Условные знаки артиллерийских баз и арсеналов по ремонту вооружения

NORDBADGER
Капитан
Капитан
Сообщения: 10938
Зарегистрирован: 31 июл 2007, 15:13

Сообщение NORDBADGER » .

К сожалению именной такое качество текста и в оригинальном файле.
Изображение _ Изображение _ Изображение
Изображение _ Изображение _ Изображение
Изображение _ Изображение _ Изображение
БудемЖить
Штабс-капитан
Штабс-капитан
Сообщения: 8674
Зарегистрирован: 04 дек 2011, 02:31

Сообщение БудемЖить » .

MiG писал(а): Но, присмотревшись, увидел, что это не простой канцелярский стол, а какой-то специальный с остатками некоего оборудования.
Это монтажный стол. Стандартное оборудование. Судя по остаткам барахла вокруг, там был участок ремонта радиолокационных приборов. Зачем там на столе знак базы - ума не приложу. Нет ему там места как функциональному информационному элементу. Впочем, люди иногда придумывают такое предназначение всяким знаниям - диву даешься, заранее никогда не предположить.
БудемЖить
Штабс-капитан
Штабс-капитан
Сообщения: 8674
Зарегистрирован: 04 дек 2011, 02:31

Сообщение БудемЖить » .

NORDBADGER писал(а): К сожалению именной такое качество текста и в оригинальном файле.
Ого! Да вы волшебник! Вполне читабельно-смотрибельно. Благодарю.
MiG
Фельдфебель
Фельдфебель
Сообщения: 809
Зарегистрирован: 21 окт 2005, 12:15

Сообщение MiG » .

Изначально написано NORDBADGER:
.

Класс! Большое спасибо!

MiG
Фельдфебель
Фельдфебель
Сообщения: 809
Зарегистрирован: 21 окт 2005, 12:15

Сообщение MiG » .

Изначально написано БудемЖить:
Ах, как знакомы номера большинства из этих войсковых частей.... Архипелаг ГРАУ - песня лейтенантской юности. Прямо почуял запах железной догги и мокрой шинели. Однако какие чудеса творит прой воображение!
Почти все базы вооружения, в т.ч. Куйбышев, мною уже зафиксированы, но я все равно благодарен за информацию - подтвержение никогда не бывает лишним.
Вы не могли бы показать здесь знак брянского арсенала из формуляра? У меня он значится среди распознанных, но лучше уточнить.

Да, конечно.

Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
NORDBADGER
Капитан
Капитан
Сообщения: 10938
Зарегистрирован: 31 июл 2007, 15:13

Сообщение NORDBADGER » .

Знак завода N393 всё же выглядит так
Изображение
БудемЖить
Штабс-капитан
Штабс-капитан
Сообщения: 8674
Зарегистрирован: 04 дек 2011, 02:31

Сообщение БудемЖить » .

MiG писал(а): Да, конечно.
Благодарю!
БудемЖить
Штабс-капитан
Штабс-капитан
Сообщения: 8674
Зарегистрирован: 04 дек 2011, 02:31

Сообщение БудемЖить » .

NORDBADGER писал(а): Знак завода N393 всё же выглядит так
Значит знак завода 393 выглядит и так и так. Ибо я срисовывал с натуры, с лично сделанных фото. Если порыться, то их можно найти.
NORDBADGER
Капитан
Капитан
Сообщения: 10938
Зарегистрирован: 31 июл 2007, 15:13

Сообщение NORDBADGER » .

Изначально написано БудемЖить:
Значит знак завода 393 выглядит и так и так. Ибо я срисовывал с натуры, с лично сделанных фото. Если порыться, то их можно найти.

Вы рисовали с контура таблички, а он, как я понимаю, состоит именно из таких элементов.
MiG
Фельдфебель
Фельдфебель
Сообщения: 809
Зарегистрирован: 21 окт 2005, 12:15

Сообщение MiG » .

Изначально написано БудемЖить:
Благодарю!

По всей видимости это ремонтный формуляр пушки. На обороте обложки записаны все перемещения орудия с 1948 по 1979 г.
А в самом формуляре на страницах с описанием различных обследований и ремонтов этого орудия вместо названий в/ч поставлены их знаки. В основном это Алатырь и Брянск (один знак).

БудемЖить
Штабс-капитан
Штабс-капитан
Сообщения: 8674
Зарегистрирован: 04 дек 2011, 02:31

Сообщение БудемЖить » .

NORDBADGER писал(а): Вы рисовали с контура таблички, а он, как я понимаю, состоит именно из таких элементов.
Точно. Но вот где проходит граница в соединении этих элементов я тогда не решил. И отрисовал как видел правильным. Но думаю, по этому моему рисунку знак завода определить можно.
Изображение
Впрочем, скрорректирую рисунок и дополню новым показанным вами вариантом клейма (в круге).
MiG
Фельдфебель
Фельдфебель
Сообщения: 809
Зарегистрирован: 21 окт 2005, 12:15

Сообщение MiG » .

По поводу таблички с клеймами артиллерийских заводов несколько вопросов/уточнений.
1. Был ли какой-то особый знак у завода Нр 88 в Подлипках, пока он ещё был артиллерийским?
2. БМ РСЗО "Град-1" (и, вероятно, десантные "Град-Д") изготавливались на Пензенском трубном заводе.
3. Свои условные знаки были у КБ завода Нр 172 и у ОКБ-172 НКВ/НКВД, которые указывались в легендах КД. Афаик я об этом здесь ранее писал.
4. Пусковые установки "Град-П" ("Партизан") изготавливались на Ковровском заводе им. Дегтярёва.
БудемЖить
Штабс-капитан
Штабс-капитан
Сообщения: 8674
Зарегистрирован: 04 дек 2011, 02:31

Сообщение БудемЖить » .

MiG писал(а): Был ли какой-то особый знак у завода Нр 88 в Подлипках, пока он ещё был артиллерийским?
Старательно искал его, на 25-мм АЗП. Обыскал всю пушку, но не нашел. Впрочем, что бы я там нашел, если заводской таблички нет, а прочее покрашено и довольно основательно. Короче, этот знак пока не выявлен.
Так же не встречал пока знаков ОКБ завода 172. До сих пор считал, что оптыные изделия этого КБ клеймились знаком основного завода. Если можете показать ссылку на обсуждение, где вы об этом писали, будет очень полезно. Как се усмотреть - кто и что пишет на не маленьком форуме.
MiG
Фельдфебель
Фельдфебель
Сообщения: 809
Зарегистрирован: 21 окт 2005, 12:15

Сообщение MiG » .

Изначально написано БудемЖить:
Старательно искал его, на 25-мм АЗП. Обыскал всю пушку, но не нашел. Впрочем, что бы я там нашел, если заводской таблички нет, а прочее покрашено и довольно основательно. Короче, этот знак пока не выявлен.

Понятно. Стремление различных мелких администраторов закрасить густым слоем краски орудия, экспонируемые в качестве музейных и других экспонатов, очень мешает выявлению клейм.
Изначально написано БудемЖить:
Так же не встречал пока знаков ОКБ завода 172. До сих пор считал, что оптыные изделия этого КБ клеймились знаком основного завода. Если можете показать ссылку на обсуждение, где вы об этом писали, будет очень полезно. Как се усмотреть - кто и что пишет на не маленьком форуме.

Да. Сами орудия клеймились знаком завода, но в КД КБ ставили свои знаки.
Ещё забыли саратовские заводы - Нр 614 и "Автотрактордеталь" (на этом предприятии выпускали серийно горную пушку 2А2), а также предприятия НКВ, на которых выпускались авиационные пушки.
И небольшие поправки к Вашей статье.
Сталепушечный и чугуннопушечный заводы были объединены в Пермские пушечные заводы в 1871 г.
В 1941 г. в Молотов были, в частности, эвакуированы производство противотанковых и зенитных пушек завода Нр 8 им. Калинина, а также завод Нр 352 из Новочеркасска. Позднее осталось только производство 45-ок и А-19.

Изображение
БудемЖить
Штабс-капитан
Штабс-капитан
Сообщения: 8674
Зарегистрирован: 04 дек 2011, 02:31

Сообщение БудемЖить » .

MiG писал(а): Сами орудия клеймились знаком завода, но в КД КБ ставили свои знаки.
Если знаки КБ использовались только в техдокументации, то тогда они не повлияют на результаты отрибуции артиллерийского вооружения, а именно на это нацелена моя работа.
MiG писал(а): Ещё забыли саратовские заводы - Нр 614 и "Автотрактордеталь" (на этом предприятии выпускали серийно горную пушку 2А2), а также предприятия НКВ, на которых выпускались авиационные пушки.
Авиапушки, не смотря на то, что по действующей классификации они являются артиллерийскими орудиями, я в рамки исследования не включал. По своей конструкции эти изделия больше относятся к стрелковому оружию, отчего, вероятно, их выпуск и был налажен на оружейных заводах, которые по своему профилю больше подходят к изготовлению этой разновидности вооружения.
А вот про завод ?614 в Саратове... Его знак на ПТРС известен. Но после войны завод выпускал морскую, как я понимаю, артиллерию и ставил на них свой знак. Я этот знак долго вычислял, что то нащупал, но твердого основания для идентификации пока не нашел. В настоящий момент предполагаю, что это знак в виде восьмиугольника со стрелой в виде буквы "N" внутри. Мождете подсказать, не ошибся ли я?
MiG писал(а): Сталепушечный и чугуннопушечный заводы были объединены в Пермские пушечные заводы в 1871 г.
Ну конечно, же! В 1891 году это был уже объединенный завод, и я видел тому документы в переписке ГАУ с горным ведомством. Какая глупая опечатка, с "7-9". Прошу извинить.
MiG писал(а): В 1941 г. в Молотов были, в частности, эвакуированы производство противотанковых и зенитных пушек завода Нр 8 им. Калинина, а также завод Нр 352 из Новочеркасска. Позднее осталось только производство 45-ок и А-19.
Учту, благодарю!
БудемЖить
Штабс-капитан
Штабс-капитан
Сообщения: 8674
Зарегистрирован: 04 дек 2011, 02:31

Сообщение БудемЖить » .

MiG писал(а): Понятно. Стремление различных мелких администраторов закрасить густым слоем краски орудия, экспонируемые в качестве музейных и других экспонатов, очень мешает выявлению клейм.
Это не совсем так, хотя для посетителей выглядит, наверно, так как вы написали. Дело в том, что орудия часто стоят на открытом воздухе десятилетиями, что, конечно, не способствует их сохранности. Способов защиты таких предметов от коррозии в упомянутых условиях, кроме добротной окраски, не существует. В результате многчисленных окрасок (орудия в музее на улице длжны иметь вид благопристойный, а не облезлый, поэтому обычно их раз в пару лет красят) за много лет на орудиях накапливаются многие слои краски, за которыми, конечно, скрываются многие мелкие (а иногда и не мелкие!) клейма. Отдельных исследователей это напрягает, но зато под краской сами предметы - орудия - достаточно хорошо сохраняются. Мне тоже приходилось "отцарапывать" эти знаки из под краски. Но я музейных сотрудников в этом неудобстве не виню - в основе их деятельности лежит другая и гораздо более широкая задача.
БудемЖить
Штабс-капитан
Штабс-капитан
Сообщения: 8674
Зарегистрирован: 04 дек 2011, 02:31

Сообщение БудемЖить » .

Вот ссылка на скачивание сборика статей конференции в артмузее, где имеется моя статья. Желающие могут скачать.
https://yadi.sk/i/ZMvOyptX2NoIxw
MiG
Фельдфебель
Фельдфебель
Сообщения: 809
Зарегистрирован: 21 окт 2005, 12:15

Сообщение MiG » .

Изначально написано БудемЖить:
Если знаки КБ использовались только в техдокументации, то тогда они не повлияют на результаты отрибуции артиллерийского вооружения, а именно на это нацелена моя работа.

Понятно. Вы ориентируетесь на идентификацию клейм натурных образцов. Тем не менее, условные знаки КБ в техдокументайии тоже требуют идентификации и систематизации имхо. По крайней мере у нас (я имею в виду нашу местную пермскую краеведческую литературу, да и не только в ней) зачастую смешивают КБ завода Нр 172 и ОКБ-172, а это не соответствует действительности, что подтверждается наличием своих собственных условных знаков этих организаций.
Изначально написано БудемЖить:
Авиапушки, не смотря на то, что по действующей классификации они являются артиллерийскими орудиями, я в рамки исследования не включал. По своей конструкции эти изделия больше относятся к стрелковому оружию, отчего, вероятно, их выпуск и был налажен на оружейных заводах, которые по своему профилю больше подходят к изготовлению этой разновидности вооружения.

Тогда об этом надо было упомянуть в статье. Дело в том, что, например, при подсчёте общего количества артиллерийских орудий, изготовленных в СССР в годы ВОВ, авиапушки афаик в это количество включены.
Изначально написано БудемЖить:
А вот про завод Нр 614 в Саратове... Его знак на ПТРС известен. Но после войны завод выпускал морскую, как я понимаю, артиллерию и ставил на них свой знак. Я этот знак долго вычислял, что то нащупал, но твердого основания для идентификации пока не нашел. В настоящий момент предполагаю, что это знак в виде восьмиугольника со стрелой в виде буквы "N" внутри. Мождете подсказать, не ошибся ли я?

Скорее всего это так и есть. Мы тоже с товарищем давным давно пытались определить условный знак саратовского завода. На тот момент под вопросом были такие знаки этого предприятия.
Изображение
Изначально написано БудемЖить:
Это не совсем так, хотя для посетителей выглядит, наверно, так как вы написали. Дело в том, что орудия часто стоят на открытом воздухе десятилетиями, что, конечно, не способствует их сохранности. Способов защиты таких предметов от коррозии в упомянутых условиях, кроме добротной окраски, не существует. В результате многчисленных окрасок (орудия в музее на улице длжны иметь вид благопристойный, а не облезлый, поэтому обычно их раз в пару лет красят) за много лет на орудиях накапливаются многие слои краски, за которыми, конечно, скрываются многие мелкие (а иногда и не мелкие!) клейма. Отдельных исследователей это напрягает, но зато под краской сами предметы - орудия - достаточно хорошо сохраняются. Мне тоже приходилось "отцарапывать" эти знаки из под краски. Но я музейных сотрудников в этом неудобстве не виню - в основе их деятельности лежит другая и гораздо более широкая задача.

Да, забота музейщиков о сохранности экспонатов понятна. Но с другой стороны они ведь должны не только об этом заботиться. Они должны и подробно описывать свои экспонаты, фиксировать все нанесённые на них клейма и т.д. И заносить эти данные в соответствующие свои документы, которые должны быть доступны исследователям. Да и на пояснительных табличках к экспонатам (я имею в виду артиллерию) не мешало бы указывать заводской Нр изделия и завод-изготовитель. Тогда не пришлось бы скоблить краску и нарушать сохранность экспонатов.
Изначально написано БудемЖить:
Вот ссылка на скачивание сборика статей конференции в артмузее, где имеется моя статья. Желающие могут скачать.

Большое спасибо за ссылку! Я заходил на сайт артмузея. Там ещё этот сборник не выложили.


obgist
Подпоручик
Подпоручик
Сообщения: 3467
Зарегистрирован: 01 ноя 2011, 14:29
Страна: Российская Федерация

Сообщение obgist » .

MiG писал(а): Они должны и подробно описывать свои экспонаты, фиксировать все нанесённые на них клейма и т.д. И заносить эти данные в соответствующие свои документы, которые должны быть доступны исследователям.
Ой ли??
Насколько я сталкивался - главное сам материал описать, а не то, что на нем изображено..
БудемЖить
Штабс-капитан
Штабс-капитан
Сообщения: 8674
Зарегистрирован: 04 дек 2011, 02:31

Сообщение БудемЖить » .

MiG писал(а): Понятно. Вы ориентируетесь на идентификацию клейм натурных образцов.
В общем, да, поскольку дремучесть в этой теме порой зашкаливает.
MiG писал(а): Тогда об этом надо было упомянуть в статье.
Согласен. Как то не пришло в голову сразу, но если тема будет иметь развитие за пределами статьи, эта ваша рекомендация будет учтена.
MiG писал(а): Да, забота музейщиков о сохранности экспонатов понятна. Но с другой стороны они ведь должны не только об этом заботиться. Они должны и подробно описывать свои экспонаты, фиксировать все нанесённые на них клейма и т.д. И заносить эти данные в соответствующие свои документы, которые должны быть доступны исследователям.
Должны, без сомнения. Другое дело, чтотребования к глубине атрибуции музейных предметов в разное время была очень разной. Еще 3-4 десятилетия назад было достаточно написать на этикетке просто название предмета (желательно правильное), и этого обществу хватало. Сейчас народ прокачался, хочет большего. Но беда в том, что к этому времени эти самые знаки/клейма нанесенные недостаточно "рельефно" уже давно и плотно закрашены. Ну и у музейщиков нет методической основы для определения знаков заводов. теперь, я надеюсь, большая часть вопросов будет снаята.
obgist писал(а): Насколько я сталкивался - главное сам материал описать, а не то, что на нем изображено..
Это требуется сделать по программе "минимум", но что сверх того тоже приветствуется. В любом случае стандартные музейные формы описаний предметов содержат в себе графы "знаки, клейма".
БудемЖить
Штабс-капитан
Штабс-капитан
Сообщения: 8674
Зарегистрирован: 04 дек 2011, 02:31

Сообщение БудемЖить » .

Вот такой знак нашел на одной из деталей обломков 40-мм АЗП Бофорс. Я так понимаю, это фименный заводской знак?

Изображение
MiG
Фельдфебель
Фельдфебель
Сообщения: 809
Зарегистрирован: 21 окт 2005, 12:15

Сообщение MiG » .

Изначально написано БудемЖить:
Вот такой знак нашел на одной из деталей обломков 40-мм АЗП Бофорс. Я так понимаю, это фименный заводской знак?

Так точно.


Изображение
MiG
Фельдфебель
Фельдфебель
Сообщения: 809
Зарегистрирован: 21 окт 2005, 12:15

Сообщение MiG » .

Вариант нанесения условного знака завода N 172 им. В.М.Молотова (г. Молотово Уральской области) на казённике 152-мм гаубицы обр. 1931 г. ("НГ").
Изображение
У нас в Перми в качестве памятника установлен бронекатер проекта 1125 БК-140 (стр. N 181), построенный на судозаводе N 344 в конце 1944 г. Основное вооружение - 76-мм пушка Ф-34 в танковой башне типа "гайка". Есть фото казённой части этого орудия, на которой просматривается обозначение и заводской Nо. Условного знака завода нет.
Изображение
Изображение
БудемЖить
Штабс-капитан
Штабс-капитан
Сообщения: 8674
Зарегистрирован: 04 дек 2011, 02:31

Сообщение БудемЖить » .

MiG писал(а): Условного знака завода нет.
Он (знак) таки имеется. Присмотритесь: он находится между последней цифрой номера ("4") и первой цифрой года выпуска ("1"). Знак завода номер 92 - круг в треугольнике.
БудемЖить
Штабс-капитан
Штабс-капитан
Сообщения: 8674
Зарегистрирован: 04 дек 2011, 02:31

Сообщение БудемЖить » .

MiG писал(а): Вариант нанесения условного знака завода N 172 им. В.М.Молотова (г. Молотово Уральской области) на казённике 152-мм гаубицы обр. 1931 г. ("НГ")
Редкое орудие эта НГ. Благодарю!
MiG
Фельдфебель
Фельдфебель
Сообщения: 809
Зарегистрирован: 21 окт 2005, 12:15

Сообщение MiG » .

Изначально написано БудемЖить:
Он (знак) таки имеется. Присмотритесь: он находится между последней цифрой номера ("4") и первой цифрой года выпуска ("1"). Знак завода номер 92 - круг в треугольнике.

О! Спасибо! Я полагал, что это какие-то метки.
Изначально написано БудемЖить:
Редкое орудие эта НГ. Благодарю!

Да. По всей видимости единственные, сохранившиеся в мире, два экземпляра этой гаубицы находятся в г. Нурсултан (быв. Астана) в коллекции несостоявшегося военно-технического музея ВС Республики Казахстан.
MiG
Фельдфебель
Фельдфебель
Сообщения: 809
Зарегистрирован: 21 окт 2005, 12:15

Сообщение MiG » .

В башкирском городке Бирск на мемориале героям гражданской войны стоят две 76,2-мм полковые пушки обр. 1927 г. Орудия известные, но в нашем случае примечательно то, что они изготовлены на двух разных заводах - N 172 им. В.М. Молотова ("Мотовилиха") и N 232 "Большевик", о чём свидетельствуют условные знаки на их казённых частях. Ещё интересна дата выпуска мотовилихинской полковушки - 1941 г. Т.е. это орудие из самых первых, изготовленных на заводе N 172, партий.
Изображение _ Изображение _ Изображение
MiG
Фельдфебель
Фельдфебель
Сообщения: 809
Зарегистрирован: 21 окт 2005, 12:15

Сообщение MiG » .

Клеймо на артиллерийском ночном прицеле.
Изображение
Изображение
БудемЖить
Штабс-капитан
Штабс-капитан
Сообщения: 8674
Зарегистрирован: 04 дек 2011, 02:31

Сообщение БудемЖить » .

MiG писал(а): Клеймо на артиллерийском ночном прицеле.
Ну, это, ЕМНЕИП, Новосибирский ОМЗ.
Вот какое клеймо артзавода не удалось обнаружить, это клеймо 106 завода НКВ. Этот завод размещался в Хабаровске и делал минометы и 76-мм полковые пушки обр.1943 г. Искал такие пушки что бы выявить клеймо, но нашел всего две и они пермские. Редкие это пушки. Еще одна есть у музея обороны Москвы, но туда пока не добрался.
MiG
Фельдфебель
Фельдфебель
Сообщения: 809
Зарегистрирован: 21 окт 2005, 12:15

Сообщение MiG » .

Изначально написано БудемЖить:
Ну, это, ЕМНЕИП, Новосибирский ОМЗ.
Вот какое клеймо артзавода не удалось обнаружить, это клеймо 106 завода НКВ. Этот завод размещался в Хабаровске и делал минометы и 76-мм полковые пушки обр.1943 г. Искал такие пушки что бы выявить клеймо, но нашел всего две и они пермские. Редкие это пушки. Еще одна есть у музея обороны Москвы, но туда пока не добрался.

Спасибо!
Да, завод N 106 им. В.М. Молотова (ныне ОАО "Дальдизель") - предприятие не особо известное, в особенности по части клейм. Кроме полковушки обр. 1943 г. и миномётов там ещё делали 57-мм пушки конструкции Е.В. Чарнко (например, противотанковая Ч-26 и самоходная Ч-51 для АСУ-57).

Ответить

Вернуться в «История оружия»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 4 гостя