Страница 1 из 1
Добавлено: 09 фев 2005, 13:44
Said_PVO
Военно-промышленный курьер
09.02.2005
Лучший PR - это практические результаты
Владислав Меньщиков уверен, что концерн ПВО "Алмаз-Антей" станет современной, эффективной и высокотехнологичной холдинговой структурой
Игорь Коротченко
ОАО "Концерн ПВО "Алмаз-Антей" создано в 2002 г. В его состав вошли 46 предприятий - заводов, научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро, - на которых работают около 100 тыс. человек. О текущих задачах и перспективах развития Концерна ПВО рассказал в интервью "ВПК" его генеральный директор Владислав МЕНЬЩИКОВ.
- Владислав Владимирович, какие задачи Концерн ПВО "Алмаз-Антей" решал в 2004 году?
- Нами была проведена очень большая работа по укреплению и развитию партнерских взаимоотношений между предприятиями, входящими в Концерн ПВО, по выполнению работ в рамках гособоронзаказа и заключенного в 2003 году контракта на поставку систем С-300ПМУ1 инозаказчику. Вместе с тем, безусловно, остаются нерешенными ряд проблем.
Наиболее актуальными и сложными, на мой взгляд, являются вопрос реструктуризации Концерна, а также утверждение и начало реализации программы развития входящих в него предприятий. Научный, промышленный и кадровый потенциал предприятий Концерна позволяет рассчитывать на то, что поставленные задачи удастся реализовать, но для этого необходима новая, более эффективная организационная структура. Объем гособоронзаказа, к сожалению, пока незначителен и не позволяет полностью загрузить наше производство, в то же время в экспорте преобладают лишь несколько видов изделий из широкой номенклатуры выпускаемой нашими предприятиями продукции.
Безусловно, перспективным представляется использование избыточного имущественного комплекса Концерна как одного из источников финансирования предстоящей программы переоснащения наших предприятий современным оборудованием, дополнительного финансирования научных разработок и повышения культуры производства. К сожалению, практика 90-х годов несколько дискредитировала идею о реализации избыточных мощностей предприятий, в том числе и в сфере оборонной промышленности, поскольку эти инструменты часто использовались отдельными лицами в корыстных целях, а не в интересах конкретных предприятий. Однако если этот весьма серьезный источник финансирования максимально использовать на нужды предприятий, то результат не заставит себя ждать. Поэтому одна из первоочередных задач Концерна на 2005 год - это принятие программы реструктуризации и развития на ближайшие несколько лет.
- Что предполагается делать с имущественным комплексом? Планируется ли его непроизводственное использование?
- Продажа имущественного комплекса - не единственный инструмент. Значительно более привлекательной мне представляется идея организации на наших избыточных мощностях совместных производств, в том числе не по тематике Концерна. Например, насколько мне известно, крупные монополисты - Газпром, РЖД, Росэнергоатом - постоянно ведут поиск производственных мощностей для организации выпуска необходимой для их деятельности продукции, которая в настоящее время закупается за рубежом, поскольку в стране осталось мало возможностей для ее качественного изготовления.
Нам необходимо провести техническое перевооружение предприятий Концерна. Для этого нужны немалые деньги, и как раз у крупных монопольных структур такие средства есть. Другой источник финансирования - внутренние ресурсы Концерна.
- Произойдут ли в ходе реструктуризации изменения в составе предприятий, входящих в Концерн?
- Есть несколько подходов к этому вопросу. Окончательное решение мы примем в ходе всестороннего обсуждения подготовленной рабочей программы реструктуризации и развития Концерна, о которой я говорил ранее. Она содержит разные варианты организации работы.
- В настоящее время ряд экспертов говорят о неблагоприятных перспективах экспорта российских вооружений по причине "катастрофы с качеством" продукции отрасли. Грозит ли такая опасность вашей продукции? Какие меры предпринимаются для обеспечения высокого качества техники ПВО?
- Качество производимой техники в 1990-х и начале 2000-х годов действительно несколько снизилось. Это было связано с прекращением серийного производства, без которого невозможно поддержание высокого уровня качества продукции военного назначения, а также старением оборудования и утечкой квалифицированных кадров. В настоящее время Концерн уделяет особое внимание поддержанию и улучшению качества выпускаемой продукции. На предприятиях все более широко используется высокоинтеллектуальное оборудование, по возможности, исключающее влияние "человеческого фактора", проводится модернизация выпускаемой техники. Кроме того, мы проводим работу по уменьшению номенклатуры производимых видов ВВТ путем создания образцов межвидового применения, что позволит уменьшить сроки, а также повысить эффективность финансирования разработок и, в конечном итоге, реализовать новейшие достижения в конечной продукции Концерна.
Подобный подход применим и в отношении научных кадров. Хотя мы многое делаем для того, чтобы привлечь выпускников вузов для работы на наших предприятиях, приток молодых специалистов пока не может остановить процесс естественного старения кадров.
- В 2005 году тенденция динамичного роста гособоронзаказа сохранится - его объем увеличился с 148 млрд. до 186 млрд. рублей. Достаточно ли внимания уделяется в структуре ГОЗ продукции, выпускаемой предприятиями Концерна? Какие госпрограммы должны быть профинансированы в первую очередь?
- Как уже говорилось выше, объемы ГОЗ пока далеки от реально необходимых для загрузки предприятий. К числу приоритетных направлений относится создание перспективной системы ПВО "Триумф", проведение модернизации и поставка в войска существующей техники в рамках программы "Фаворит", а также модификаций системы средней дальности "Бук" и комплексов ближнего действия класса "Тор". Еще одним направлением является внедрение в серийное производство новых маловысотных радиолокаторов, средств управления радиотехническими подразделениями и изделий для позиций "двойного назначения", которые используются в интересах Минобороны РФ и управления воздушным движением.
- Переход Министерства обороны РФ на систему единого заказчика создает дополнительные проблемы для вас?
- На начальном этапе некоторые сложности неизбежны. Но, в принципе, переход на систему единого заказчика - это правильно, поскольку наличие в Минобороны РФ нескольких заказывающих структур по тематике нашего Концерна не способствовало межвидовой унификации систем ПВО.
- Чувствуете ли вы какое-либо сопротивление со стороны директоров предприятий, входящих в Концерн? Ведь вначале не все хотели интегрироваться...
- Это, наверное, был неизбежный период, когда большое количество федеральных государственных унитарных предприятий оказались включенными в состав Концерна. Акционирование было закончено в конце 2003 года, в начале 2004-го завершились организационные процессы. Безусловно, спорные моменты, болевые точки пока остались, но в целом, мне кажется, взаимопонимание достигнуто.
- Планирует ли руководство Концерна использовать современные финансовые инструменты: выход на фондовый рынок с IPO, активную работу в сфере кредитования?
- Использовать кредитные ресурсы зарубежных финансовых структур мы, безусловно, планируем. Практика показывает, что эти средства можно привлекать на довольно выгодных условиях. У нас уже есть подобный опыт, полученный в ходе выполнения одного из внешнеэкономических контрактов. Что касается выхода на фондовый рынок, то эта задача перед нами пока не стоит. Сначала нужно окончательно сформировать структуру Концерна и обеспечить рост его капитализации.
- Какие регионы вы считаете наиболее перспективными рынками с точки зрения экспорта всего продуктового ряда Концерна ПВО?
- Для систем ПВО большой дальности - это Юго-Восточная Азия и арабский мир. Для ЗРС среднего и малого радиуса действия перспективные регионы - те же арабские страны, а также Южная и, отчасти, Центральная Америка.
- Впереди крупная международная выставка вооружений IDEX в Абу-Даби. Что вы планируете показать?
- Реклама имеет очень существенное значение, особенно для продвижения продукции Концерна на внешний рынок. Без нее рассчитывать на заключение контрактов сложно. Поэтому рекламе в Концерне придается большое значение. На выставке IDEX мы постараемся представить весь спектр выпускаемой предприятиями Концерна продукции в составе единой экспозиции. По этой выставке есть ряд задумок, но об этом будет уместно говорить чуть позже. Этот регион мы считаем очень перспективным.
- Вы просчитываете фактор конкуренции?
- Да, с конкуренцией приходится сталкиваться постоянно, поскольку нельзя сказать, что мировой рынок вооружений открыт для России. Есть ряд государств, которые традиционно работали с Россией, но сейчас ситуация иная, в этих странах очень сильны позиции наших конкурентов. Они используют самые различные методы, в том числе задействуют и политический ресурс для обеспечения продвижения собственной продукции. Несмотря на это, наши расчеты, учитывающие самые различные параметры, в том числе технические характеристики продукции, цены на нее, национальные факторы, позволяют надеяться на устойчивый спрос на российскую технику.
- Как бы вы могли оценить объем рынка для систем ПВО, которые производят предприятия Концерна?
- Цифры называть не хочу, поскольку без реальных контрактов это дело неблагодарное. Единственное, что могу сказать, - рынок по тематике Концерна значительный, в перспективе можно ожидать миллиардных контрактов.
- Президент Путин в ряде зарубежных поездок интересовался вопросами продвижения российской техники за рубежом: например, истребителей Су-35 в Бразилии, Су-30МКИ - в Индии. Лидеры зарубежных государств также помогают национальным производителям вооружения выходить на те или иные рынки. Планирует ли руководство Концерна обратиться к руководству страны с просьбой о содействии в экспортных сделках?
- Мы ставим подобный вопрос и уже ощущаем соответствующую поддержку. Такая работа абсолютно оправданна, тем более что за рубежом этим ресурсом активно пользуются. Поддержка со стороны государства дает реальный эффект и обеспечивает приоритеты национальных оружейных фирм.

Добавлено: 10 мар 2006, 00:58
tuviy
- Владислав Владимирович, какие задачи Концерн ПВО "Алмаз-Антей" решал в 2004 году?
Расследовать деятельность ОАО "Алмаз" и ОАО КБ1 по ликвидации госсобственности, находившейся по адресу: Москва Ленинградский проспект 80.
Расходование средств, полученных от прямых продаж, сдачи в аренду госсобственности.