертки для металла и сверла по дереву точно такого цвета? Они сделаны из стали 9ХС.Видели ли Вы такого цвета выбрасыватель на Маузере? Все эти предметы делаются из легированной стали,остальные детали на Вашем фото сделаны из углеродистой. Первый признак,что оксидирование сделано щелочным составом, красно-коричневый или красно-фиолетовый цвет. У кого есть карабин "Беркут" могут увидеть много такого цвета деталюшек.
При оксидировании составом "ржавый лак",девайс на фото будет иметь глубокий черный цвет,независимо от марки стали.
errrero
Подпоручик
Подпоручик
Сообщения: 3499
Зарегистрирован: 27 авг 2004, 01:15

Сообщение errrero »

Да,с "кислотного"перешли на "щелочное".
Довесок.Углеродистые стали при щелочном оксидировании приобретают глубокий черный цвет. Чугун и некоторые специальные марки стали с высоким содержанием кремния при оксидировании окрашиваются в коричневый цвет с оттенками от золотисто желтого до темно-коричневого,в зависимости от продолжительности процесса.Детали из некоторых легированных сталей приобретают фиолетово-красноватый оттенок.
Блестящие оксидные покрытия получаются в менее концентрированных растворах.
Матовые пленки получаются в очень концентрированных растворах при высоких температурах,когда поверхность стали при оксидировании частично подвергается травлению.
errrero
Подпоручик
Подпоручик
Сообщения: 3499
Зарегистрирован: 27 авг 2004, 01:15

Сообщение errrero »

Кто в серьез хочет научиться делать качественное воронение,предлагаю потерпеть пару недель,пока чуть теплее у нас станет,"сделаем вместе",от А до Я. В большенстве книг и статьях в оруж.журналах пишется,да не все договаривают. Умышленно или по не знанию,не мне судить. "Вместе" сделаем "ржавый лак",весь процесс обезжиривания и воронения. Лучше один раз увидеть.
На фото Браунинг А-5 оксидированный "ржавым лаком". Почему ржавый лак так называется,поймете позже,когда покажу весь процесс.
Изображение
necza
Прапорщик
Прапорщик
Сообщения: 2574
Зарегистрирован: 07 фев 2004, 23:03

Сообщение necza »

Как я понял за эти 2-3 недели страждущие должны запастись как минимум, азотной и соляной кислотой, окалиной(кузня по минимуму),
Ну и шламом, можно собрать магнитом из под сверлильного, (хуже токарного станка).
Дурдом, но проблема с химией.
Ждемс продолжения.
tex
Поручик
Поручик
Сообщения: 5395
Зарегистрирован: 11 ноя 2002, 12:44

Сообщение tex »

Подышав слегка парами азотной кислоты, можно запросто коньки отбросить.
Да и вообще, боюсь, химия это не для широких масс занятие. Сами то химреактивы как раз не проблема достать. А вот оборудовать грамотно место работ, чтобы все операции были бы проделанны безопасно, это помоему труднее достичь.
Даже опытные люди нередко получают незаживающие ожоги, увечья, а иногда и мрут от таких занятий. Чего же тут о новичках зелёных говорить? Химические опыты это всё же не слесарное дело!
Пусть химики-профи выскажутся, насколько это всё безопасно для неофитов?
errrero
Подпоручик
Подпоручик
Сообщения: 3499
Зарегистрирован: 27 авг 2004, 01:15

Сообщение errrero »

На самом деле,ничего опасного нет. Я при вас буду делать "ржавый лак",обезжиривание ,оксидирование. То,что вы сделаете,будет служить вам много лет. Состав не боится замораживания,при испарении(если летом забудете закрыть)дольете водой,не боится времени(пользуюсь одним литром по году,дальше кончается раствор. Я свободно иногда окунаю пальцы с деталюшкой в раствор и ничего не происходит.
Хуже,когда вы платите немалые деньги за импортные средства,после которого ваше "воронение" стирается рукой.
Я не кого не заставляю учиться. Но помню себя,сколько времени и труда затратил на поиск хорошего,рабочего раствора.
Запастись надо: Азотная к-та - 50мл
Соляная к-та -50 мл
1 литр дистиллированной воды
Окалина металла 50 гр
Стружка или опилки углеродистой стали(Ст.45 ;Ст.У8 и т.д.)-50гр
Но наилучший результат дает опилки чугуна.Возьмите чугунную деталь,посверлите ее,все соберите. В чугуне углерода больше,чем в стали,а это нам и нужно. У нас теплеет,возможно на этой неделе начну фотографировать.
Андрей К
Подполковник
Подполковник
Сообщения: 13351
Зарегистрирован: 14 июл 2004, 15:55

Сообщение Андрей К »

For errrero:
Вопрос (опять же, на эту тему):
Обратил внимание, что на ПМах, указанные мной детали красно-коричневого цвета (как на фото), а на различных его клонах газовых ИЖ-79, ИЖ-79-9Т просто чёрные. Осмотрел по случаю 20 служебных ИЖ-71, оказалось, что на 5-ти, спусковая тяга с рычагом взвода, шептало и курок коричневые, а на остальных 15-ти чёрные(!?). Подчёркиваю, что на осмотренных мной ПМах, детали ТОЛЬКО коричневые (кроме флажка предохранителя изготовленных по упрощённой технологии на новых пистолетах выпуска с 90-х).
Как Вы думаете почему? Либо металл, применяемый для изготовления деталей боевого оружия и его клонов разный, либо при клонировании, применяется чуть другая (упрощённая) технология.
Вот ещё непонятный факт: на курке боковые плоскости коричневые, а остальная поверхность чёрная (ну или почти). Даже выемка (в виде чуть вдавленной окружности) на правой плоскости курка черная, а вся остальная плоскость коричневая. Флажок предохранителя коричневый только снаружи, внутри же чёрный. Чудеса...
Изображение
errrero
Подпоручик
Подпоручик
Сообщения: 3499
Зарегистрирован: 27 авг 2004, 01:15

Сообщение errrero »

Андрей К писал(а):For errrero:
металл, применяемый для изготовления деталей боевого оружия и его клонов разный, либо при клонировании, применяется чуть другая (упрощённая) технология.
Вот ещё непонятный факт: на курке боковые плоскости коричневые, а остальная поверхность чёрная (ну или почти). Даже выемка (в виде чуть вдавленной окружности) на правой плоскости курка черная, а вся остальная плоскость коричневая. Флажок предохранителя коричневый только снаружи
На вашем фото ПМ старого выпуска. Коричневые детали изготовлены фрезеровкой из легированной стали. В настоящее время,на мой взляд их отливают методом центробежного литья или литья под давлением из углеродистой стали. Я рассматривал эти детали на оружии разных годов выпуска,на милицейских и служебных ИЖ-71.
На легированной стали щелочным способом крайне трудно сделать черное воронение,если что то получится,то быстро сотрется до коричневого.
Я не работал на отечественных заводах,мне трудно точно сказать как и чем что делалось. Могу судить только из собственного опыта. Что делал и что держал в руках,о том и говорю. О чем читал,о том умалчиваю.
errrero
Подпоручик
Подпоручик
Сообщения: 3499
Зарегистрирован: 27 авг 2004, 01:15

Сообщение errrero »

Если я скажу,что сделать качественное воронение,что два пальца ......ссать,я совру.
Тому,кто хочет научиться делать лучше,чем делают по крайне мере на наших ор.заводах,необходимо еще сделать следующее,можно в других вариантах. Например я буду переделывать ванны для выварки деталей. Делались они на скорую руку,так как не было уверенности,что что то получится.
1)Общий вид
2)Справа мотор с щеткой для крацевания,слева самая верхняя ванна для щелочного обезжиривания,ниже ванны для промывки изделия
3)100мм в диаметре труба с ТЭНом от самовара,ее буду делать новую.
Изображение
Изображение
Изображение
Андрей К
Подполковник
Подполковник
Сообщения: 13351
Зарегистрирован: 14 июл 2004, 15:55

Сообщение Андрей К »

For errrero:
Спасибо за ответы! (т.е. знания!)
Вывод: раньше на детали шла легированная сталь, а нынче всего-лишь углеродистая... :(
errrero
Подпоручик
Подпоручик
Сообщения: 3499
Зарегистрирован: 27 авг 2004, 01:15

Сообщение errrero »

Хлопцы,завтра будем делать "ржавый лак".
Желающие научиться делать оксидирование на пять с плюсом приготовьте соляную и азотную кислоту и остальные компоненты.
Dr. Watson
Полковник
Полковник
Сообщения: 17580
Зарегистрирован: 13 ноя 2001, 09:52

Сообщение Dr. Watson »

Потом маякни в Р.М. -- я перенесу в ЧаВо на сохранение.
Док
Men
Поручик
Поручик
Сообщения: 4654
Зарегистрирован: 28 июн 2002, 10:56

Сообщение Men »

Dr. Watson писал(а):...на сохранение.
Док
Кхм... Я чуток поспешил...
http://club762.samtel.ru/dop/kisl_oxyd.html
errrero
Подпоручик
Подпоручик
Сообщения: 3499
Зарегистрирован: 27 авг 2004, 01:15

Сообщение errrero »

Ничего,добавить можно. Я хочу весь процесс,от начала до конца сфотографировать и с описанием сюда прилепить,так легче человеку будет понять все.
BORTMEH
Поручик
Поручик
Сообщения: 4289
Зарегистрирован: 05 авг 2003, 04:45

Сообщение BORTMEH »

Вопрос: окалину где добыть?
Mower_man
Генерал-лейтенант
Генерал-лейтенант
Сообщения: 33437
Зарегистрирован: 09 янв 2004, 07:20

Сообщение Mower_man »

BORTMEH писал(а):Вопрос: окалину где добыть?
в общем, ржавчина - это "гидрооксид окалины"... по большому счету. Прокалить - будет окалина.
BORTMEH
Поручик
Поручик
Сообщения: 4289
Зарегистрирован: 05 авг 2003, 04:45

Сообщение BORTMEH »

Стружку прокалить?
Mower_man
Генерал-лейтенант
Генерал-лейтенант
Сообщения: 33437
Зарегистрирован: 09 янв 2004, 07:20

Сообщение Mower_man »

BORTMEH писал(а):Стружку прокалить?
а есть муфель?
если есть бензорез и кислород, то проще нажечь стружки в кислороде, в 3-х литровой банке. Нагреваешь конец стружки и суешь её в банку с кислородом...
Не пробовал, но в миниатюрном масштабе в школе делали... :)
железный сурик - те же оксиды железа пополам с олифой. Отмутить краску в керосине-соляре-бензине, сильно разбавив, основной осадок упадет на дно... его снова промыть летучим растворителем а потом и прокалить.
errrero
Подпоручик
Подпоручик
Сообщения: 3499
Зарегистрирован: 27 авг 2004, 01:15

Сообщение errrero »

Ребята,можно и без окалины обойтись и без стружки чугуна,это уже мои добавки,придуманные в процессе работы. По технологии завода вообще идет стружка УГЛЕРОДИСТОЙ стали Ст.45 ; У 8 ;У10.
Добавка в виде окалины придает изделию фиолетовый оттенок,и всего то. Мои запасы окалины,взятые в термичке завода закончились,и это я узнал только сегодня,когда начал работать. Благо что то калил ,остался кусок уголка,сантиметров 10,на котором я детальку помещал в муфельную печь. С нее то молотком я набил окалины. Надо всего столовую ложку.
И так,приготовились выпустить ДЖИНА из бутылки:
1)Компоненты приготовлены. В стеклянную колбу налита СОЛЯНАЯ КИСЛОТА,ровно 50 мл. Справа стоит мерная емкость с 54 мл азотной кислоты.
Изображение
errrero
Подпоручик
Подпоручик
Сообщения: 3499
Зарегистрирован: 27 авг 2004, 01:15

Сообщение errrero »

На улице,закурив сигаретку и определив,в какую сторону дует ветер и став так,чтоб Джин меня не достал,я в емкость с СОЛЯНОЙ кислотой вылил 1/3 часть АЗОТКИ. После чего кинул по 1/4 части окалины и стружко-пыли чугуна. По всем правилам,должна была произойти реакция с сильным выделением тепла,ПОЭТОМУ,ПОД КОЛБУ БЫЛА ПОДЛОЖЕНА ДОЩЕЧКА,чтоб она не лопнула от разницы температуры(на улице минус 8). Летом реакция произошла бы мгновенно,но мои компоненты стояли в холодном месте и имели температуру около НОЛЯ. Я еще подлил Азотки и подсыпал стружки,реакции нет. Закрыв пробкой(не туго)колбу занес в помещение и немного подогрел воздухом горячим(ЕСЛИ тоже так сделаете,позаботьтесь,чтоб до выхода было не более двух шагов!)
2)Все добавлено,но реакции нет из за холодных компонентов(Перед началом работы ПОСТАВЬТЕ КОМПОНЕНТЫ НА НОЧЬ В ТЕПЛОЕ МЕСТО)
Изображение
Ответить

Вернуться в «Общий»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 3 гостя