Конструирование артиллерии и всего ...менее важного.

Rus Ali
Подпоручик
Подпоручик
Сообщения: 2884
Зарегистрирован: 16 янв 2009, 08:08

Сообщение Rus Ali » .

НК 33 после первых четырех неудачных пусков полностью реконструировали но на это ушло три года и последующие пуски Н-1 планировались на 1974 год когда Луна уже была плотно обсижена амерами, а сама Н-1 не имела резервов по модернизации. В итоге плюнули и пустили Н-1 под нож, а движки на склад их то амеры и купили от НК-33 первых серий они по качеству и степени доведенности отличаются очень сильно. Одним из агрегатов подвергшихся наиболее серьезным конструктивным доработкам был ТНА в котором и допуски стали другими и ресурс вырос в разы.
Мюллер вывел спутник на "Мерлине 1", а потом плюнул на абляционную защиту и пощел строить двигатель с классической системой охлаждения почему ? :P
Потому как для двигателя большей мощности нужного для вывода КК на орбиту такая схема защиты от прогара не подходит. Но в то же время при обычной системе охлаждения сопла у Мюллера получается "кирогаз" с заведомо заниженной тягой, так как он за счет моновпрыска не может варировать температуру горения смеси в разных частях камеры сгорания и обеспечивать защиту сопла за счет снижения тепературы горения по периферии факела до преемлимых величин.
Чудес на свете не бывает "мотористы" Королева и фон Брауна перешли на многоточечный впрыск еще в 50-х не от хорошей жизни это было необходимо для повышения мощности двигателей, Мюллер сделал шаг назад ради удешевления производства но движок получилься примитивным и если спутник на нем вытащить можно то КК едва ли.
Но вернемся к мегаваттам. Я писал уже, что ядерный двигатель оказался работоспособным в принципе.
Да в принципе и вечный двигатель второго рода работает на раз. Проблема в том, что все эти игры с "НЕРВА", "киви" и "Поебом" с практической точки зрения фигня полная.
Почему я РБМК 1000 упомянул, у него тепловая мощьность как вы сами и сказали 3000 мегават с мелочью, а у "Феба" 4000. Только РБМК 1000 в секунду пропускает через активную зону несколько тонн (если не десятков тонн) воды превращая ее в перегретый пар и сама активная зона весит ЕМНИП 200 с лихуем тонн. а "Феб" имея несколько тонн массы активной зоны пропускает через себя в секунду 120 кг ВОДОРОДА удельная теплоемкость которого раз эдак в 800 меньше чем у воды. Если бы "феб" охлаждался исключительно за счет нагрева рабочего тела, он бы и секунды не проработал расплавился бы да и все.
Для того что бы эта бандура не взорвалась нужно целое водохранилище с водой котрой его будут проливать и еще электростанция с насосной чтобы качать эту воду. Вы же это барахло в "Атлас"- "Аджену" не засунете :).
Что толку от сверхмощного ЯРД размером с ЧАЭС и такой же мощности как его на орбиту тащить то сердешного ? :P
"Топаз" тем и ценен, что это не урановый котел с соплом на стенде и насосной у ближайшего пруда как "феб", а полностью конструктивно отработанный и обкатанный ЯРД в сборе с массогабаритами пригодными для вывода на орбиту ссуществющими тяжелыми ракетоносителями. Для полета на Марс не нужна бешенная удельная тяга нужна способность движка работать долго стабильно и схорошим КПД. "топаз" это может а "феб" и иже с ним так остались на стендах.
А амеры своими опытами доказали лишь то, что работает сам принцип прямоточного ядерно ракетного двигателя, хотя кто бы в этом сомневался :)
В общем артель "Напрасный труд", но это сугубо ИМХО однако.
SRL
Полковник
Полковник
Сообщения: 19250
Зарегистрирован: 25 мар 2010, 02:05
Страна: Российская Федерация
Откуда: Москва

Сообщение SRL » .

А в чем его преимущества перед обычным ЖРД?
Преимущество в том, что расширение, и тяга практически не зависит от высоты, а длину сопла можно уменьшить до 4-х раз. Это видоизменение "закольцовка" одного из видов линейного сопла (linear aerospike), а по папуасски "клиновоздушного".
Вот тут посмотри например:
http://www.owlnet.rice.edu/~mech591/sample_paper.pdf
http://www.aerospaceweb.org/design/aero ... ment.shtml
Varnas
Генерал-майор
Генерал-майор
Сообщения: 30028
Зарегистрирован: 11 авг 2005, 09:50

Сообщение Varnas » .

Преимущество в том, что расширение, и тяга практически не зависит от высоты,
Интересно почему - ефект ежектора на больших скоростях?
SRL
Полковник
Полковник
Сообщения: 19250
Зарегистрирован: 25 мар 2010, 02:05
Страна: Российская Федерация
Откуда: Москва

Сообщение SRL » .

НК 33 после первых четырех неудачных пусков полностью реконструировали но на это ушло три года
Не важно, главное что их довели. Так же и Мюллер доведет.
Потому как для двигателя большей мощности нужного для вывода КК на орбиту такая схема защиты от прогара не подходит.
Почему же не подходить то? У нас все "подходило" ... :) по 30 двигателей в связке... :), а у Мюллера не подходит? Только 30 не надо ставить, да и автоматика электроника сегодня понадежнее будет.
Мюллер сделал шаг назад ради удешевления производства но движок получилься примитивным и если спутник на нем вытащить можно то КК едва ли.
Ага. Для удешевления. Потому его система выведения более чем в 4 раза дешевле нашей... :) А у нас и так все всегда по копейке за пучок... :)
За счет ограбления рабочих и инженеров. За счет нищенских зарплат.
"Едва ли" - сами понимаете не научное понятие.
Да в принципе и вечный двигатель второго рода работает на раз. Проблема в том, что все эти игры с "НЕРВА", "киви" и "Поебом" с практической точки зрения фигня полная.
Как мы знаем хорошая работа разведки дорогого стоит. Считайте что амеры сэкономили деньги нам... :) Но и это не главное. Идея ЯРД не заброшена, проекты ЯРД продолжаются . В США. про нас как обычно не знаем не ведаем. простым деревянным калабашкам (нам в Вами) не положено знать что наш высший паханат знает.
а "Феб" имея несколько тонн массы активной зоны пропускает через себя в секунду 120 кг ВОДОРОДА удельная теплоемкость которого раз эдак в 800 меньше чем у воды.
Жидкого водорода.... :) Он холодненький. Потом он еще и испаряется. А потом он еще и перегревается. А как известно с ростом температуры теплоемкость водорода растет... :) водород уникальный газ это не водица... (не пар).
Я не математик, а то бы посчитал...
"Топаз" тем и ценен, что это не урановый котел с соплом на стенде и насосной у ближайшего пруда как "феб", а полностью конструктивно отработанный и обкатанный ЯРД в сборе с массогабаритами пригодными для вывода на орбиту ссуществющими тяжелыми ракетоносителями. Для полета на Марс не нужна бешенная удельная тяга нужна способность движка работать долго стабильно и схорошим КПД. "топаз" это может а "феб" и иже с ним так остались на стендах.
Вроде Вы сами написали что с "Топазом" ошиблись. И опять все Топаз, да Топаз... :) Ну не ЯРД это и все тут. Не о чем говорить.
А амеры своими опытами доказали лишь то, что работает сам принцип прямоточного ядерно ракетного двигателя, хотя кто бы в этом сомневался
Да мы собственно и в реальности атомной бомбы не сомневались. Сразу в Японию экспертов послали... все они сняли на пленку, радиацию установили, разрушения оценили... и пр. и пр.
А потом зачем то...начали сдирать у амеров ЯБ.
А зачем???
В общем артель "Напрасный труд", но это сугубо ИМХО однако.
А мое ИМХО, что артель "Напрасный труд" это именно мы. За каким болтом мы 74 года корячились с сосализмой? Если снова буржуи (причем русские т.е. самые жадные и глупые) снова на коне?
За каким болтом закопали в землю ДЕСЯТКИ МИЛлИОНОВ людей, если сегодня все то же что и до 1917 г???
Я нашел новый американский ЯРД.... :) причем придуманный русским. Но в США... :)
Говорю же что Россия КК не делает... :) Все делается в США... :) Даже русские там лучше думают... :)
Alter
Подполковник
Подполковник
Сообщения: 12985
Зарегистрирован: 23 июн 2005, 17:40

Сообщение Alter » .

SRL писал(а): Все делается в США... Даже русские там лучше думают...
Ну не буду я те за 20000р в месяц думать, не буду! Вот же ответ на твои *посему* :)
SRL
Полковник
Полковник
Сообщения: 19250
Зарегистрирован: 25 мар 2010, 02:05
Страна: Российская Федерация
Откуда: Москва

Сообщение SRL » .

Ну не буду я те за 20000р в месяц думать
За то что тебе неинтересно ты не будешь думать за 20 тыр.
А над тем что тебе интересно будешь бошку ломать бесплатно.
Поэтому задача умного правителя дать возможность творческим людям заниматься чем они сами хотят. Платить мало, но давать оборудование, материалы и пр.
В СССР сначала собственно таки было. И особо продвигались люди которые желали заниматься оружейно-энергетической тематикой в любом ее виде.
От турбостроения для линкоров, до пестиков.
Эти люди пахали бесплатно почти. Пахали ночами. И не жаловались, поскольку государство им помогало тем что они не могли иметь в "сарайных лабораториях".
Затем появилось громадное количество ПП и все накрылось медным тазом.
А в США каждый может заниматься чем хочет.
Даже оружейную фирму открыть, а такие пустяки как ракеты и двигатели вообще не считаются... :)
Кроме того, там (на Западе) есть нормальные капиталисты. Т.е. люди делающие бабки но при этом поглядывающие еще и на звезды.... Т.е. имеющие кураж, фантазию, т.е. не мертвяки.
Ведь наши Абрамовичи мертвяки... Более чем 10-я яхта их ничего не интересует. Россия всех перемалывает в порошок на своей территории. Абрамович уже вовсе не еврей.... :) И Березовский не еврей, и Ходорковский не еврей, все они не евреи.. :)
"Мы родились в СССР"... :) (Газманов).
SRL
Полковник
Полковник
Сообщения: 19250
Зарегистрирован: 25 мар 2010, 02:05
Страна: Российская Федерация
Откуда: Москва

Сообщение SRL » .

Нет, супер ЯРД придумал не русский. Это я подумал сначала (фамилия похожа).
Он еврей.
Robert Zubrin
Robert M. Zubrin
Born: c. 1952
Gender: Male
Race or Ethnicity: White
Sexual orientation: Straight
Occupation: Engineer
Nationality: United States
Executive summary: Mars Direct
Father: Charles Zubrin
Mother: Rosalyn (d. 26-Aug-1998)
Sister: Linda Zubrin Ratner
Wife: Maggie Zubrin (m. 1991, three children)
Daughter: Sarah
Daughter: Rachel
Изображение
Роберт М. Зубрин
Родился: 1952 г.
Пол: Мужской
Расы или этнической принадлежности: Белый
Сексуальная ориентация: Гетеро
Род занятий: Марс Прямой (энтузиаст экспедиции на Марс?)
Отец: Чарльз Зубрин
Мать: Розалин (ум. 26-авг-1998)
Сестра Линда Зубрин Ратнер
Жена: Мэгги Зубрин (М. 1991, трое детей)
Дочь: Сара
Дочь: Рейчел
Университет: Б. математики, Университет Рочестера (1974)
Университет: MS ядерной инженерии, Университет Вашингтона (1984)
Университет: MS аэронавтики и астронавтики Вашингтонского университета (1986)
Университета: кандидат ядерной инженерии, Университет Вашингтона (1992)
Учитель: (высокая наука учителя школы)
Пионер астронавтики
штатный инженер Lockheed Martin Marietta
Британский сотрудник Общества межпланетных сообщений
Фонд в поддержку демократии сотрудник (2008)
Марс Общество
Национальное космическое общество
Джон Г. Крамер
by John G. Cramer
NSWR - ВАШ ПУТЬ К ЗВЕЗДАМ. (Nuke Your Way to the Stars)
Ключевые слова: ядерная ракета на соленой воде, космический двигатель на ядерном делении. Опубликовано в Декабрьском номере Analog Science Fiction & Fact Magazine в 1992-м году.
В этой колонке мы опишем ядерную ракету на соленой воде (nuclear salt water rocket) - радикально новую концепция для создания тяги в открытом космосе. Это идея Роберта Зубрина (Robert M. Zubrin) из Мэртин Мэриэттэ (Martin Marietta Corp), автора, недавно опубликованной в "Аналоге" прекрасной статьи "Магнитный парус" ("The Magnetic Sail"). Магнитный парус был анонсирован на обложке как "избавляюще-новая концепция путешествия в космосе". Ядерная ракета на соленой воде еще одна такая избавляющая концепция.
Главная сложности с тягой в космосе в основном сводятся к энергии. Просто не существует достаточного количества энергии в лучших видах химического топлива, используемых NASA, чтобы создавать достаточно эффективную ракетную силу (или более точно создать удельный импульс, количество которого измеряется в секундах и равняется ISP=vex/g. То есть, скорость истечения, деленная на ускорение свободного падения). Законы физики диктуют нам, что если удельный импульс низкий, количество топлива, использованное в секунду должно быть соответственно очень велико дабы обеспечить нужную тягу (направленную вверх) для разгона разумной массы полезного груза. Законы экономики диктуют, что очень большой и надежный двигатель, потребляющий очень большое количество топлива с низкой удельной энергоемкостью, чтобы произвести большую тягу, должен быть очень, очень дорогой. И, наконец, законы политики диктуют, что любой проект, который является очень, очень дорогим, будет скорей всего и продвинут политическим решением, чем оригинальная научная или техническая идея. В рамках этого возникают условия, прежде всего политически, потом инженерно, а уж потом научно, чтобы NASA и весь наш удручающий госаппарата Штатов неотвратимо имел ту космическую программу, которую имеет.
Зубрин предлагает вырваться из этого порочного круга, опираясь на ядерное пламя. Это не первая подобная идея. Так был проект "Орион" - попытка перековать мечи на орала в конце 1950-х. Он предлагал использовать для перемещения космического корабля серию ядерных зарядов, взорванных позади толстой стальной пластины, которые будет толкать судно вперед. "Орион" был признан юридически незаконным из-за договора о запрещении ядерных испытаний 1963-го года.
Имелись и более новые идеи высокоимпульсного космического привода. Так в моей колонке "Альтернативный взгляд" (Alternate View) я уже описывал "Подпитываемую лазером тягу" (Analog, Aug-'87). Это инновационная идея предлагала запускать полезную нагрузку высокоэнергетическим лучом лазера (от 10 МВт до 1ГВт), расположенным на земле. Луч создает последовательность плоских взрывов позади разгоняемого транспортного средства. Испарение тонкослойного "топливного блока" на задней стенке аппарата приводит к возникновению мощного плазменного взрыва, вызванного энергией лазерного импульса. Эта концепция все еще активно развивается лабораторией Лоуренса в Ливермоне но нет подходящего лазера для полноразмерных испытаний идеи. В свое время были так же предложены высокоэнергетические системы привода, которые бы использовали аннигиляцию антивещества или инерционный термоядерный синтез. Однако обе эти концепции требуют технологий, которые, по крайней мере, на два десятилетия опережают то, что мы имеем сейчас для воплощения в металл.
Роберт Зубрин (Robert M. Zubrin)
В отличии от них, ядерная ракета на соленой воде Зубрина или NSWR (nuclear salt water rocket), в свою очередь требует всего лишь незначительной экстраполяции уже существующих технологий в области ядерной энергетики и могла бы быть доведена до испытаний в виде опытного образца уже в очень короткий срок. Здесь, конечно, следует отметить воздействие таких испытаний на окружающую среду, что естественно же могло бы представлять проблему, но схема "шприца" Зубрина для высокорадиоактивных делящихся материалов может работать только в космосе. Поэтому идея применима только для глубоких космических миссий. Это в некотором смысле дополняет идею лазерной тяги, которая в свою очередь требует лазера, расположенного на Земле, и для которого разгоняемое транспортное средство всегда должно оставаться в переделах видимости.
В своей работе, где описывается концепция, Зубрин анализирует использование NSWR для двусторонней мисси к Титану (полет туда и обратно), к самой большой луне Сатурна. Топливом для NSWR должен служить обогащенный до 20% уран, химическая форма которого соль - тетра-бромид урана (uranium tetra-bromide) растворенная в обычной воде в той же самой атомной концентрации, что и соль в морской воде.
Делящийся изотоп в такой концентрации легко производит очень высокую температуру как результат деления или даже может вызвать ядерный взрыв. Сплошной объем этой жидкости, где сосредотачивается несколько десятков килограммов такой жидкости, достиг бы критической массы, что привело бы к самоподдерживающейся цепной реакции деления и взрыву. В схеме Зубрина 41 000 килограмм (41 тонна) топлива в виде водного раствора соли хранится в поглощающем нейтроны топливном баке. Топливный бак должен быть изготовлен из длинных труб карбоната бора (boron carbonate) - твердого конструкционного материала, который интенсивно поглощает тепловые нейтроны, что и предотвращает цепной процесс в такой массе топливе, иначе реакция там мгновенно запустилась. Жидкое топливо, из резервуара где он хранится, перекачивают в цилиндрическую реакторную камеру где потоку нейтронов может теперь беспрепятственно возрастать до критической точки цепной ядерной реакции деления.
В ядерной ракете такой системы выбор материала для камеры сгорания представляет серьезную проблему, потому что никакая мыслимая механическая структура не может выдержать энергию ядерного взрыва. Однако Зубрин предлагает очень хитрую уловку. Он использовал упрощенную модель и показал, что распределение запускающих реакцию тепловых нейтронов в камере сгорания критически зависит от скорости движения топлива по мере прохождения его через нее. Эта зависимость возникает потому что перемещающееся водно-соляное топлива является так же и средой в которой нейтроны замедляются. Если жидкость находится в покое, то максимальный поток возникает в центре цилиндра. Но если жидкое топливо под давлением движется, точка максимального потока смазывается по направлению течения. Кроме того, движение может приводить и к повышению нейтронного максимума. Если правильно выбрать скорость течения топлива, поток тепловых нейтронов (и поэтому узел максимума выхода энергии расщепления) может быть подобран так, что достигнет своего пика очень резко уже за срезом цилиндрической камеры реакции.
Другими словами можно производить непрерывный управляемый ядерный взрыв позади ядерной ракеты. В этой точке вода из топливной жидкости вспышкой превращается в очень высокотемпературную плазму, которая становится реактивной массой, истекающей, по оценке, со скоростью 66 000 м/с (сравните с 4 500 м/с для лучшей химической ракеты). NSWR рассчитан для создания тяги почти в 3 миллиона фунтов (1.3 Х 107 Н) и имеет мощность в 427 ГВатт. В таком исполнении миссия на Титан могла бы быть запущена с низкой орбиты Земли, с ускорением почти 4g, и могла бы иметь достаточно низкую стартовую массу, быть дешевой и высокоэффективной.
Зубрин так же показывает, как NSWR может бы использована и для более честолюбивой 120-и летней односторонней миссии автоматического зонда к Альфа Центавра. Он предлагает 300 тонный космический корабль несущий 2700 тонн топлива в виде водного раствора соли урана, обогащенного до 90%. Это высокоэнергетическое горючее будет сгорать в двигателе с высокой эффективностью, что создаст скорость истечения ракетной массы в 4 700 000 м/с. Такая скорость истечения позволит развить кораблю скорость, которая составит 3,63% от скорости света. Зубрит предлагает использовать большую часть всего запасенного на борту топлива для ускорения, а потом применить магнитный парус (смотри майский "Аналог"-92) для торможения в результате движения того против межзвездной среды.
То, что Зубрин предлагает - технология высокоэнергетического космического привода, пригодного для глубоких космических и межзвездных миссий, которая могла бы быть осуществлена уже сейчас при достаточно скромном развитии современных технологий. Кроме того, окончание холодной войны оставило после себя значительное количество делящихся материалов (239Pu и высокообогащенный 235U) от демонтажа огромного количества ядерного оружия, что можно рассматривать как источник дешевого топлива для такого рода проектов. Зубрин указывает, что ни смотря на высокую радиоактивность истекающей из NSWR реактивной массы, сама конструкция двигателя не должен быть радиоактивной в сколько-нибудь значительной степени. Само топливо имеет только альфа-радиоактивность низкого уровня. Продукты деления уносятся в космос в виде плазмы, а наведенная радиоактивность от сильного потока нейтронов, возникших в результате сжигания топлива, может быть минимизирована использованием в конструкции двигателя таких низко-активируемых нейтронами материалов как графит и карбид кремния. Как только двигатель выключат, вокруг него не должно появится существенного радиоактивного фона, который мог бы подвергнуть опасности команду в случае пилотируемой миссии.
Высокая радиоактивность истекающей массы, конечно же, является главным недостатком NSWR-схемы. Перспектива загрязнения космоса его радиоактивными выхлопами обещает сильную оппозицию со стороны тех самых антиядерных групп защитников окружающей среды, которые противостояли даже использованию ядерных источников электропитания при глубоких миссиях NASA. Однако, оспаривая это, Зубрин, утверждает, что скорость истечения в 66 км/с намного больше, чем скорость покидания для любой планеты и, если вектор истекающей струи не направлен на Землю, то "количество радиоактивных продуктов, попадающих на Землю, могло бы быть незначительным" даже если NSWR запускается с низкой орбиты. Фактически, так как атомы выхлопных газов имеют значительную скорость, они не связаны с силой притяжения Солнца и выброшенные из сопла скоро покинут Солнечную систему вообще. Зубрин так же указывает что, так как NSWR не оружие, не использует принцип атомной бомбы, его испытание и использование не нарушает Договора о запрещении ядерных испытаний 1963-го года. Поэтому, в отличи от схемы "Орион", использование подобного космического привода юридически законно.
Здесь следует сказать, что, на пути реализации идее нас ждет некоторые технические трудности с обеспечением безопасности и надежности работы NSWR. Чрезвычайно высокая температура и скорость истечения создает специфическую проблему при конструировании сопла для NSWR, которое не должно разрушится в течение длительного периода работы. Зубрин предположил, что непрерывный поток обычной (не соленой) воды текущий по поверхности камеры сгорания и сопла, возможно и мог бы обеспечить охлаждение двигателя, а так же дополнительную реактивную массу, но эта идея остается неясной пока не будет продемонстрирована. Окончательный проект системы так же должен рассматривать возможные отказы, включая возможность отказа топливного насоса. Такой режим может привести к взрыву топлива в пределах камеры, а не позади нее. Все эти проблемы, скорее всего, разрешимы, но они должны быть названы.
В целом, NSWR кажется радикальным, но реальным способом осуществления межзвездной мисси на основе, по сути, уже существующих технологий. Беспилотный зонд к Альфа Центавра, типа того, что предложил Зубрин, был бы намного дешевле, чем все возрастающая стоимость шумного проекта NASA по строительству орбитальной станции "Фридом". Предполагаемый срок миссии в 120 лет - очень долгое время. Но чем скорее мы его запустим, тем скорее мы или наши потомки доберутся туда, чтобы с близкого расстояния взглянуть на ближайшие звездные системы.
References:
Nuclear Salt Water Rocket:
R. Zubrin, "Nuclear Salt Water Rockets: High Thrust at 10,000 sec ISP", Journal of the British Interplanetary Society 44, 371-376 (1991);
Magnetic Sail:
R. M. Zubrin and D. G. Andrews, "Magnetic Sails and Interplanetary Travel", AIAA 89-2441, AIAA/ASME 25th Joint Propulsion Conference, Monterey, CA, July 10-12, 1989;
Robert M Zubrin, "The Magnetic Sail", Analog, May, 1992.
Перевод А. Семенов, апрель 2009 г.
Но все это конешно хуй... я. Главное достижение человечества это НАШ!!! "Топаз"!!! :)
Varnas
Генерал-майор
Генерал-майор
Сообщения: 30028
Зарегистрирован: 11 авг 2005, 09:50

Сообщение Varnas » .

Интересная концепция. Но тока мне кажетса что КПД такова двигателя будет очень мал. как только будет начинатса ядерная реакция тепливо будет удерживать тока силы инерции - основная часть урана будет просто испарятса. ИМХО. Ето для действия в импульсном режиме. А для действия в непрерывном... даже непредставляю теоритически как он будет действовать.
SRL
Полковник
Полковник
Сообщения: 19250
Зарегистрирован: 25 мар 2010, 02:05
Страна: Российская Федерация
Откуда: Москва

Сообщение SRL » .

odrive
Младший унтер-офицер
Младший унтер-офицер
Сообщения: 345
Зарегистрирован: 23 окт 2009, 04:54

Сообщение odrive » .

Добро пожаловать в СССР
ЯРД "РД-41600".
ЯРД "РД-4400".
ГФЯРД "РД-43000ГФ".
ГФЯРД "РД-4400ГФ".
Изображение
odrive
Младший унтер-офицер
Младший унтер-офицер
Сообщения: 345
Зарегистрирован: 23 окт 2009, 04:54

Сообщение odrive » .

"РД-4400"
odrive
Младший унтер-офицер
Младший унтер-офицер
Сообщения: 345
Зарегистрирован: 23 окт 2009, 04:54

Сообщение odrive » .

ГФЯРД "РД-43000ГФ".
odrive
Младший унтер-офицер
Младший унтер-офицер
Сообщения: 345
Зарегистрирован: 23 окт 2009, 04:54

Сообщение odrive » .

ГФЯРД "РД-4400ГФ".
odrive
Младший унтер-офицер
Младший унтер-офицер
Сообщения: 345
Зарегистрирован: 23 окт 2009, 04:54

Сообщение odrive » .

Страна-изготовитель Двигатель Тяга (Thrust) в вакууме, кН/(тонн) Удельный импульс, сек Работа проекта, год
США NPS-2
США Nerva 12 GW 1959
США RN-6
СССР РД-0410 35,3 (3,53 тонн) 910 1965-94
СССР РД-410 68 (6,8 тонн) 1960
США Nerva Alpha 71,7 (7,17 тонн) 860 1972
СССР ЯРД-2200 81 (8,1 тонн) 1962-69
США Nerva Gamma 81 (8,1 тонн) 975 1972
СССР ЯРД тип A 177 (17,7 тонн) 900 1963
СССР ЯРД тип AФ 196 (19,6 тонн) 950 1963
США Nerva 266 (26,6 тонн) 800 1968
США Nerva NTR 333,4 (33,34 тонн) 925 1991
СССР РО-31 392 (39,2 тонн) 1967
СССР ЯРД тип V-B 392 (39,2 тонн) 900 1963
СССР ЯРД тип V 392 (39,2 тонн) 900 1963
СССР РД-0411 392 (39,2 тонн) 900 1965-94
США Timberwind 45 441,3 (44,13 тонн) 1000 1992
США Timberwind 75 735,5 (73,55 тонн) 1000 1992
США Nerva 2 867,4 (86,74 тонн) 825 1950-74
СССР РД-600 1 960 (196 тонн) 2000 1962-70
США Timberwind 250 2 451,6 (245,16 тонн) 1000 1992
США Nuclear 12 Gw 2 892 (289,2 тонн) 830 1960
США Nuclear 14 Gw 3 334 (333,4 тонн) 830 1960
США NERVA 1mlbf 8 963 (896,3 тонн) 850 1963
США NERVA/Lox Mixed Cycle 24 126 (2412,6 тонн) 810 1963
odrive
Младший унтер-офицер
Младший унтер-офицер
Сообщения: 345
Зарегистрирован: 23 окт 2009, 04:54

Сообщение odrive » .

Работы по ТфЯРД в СССР
В Советском Союзе разработка и проектирование первых ТЯРД проводилось во второй половине 50-х годов. Проведение работ производилось КБ главных конструкторов А.М. Люльки, С.А. Лавочкина, В.М. Мясищева, М.М. Бондарюка, В.П. Глушко совместно с рядом научно-исследовательских институтов - НИИТП, ЦИАМ, ИАЭ, ВНИИНМ, СФТИ и др. Летом 1959 года сотрудники НИИТП В.М. Иевлев и Ю.А. Трескин представили доклад о постановке эксперимента на исследовательском реакторе ИГР, первый пуск которого состоялся в 1961 году. Конструкции сборки совершенствовались, и уже в 1975-1989 гг. на новом реакторе ИВГ-1 была выполнена отработка тепловыделяющих сборок на ресурс в форсированном режиме при температурах до 3100 К (до 2827.С) и теплонапряжении реакторного объёма до 20 кВт/см3 (на порядок выше, чем в США). На стендовом реакторе минимальной размерности (ИРГИТ) проводились контрольные пуски при мощности до 60 МВт и температуре до 2650 К (2377.С). В отличие от американцев российские ученые использовали наболее экономичные и эффективные испытания отдельных тепловыделяющих элементов в исследовательских реакторах. Весь комплекс произведённых работ в 70-80-е годы позволило в КБ «Салют», КБ химавтоматики, ИАЭ, НИКИЭТ и НПО «Луч» (ПНИТИ) разрабатывать различные проекты космических ЯРД и гибридных ядерных энергодвигательных установок. В КБ химавтоматики при научном руководстве НИИТП (за элементы реактора отвечали ФЭИ, ИАЭ, НИКИЭТ, НИИТВЭЛ, НПО «Луч», МАИ) создавались ЯРД РД 0411 и ядерный двигатель минимальной размерности РД 0410 тягой 40 и 3,6 т соответственно.

Советский ТЯРД РД-0410 - единственный работающий и надёжный промышленный ядерный ракетный двигатель в мире
В результате были изготовлены реактор, «холодный» двигатель и стендовый прототип для проведения испытаний на газообразном водороде. В отличие от американского, с удельным импульсом не больше 8250 м/с, советский ТЯРД за счет применения более жаростойких и совершенных по конструкции тепловыделяющих элементов и высокой температуры в активной зоне имел этот показатель равным 9100 м/с и выше. Стендовая база для испытаний ТЯРД объединенной экспедиции НПО «Луч» размещалась в 50 км юго-западнее г. Семипалатинск-21. Она начала работать в 1962 году. В 1971-1978 гг. на полигоне испытывались натурные тепловыделяющие элементы прототипов ЯРД. При этом отработанный газ поступал в систему закрытого выброса. Стендовый комплекс для полноразмерных испытаний ядерных двигателей «Байкал-1» находится в 65 км к югу от г. Семипалатинск-21. С 1970 по 1988 год проведено около 30 «горячих пусков» реакторов. При этом мощность не превышала 230 МВт при расходе водорода до 16,5 кг/сек и его температуре на выходе из реактора 3100 К. Все запуски прошли успешно, безаварийно, и по плану. В настоящее время подобные работы на полигоне прекращены, хотя оборудование поддерживается в относительно работоспособном состоянии. Стендовая база НПО «Луч» - единственный в мире экспериментальный комплекс, где можно без значительных финансовых и временных затрат проводить испытания элементов реакторов ЯРД. Не исключено, что возобновление в США работ по ТЯРД для полетов к Луне и Марсу в рамках программы «Космическая исследовательская инициатива» с планируемым участием в них специалистов России и Казахстана приведет к возобновлению деятельности семипалатинской базы и осуществлению «марсианской» экспедиции в 2020-е годы.
Изображение
odrive
Младший унтер-офицер
Младший унтер-офицер
Сообщения: 345
Зарегистрирован: 23 окт 2009, 04:54

Сообщение odrive » .

Реально построенные и испытанные НА СТЕНДАХ двигатели в США И СССР
Страна-изготовитель Двигатель Тяга (Thrust) в вакууме, кН/(тонн) Удельный импульс, сек Работа проекта, год
США Nerva 12 GW 1959
СССР РД-0410 35,3 (3,53 тонн) 910 1965-94
СССР РД-410 68 (6,8 тонн) 1960
США Nerva Alpha 71,7 (7,17 тонн) 860 1972
СССР ЯРД-2200 81 (8,1 тонн) 1962-69
СССР ЯРД тип A 177 (17,7 тонн) 900 1963
США Nerva 266 (26,6 тонн) 800 1968
США Nerva NTR 333,4 (33,34 тонн)925 1991
СССР РО-31 392 (39,2 тонн) 1967
СССР РО-31 392 (39,2 тонн) 1967
США Timberwind 45 441,3 (44,13 тонн)1000 1992
США Nerva 2 867,4 (86,74 тонн) 825 1950-74
СССР РД-0411 392 (39,2 тонн) 900 1965-94
СССР РД-600 1 960 (196 тонн) 2000 1962-70
odrive
Младший унтер-офицер
Младший унтер-офицер
Сообщения: 345
Зарегистрирован: 23 окт 2009, 04:54

Сообщение odrive » .

"специалистов России и Казахстана" казахские специалисты в роли владельцев
земли, ну а российские в роли рабочей силы которую американцы заставят подумать за 20000
рублей)что они потеряли в 1991
"Мда-с... братцы. Амеры нас просто обманули... как детей."
вас)
Rus Ali
Подпоручик
Подпоручик
Сообщения: 2884
Зарегистрирован: 16 янв 2009, 08:08

Сообщение Rus Ali » .

ЧТД
SRL
Полковник
Полковник
Сообщения: 19250
Зарегистрирован: 25 мар 2010, 02:05
Страна: Российская Федерация
Откуда: Москва

Сообщение SRL » .

Кстати по проекту SNAP.
http://www.ornl.gov/~webworks/cppr/y2001/rpt/122930.pdf
737 страниц. В США секретов нет. Особенно 30-40 летней давности.
А вот что можно почитать по супер-пупер "Топаз"?
Что она удивительным образом похожа на SNAP-10 внешне это я уже отметил.
Хотелось бы почитать о внутренностях.... :) Ну хоть сотню страниц... :)
Что касается мощности SNAP-8 то она уже в 1968 г, была 50 кВт. то есть в десять больше чем у первых "Тоапазов". Т.е. опытные реакторы у них были.
Почему же амеры не стали делать реакторов в космосе?
Ответ простой.
Всего атомных аварий в космосе было 9 шт.
2 аварии устроили амеры, и прекратили срать на Землю остатками ядерных реакторов. Но мы не успокоились, и устроили (после амеров) аж 7 аварий.
В одной аварии мы усыпали ядерными отходами 10% территории Канады, заплатили штраф и притихли аж на три года. Поскольку если бы авария случилась на 20 минут раньше то все рухнуло бы на густозаселенную Европу, и бабок пришлосб бы платить вообще немеряо.
Но потом снова взялись за старое.... и снова усыпали океан и Землю ядерной дрянью. При аварии "Космоса 954" мы умудрились вывалить в атмосферу аж 44 кг, распыленного урана.
Короче, ИМХО амеры умеют делать ЯЭУ. Но просто не хотят. Не хотели рисковать и усыпая землю говном при отработках ЯЭУ в космосе.
А "Топаз" они купили, посмотрели что це таке... и неожиданно расторгли контракт. И после этого почему то ничего так и не сделали. А если они хотели разобрать и сделать то почему не сделали? Не смогли... :) Смешно.
Не захотели. Не обнаружили тех преимуществ (в.т.ч. по безопасн*) по сравнению с тем что было и у них в опытных образцах.
В январе нынешнего 2009 г, года вокруг нашего спутника "Плазма-А" ("Космос-1818") который должен был работать год но накрылся медным тазом за 145 дней. т.е. прекратившего работать 22 года назад было обнаружено облако сферичических объектов которые идентифицировали как сферы застывшего после утечки из реактора "Топаз-1" теплоносителя (калий-натрий). Каким образом произошла утечка из "Топаза" никто "не знает". Но я думаю, что реактор вовсе не был заглушен толком, а грелся все 22 года пока не перегрелся.... :)
Короче очередные 11.5 кг урана-235 в виде аэрозоля упадут на наши бошки в 2045 г, а из за дефрагментации станции возможно и раньше.
Амеры это знали заранее. Потому с "Топазом" так и не связавались.
SRL
Полковник
Полковник
Сообщения: 19250
Зарегистрирован: 25 мар 2010, 02:05
Страна: Российская Федерация
Откуда: Москва

Сообщение SRL » .

Уважаемый odrive.
Я Вашу шутку заценил... :)
Но сегодня к сожалению не 1-е апреля, тема у меня серьезная, так что пожалуйста сами уберите бред про ГФЯРД (ы) "РД-43000ГФ" и пр, чушь с гербами СССР с http://ussrbase.narod.ru
Ну и заодно картинку с РД-0410 уберите (я ее уже давал, чтобы не было дубляжа).
А создателям http://ussrbase.narod.ru видать лениво даже самим нарисовать "ГФЯРД (ы)... :)) поэтому они просто передирают картинки с амерских сайтов даже не сменим английский на русский... :)
Alter
Подполковник
Подполковник
Сообщения: 12985
Зарегистрирован: 23 июн 2005, 17:40

Сообщение Alter » .

SRL писал(а): За то что тебе неинтересно ты не будешь думать за 20 тыр.
А над тем что тебе интересно будешь бошку ломать бесплатно.
Поэтому задача умного правителя дать возможность творческим людям заниматься чем они сами хотят. Платить мало, но давать оборудование, материалы и пр.
В СССР сначала собственно таки было. И особо продвигались люди которые желали заниматься оружейно-энергетической тематикой в любом ее виде.
От турбостроения для линкоров, до пестиков.
Эти люди пахали бесплатно почти. Пахали ночами. И не жаловались, поскольку государство им помогало тем что они не могли иметь в "сарайных лабораториях".
Затем появилось громадное количество ПП и все накрылось медным тазом.
А в США каждый может заниматься чем хочет.
Даже оружейную фирму открыть, а такие пустяки как ракеты и двигатели вообще не считаются... :)
Кроме того, там (на Западе) есть нормальные капиталисты. Т.е. люди делающие бабки но при этом поглядывающие еще и на звезды.... Т.е. имеющие кураж, фантазию, т.е. не мертвяки.
Ведь наши Абрамовичи мертвяки... Более чем 10-я яхта их ничего не интересует. Россия всех перемалывает в порошок на своей территории. Абрамович уже вовсе не еврей.... :) И Березовский не еврей, и Ходорковский не еврей, все они не евреи.. :)
"Мы родились в СССР"... :) (Газманов).
*государство им помогало тем что они не могли иметь в "сарайных лабораториях"*-ключевая фраза!.Про энтузиастов я согласен на все 100%, но нужен спонсор, а не *эффективные* менеджеры. Я против того, что *содержатель* теперешнего КБ получает по неизвестной мне причине в 10 раз больше инженерного раба.
Когда была хол. война, всё крутилось, нужно было держать штаны и марки, спонсировали, худо-бедно на 150р жили да исчо и радовались, теперь просто нет причин к тех творчеству -всё встало и у нас и у них(отчасти). Утрирую, но мысля такая. Потому Ганс прав *штык в пузо богачам* :)
Alter
Подполковник
Подполковник
Сообщения: 12985
Зарегистрирован: 23 июн 2005, 17:40

Сообщение Alter » .

Намечается серьёзный разговор odrive vs SRL :P!
Rus Ali
Подпоручик
Подпоручик
Сообщения: 2884
Зарегистрирован: 16 янв 2009, 08:08

Сообщение Rus Ali » .

Намечается если только odrive не клон самого SRL, а так то что он привел про ЯРД в качестве исторической справки в общем и в целом не бред, что касается фантастических ГФЯРД они конечно фигня, но "Топаз" то работает. А те кто выдумывал виртуальные Советские ЯРД по сути просто увеличили размеры реально существовавших контрукций.
"Топаз" кстати имеет одну очень интересную конструктивную особенность, в нем ТВЭЛы не смонтированны жестко они могут смещаться в определенных пределах, а форма внешней оболочки ТВЭЛ такова что они центруются в активной зоне за счет друг друга. Это и было одним из главных "ноу-хау" благодаря которым "топаз" был избавлен от опасности разрушения активной зоны из-за деформации ТВЭЛ и скачков давления рабочего тела.
Янкесы же в своих движках продолжали делать активные зоны сплошными с кналами для прохождения рабочего тела, потому дальше экспериментов и не пошло. Такие двигатели склонны к разрушению ТВЭЛ со всеми вытекающими и ресурс у них очень не велик.
Да кстати думается мне что тот же "Феб" на полную мощность просто не гоняли, запустили на "холостых оборотах" погоняли потихоньку а результат эктраполировали. И по этому и разночтение тяга 114 тонн а тепловая мощность 4 000 МВт.
Просто 114 тонн реально полученная тяга при мощности реактора N % от макисмальной, а 4000 МВт это максимальная тепловая мощность реактора достижимая на нем в принципе.
НО вот что хотелось бы отметить, ЯРД на "огуречном рассоле", американского самородка с псевдорусской фамилией Зубрин !? :), это точно бред, любому кто физику в десятом классе учил ясно. Есть такое понятие "сечение захвата" в рассматриваемом ядерно-рассольном двигателе его вообще не будет в сколь нибудь разумных пределах. Не будет и ядерной реакции КАК ТАКОВОЙ, плотность самого топлива и нейтронных потоков в нем на порядки ниже всяких пороговых пределов для начала оной реакции.
Гейзенберг еще в 1942 году разрабатывал конструкцию гомогенного водо-водянного реактора, но ему бы и под наркозом в голову не пришло, превратить его в ядерно-рассольный двигатель типа скороварка космическая прямоточная :).
Прожект на уровне свинтопрульного аппарата, но его почему то топикстартер не сносит :P.
odrive
Младший унтер-офицер
Младший унтер-офицер
Сообщения: 345
Зарегистрирован: 23 окт 2009, 04:54

Сообщение odrive » .

Советский ядерный ракетный двигатель - самый ранний этап работ.
Прыгичев Т.В.
Данный доклад является обобщением имеющейся информации о начальном периоде некогда совершенно секретных работ по созданию ядерных ракетных двигателей СССР в 1950-е и в начале 1960-х годов. Идея создания ядерного ракетного двигателя берет свое начало в 1952 году. В это время полным ходом шли работы по созданию первой советской атомной электростанции в Обнинске и началась разработка ядерных энергетических установок для подводных лодок. Научным руководителем темы был назначен будущий (с 1953г.) академик Анатолий П.Александров, тогда директор Института Физических проблем (ИФП). Более того, группа возглавляемых им ученых, предложила разработать ядерную двигательную установку для стратегических бомбардировщиков и ядерный ракетный двигатель для баллистических ракет. Однако это предложение оставалось лишь заманчивой идеей вплоть до 1955 года. Первое техническое изучение проблем, связанных с созданием ядерных ракетных двигателей, было проведено в Советском Союзе в 1955-1956 гг. Исследования проводились в нескольких организациях. В феврале 1956г. ОКБ-456, которое возглавлял Валентин П.Глушко, выпустило отчет "Термоядерный ракетный двигатель". В том же году, Лаборатория "В", осуществлявшая создание первой атомной электростанции в Обнинске, выпустила свой отчет, озаглавленный "Ракета дальнего действия с ядерным двигателем". Научным руководителем Лаборатории "В" был академик Александр И.Лейпунский. Аналогичные работы проводило НИИ-1 по инициативе В.М.Иевлева и Н.Н.Пономарева-Степного. Из нескольких вариантов двигателя был выбран двигатель с твердофазным урановым реактором и прямым нагревом рабочего тела в реакторе. Главным конструктором ядерного ракетного двигателя был назначен В.П.Глушко, а ракеты, оснащенной таким двигателем - С.П.Королев. В конце 1956г и первой половине 1957г. ОКБ-1 провело первые исследования схем ракет с ядерным двигателем. В качестве рабочего тела рассматривались жидкий водород и жидкий аммиак. Однако водород был вскоре снят с рассмотрения. На первом этапе работ оптимизм, касающийся скорого создания ядерного ракетного двигателя, был велик. 30 июня 1958г. было принято постановление Правительства о начале работ по созданию ракет, оснащенных ядерным двигателем. В 1958-1959 году ОКБ-1 уже работало над несколькими проектами ракет с ЯРД, а ОКБ-456 В.П.Глушко и ОКБ-670, возглавляемое М.М.Бондарюком, над ядерным ракетным двигателем, который должен был развивать тягу 140 тонн! Двигатель ОКБ-456 должен был использовать жидкий аммиак, в качестве рабочего тела, а двигатель ОКБ-670 - смесь аммиака и спирта. Многие проекты перспективных тяжелых ракет-носителей, которые изучались ОКБ-1 в 1958-1962гг., предусматривали использование ЯРД на второй и последующих ступенях. Однако, несмотря на то, что в 1961 г. состоялся первый запуск экспериментального реактора ИГР, к 1962 году стало очевидно, что ядерный ракетный двигатель дело не такого близкого будущего, как это предполагали в середине 1950-х гг. В 1963г. ОКБ-456, по инициативе Глушко переключилось на работы по ЯРД с газофазным реактором, а ОКБ-670 вообще прекратило работы по ЯРД. Тем не менее, в 1960-е гг. исследования по ЯРД продолжались в НИИ-1 с привлечением специалистов ИАЭ, ФЭИ, ЦИАМ, ПНИТИ и других организаций. В 1965г., по техническому заданию ОКБ-52, возглавляемому Владимиром Н.Челомеем, к созданию ЯРД приступило ОКБ-154 (ныне Конструкторское Бюро Химавтоматики). Эта работа привела к созданию в 1970-х гг. первого отечественного серийного-промышленного ЯРД РД-0410.
odrive
Младший унтер-офицер
Младший унтер-офицер
Сообщения: 345
Зарегистрирован: 23 окт 2009, 04:54

Сообщение odrive » .

По оценкам ОКБ-23, атомный самолет ПАС был способен доставить боевую нагрузку массой 18 т на дальность 25 000 км со скоростью не менее 2000 км/ч. В результате проработки различных компоновок двигателей на самолете ОКБ пришло к выводу о целесообразности размещения силовой установки в хвостовой части фюзеляжа, что обеспечивало минимальную массу защиты экипажа и наилучшее аэродинамическое качество самолета. ТРДА должен был иметь взлетную тягу 22,5 тс.
В 1956 г. для создания АСУ преимущественно из специалистов ОКБ А.М. Люлька сформировали специальное КБ-500, которое в дальнейшем занималось разработкой силовой установки для самолета "60". В СКБ-500 были рассмотрены два варианта ТРДА "открытой" схемы с одинаковой тягой:
- с валом турбокомпрессора, расположенным вне реактора (условное название варианта - "коромысло");
- с валом турбокомпрессора, проходящим через реактор (условное название варианта - "соосный").
Наиболее целесообразной была признана схема "соосного" двигателя, которая характеризовалась меньшим миделем, простотой конструкции и большим удобством компоновки двигателей на самолете. Атомный реактор на тепловых нейтронах имел активную зону цилиндрической формы, заключенную в торцевые и радиальные отражатели. Активная зона набиралась из керамических тепловыделяющих элементов, в которых имелись продольные каналы для прохода нагреваемого воздуха.
Очевидно, что в осевом направлении ТРДА такой схемы практически невозможно было прикрыть биологической защитой. В связи с этим попытаемся оценить, хотя бы приблизительно, с какими дозовыми нагрузками пришлось столкнуться разработчикам из ОКБ-23. Допустим, что в горизонтальном крейсерском полете аэродинамическое качество стотонного самолета составляет приблизительно 6,5 (реальная характеристика самолета М-50). Тогда суммарная тяга двигателей должна быть не менее 15 тс. С учетом неизбежных потерь ее можно обеспечить, если тепловая мощность реактора составит приблизительно 40 МВт. Для того, чтобы реактор "выдавал" указанную мощность, каждую секунду в его активной зоне должно разделиться, казалось бы, незначительное количество ядерного топлива - порядка 0,0005 г урана-235. Если полет продолжается сутки, то количество "прореагировавшего" делящегося материала достигнет 45 г (столько же, к слову сказать, расходовал за сутки движения во льдах атомный ледокол "Ленин"). "Расход топлива" по-прежнему не выглядит большим, но отношение к указанному числу резко изменится, если рассчитать дозу гамма-излучения, которая сопровождает суточную работу АСУ (без защиты) на протяжении 24 ч. Оказывается, что доза мгновенного и осколочного гамма-излучения на расстоянии 30 м от активной зоны составит 350:400 тыс. рентгенов! Еще большей получается доза, обусловленная действием нейтронов.
В конце 70-х годов прорабатывался ядерный ПВРД для низколетящей, относительно легкой по сравнению с КАР, крылатой ракеты (масса КР 15:20 т, масса боевой части - 1 т). Предполагалось получить практически неограниченную дальность полета. Проведенные исследования показали принципиальную возможность реализации проекта, однако от создания КР с ЯРД отказались из-за невозможности проведения испытаний на полную дальность, а также по экологическим причинам.
Изображение
ЗА РУБЕЖОМ)
В 1957 году Военно-воздушные силы и Комиссия по ядерной энергии США
запустили совместный проект «РШТО» по разработке крылатой ракеты с
ядерным двигателем. Предполагалось создать ядерный прямоточный
воздушно-реактивный двигатель и установить его на ракету, несущую
ядерную боеголовку. Ракета должна была летать со сверхзвуковой скоростью
над верхушками деревьев (чтобы избежать обнаружения радарами) и
доставлять к месту назначения свой смертоносный груз без дозаправки и
управляющих команд. 14 мая 1961 года на Невадском полигоне были
проведены наземные испытания двигателя.
И хотя концепция «ядерного двигателя» показала свою практическую
выполнимость, от нее пришлось отказаться. Дело в том, что прямоточный
воздушно-реактивный двигатель был по существу открытым ядерным
реактором. А это означало, что даже при обычной эксплуатации из него
будут извергаться большие количества продуктов деления и выпадать на
маршруте его полета. Еще более серьезные последствия можно было ожидать
в случае потенциальных инцидентов в воздухе или при крушении. В 1964
году проект был закрыт - после того, как на него израсходовали уже
приблизительно 780 млн долларов
odrive
Младший унтер-офицер
Младший унтер-офицер
Сообщения: 345
Зарегистрирован: 23 окт 2009, 04:54

Сообщение odrive » .

Ядерные ракетные двигатели
полная статья сверху

Леонид КВАСНИКОВ (доктор технических наук, профессор, МАИ)
Анатолий КОСТЫЛЕВ (доктор технических наук, НЦ им. М. В. Келдыша)
По материалам сайта www.transport.ru
Ученые и инженеры, работающие в области космонавтики, всегда стремились создавать наиболее эффективные ракетные двигатели. Понятно, что они не могли не попытаться использовать ядерную энергию для нагрева рабочего тела. Ведь это сулило большие перспективы в освоении ближнего и дальнего космоса, позволяло сделать доступным полет космонавтов на Марс. Однако всевозможных трудностей, в том числе финансовых, возникло очень много, и сегодня ни Россия, ни США не имеют вполне пригодных для установки на космический аппарат ядерных ракетных двигателей (ЯРД). Может быть, главная причина в том, что реально ЯРД не планировалось применять для военной ракетно-космической техники. Тем не менее СССР и США примерно в одно время создали и испытывали на стендах прототипы таких двигателей. И если об этих работах в Америке можно было прочитать в специальной литературе, то сведения о советской программе в открытых источниках до последних лет отсутствовали.
Что же представляет собой ядерный ракетный двигатель? Многие его системы устроены так же, как у жидкостного ракетного двигателя (ЖРД). Только температура рабочего тела, истекающего из сопла и создающего тягу, повышается не за счет реакции окисления (горения) двух компонентов, а за счет тепловой энергии, выделяющейся в процессе деления ядер радиоактивного вещества. Вместо камеры сгорания, как у ЖРД, в ядерном двигателе размещен реактор, способный нагреть газ более чем до 3000 К. Эта температура ограничивается стойкостью применяемых материалов.
Но почему ЯРД в несколько раз эффективнее ЖРД? Ведь он гораздо сложнее, имеет во много раз большую массу, нуждается в специальных системах защиты и безопасности, громоздок. Дело в том, что в реакторе можно разогревать любой газ, а энергетическая эффективность ракетного двигателя тем выше, чем это рабочее тело имеет меньшую молекулярную массу. Вот и получается, что если в ЯРД применить водород, то скорость истечения его из сопла будет в 3 раза выше, чем в лучшем - кислородно-водородном ЖРД. Все потому, что молекулярная масса в первом случае - 2 г/моль, а во втором - 18. Значит, для космического полета потребуется существенно меньше рабочего тела.
Делящееся вещество в активной зоне реактора может находиться в твердом, жидком или газообразном состоянии. До полноразмерных натурных испытаний дошли ЯРД только первого типа. Их реакторы состоят из тепловыделяющих сборок, содержащих соединение урана-235 с замедлителем нейтронов (для уменьшения массы урана с десятков до нескольких килограммов) и окруженных отражателем нейтронов, а также из устройств, обеспечивающих запуск, регулирование и останов.
Разработку и испытания ЯРД вели только СССР и США. С 1955 года в Америке приступили к выполнению программы по созданию ядерных реакторов типа NERVA, предназначенных для космических ракетных двигателей. Отработка велась сразу на опытных полноразмерных реакторах без сопла - Kiwi. При этом тепловыделяющие элементы часто разрушались из-за трещин в защитном покрытии. В конце 1963 года была поставлена задача осуществить общую разработку технологии ЯРД для обеспечения в 2014-2016 гг. пилотируемого полета к Марсу.
До 1972 года прошли испытания 20 ядерных реакторов, в том числе система NRX-A6 в течение одного часа работы реактора на полной мощности. 28 запусков стендовых ЯРДов имели суммарную продолжительность около 4 ч. Испытания проходили на полигоне в штате Невада.
В одном из вариантов ЯРД NERVA предварительно подогретый в рубашке охлаждения сопла и корпуса реактора водород поступает в тепловыделяющие сборки, где за счет специально развитой поверхности теплообмена обеспечивается его нагрев до 2360 К. Часть горячих газов отбирается для привода турбины турбонасосного агрегата, что обеспечивает расход водорода до 40,7 кг/с и тягу 33,6 т при тепловой мощности реактора 1510 МВт и его массе 3400 кг.
В СССР проектирование первых ЯРД велось во второй половине 50-х годов. Этими работами занимались КБ главных конструкторов А.М. Люльки, С.А. Лавочкина, В.М. Мясищева, М.М. Бондарюка, В.П. Глушко совместно с рядом научно-исследовательских институтов - НИИТП, ЦИАМ, ИАЭ, ВНИИНМ.
Уже летом 1959 года сотрудники НИИТП В.М. Иевлев и Ю.А. Трескин доложили о постановке эксперимента на реакторе ИГР, первый запуск которого состоялся в 1961-м. Конструкции совершенствовались, и в 1975-1989 гг. на реакторе ИВГ-1 была выполнена отработка тепловыделяющих сборок на ресурс в форсированном режиме при температурах до 3100 К и тепловых потоках 20 кВт/см3 (на порядок выше, чем в США). А на стендовом реакторе ЯРД минимальной размерности ИРГИТ проводились запуски при мощности до 60 МВт и температуре 2650 К. В отличие от американских российские ученые использовали более экономичные и эффективные испытания отдельных тепловыделяющих элементов в исследовательских реакторах.
Все это в 70-80-е годы позволило в КБ "Салют", КБ химавтоматики, ИАЭ, НИКИЭТ и НПО "Луч" (ПНИТИ) разрабатывать различные проекты космических ЯРД и ядерных энергодвигательных установок. В КБ химавтоматики при научном руководстве НИИТП (за элементы реактора отвечали ФЭИ, ИАЭ, НИКИЭТ, НИИТВЭЛ, НПО "Луч", МАИ) создавались ЯРД РД 0411 и ядерный двигатель минимальной размерности РД 0410 тягой 40 и 3,6 т соответственно. В результате были изготовлены реактор, "холодный" двигатель и стендовый прототип для проведения испытаний на газообразном водороде. В отличие от американского, с удельным импульсом не больше 8250 м/с, советский ЯРД за счет более жаростойких и совершенных по конструкции тепловыделяющих элементов и высокой температуры в активной зоне имел этот показатель равным 9100 м/с.
Стендовая база для испытаний ЯРД объединенной экспедиции НПО "Луч" размещалась в 50 км юго-западнее г. Семипалатинск-21. Она начала работать в 1962-м. В 1971-1978 гг. на полигоне испытывались натурные тепловыделяющие элементы прототипов ЯРД. При этом отработанный газ поступал в систему закрытого выброса. Стендовый комплекс для полноразмерных испытаний ядерных двигателей "Байкал-1" находится в 65 км к югу от г. Семипалатинск-21. С 1970 по 1988 год проведено около 30 "горячих" пусков реакторов. При этом мощность не превышала 230 МВт при расходе водорода до 16,5 кг/с и его температуре на выходе из реактора 3100 К. Все запуски прошли успешно и безаварийно.
В настоящее время подобные работы на полигоне прекращены, хотя оборудование поддерживается в работоспособном состоянии. Стендовая база НПО "Луч" - единственный в мире экспериментальный комплекс, где можно без значительных финансовых и временных затрат проводить испытания элементов реакторов ЯРД. Не исключено, что возобновление в США работ по ЯРД для полетов к Луне и Марсу в рамках программы "Космическая исследовательская инициатива" с планируемым участием в них специалистов России и Казахстана приведет к возобновлению деятельности семипалатинской базы и осуществлению "марсианской" экспедиции в 20-е годы следующего столетия.
Дальнейшим развитием ЯРД является концепция ядерной двигательно-энергетической установки на основе высокотемпературного газофазного реактора - ГФЯР. В России и США эти работы находятся на стадии научных исследований и осуществления базового реакторного эксперимента по комплексному исследованию рабочих процессов. Как упоминалось, разогрев рабочего тела в ЯРД с твердофазным реактором ограничен температурой тепловыделяющих элементов и стойкостью их материала. А чем выше температура, тем больше удельный импульс двигателя. И если использовать газообразное ядерное топливо, то эта проблема снимается. Появляются возможности увеличения удельного испульса до 20-30 км/с при температуре рабочего тела до 12000 К.
В основе одного из проектов такой установки - высокотемпературный ГФЯР со вспомогательными подвижными твердофазными тепловыделяющими сборками, которые обеспечивают критическую массу ядерного горючего. В центральной цилиндрической полости ГФЯР - рабочей камере - за счет магнитного поля соленоида, окружающего реактор, формируется малорасходная, "застойная", зона. Уран, находящийся в ней в газовой фазе, разогревает до температуры выше 9000 К протекающий водород за счет распределенных в газе лучепоглощающих добавок и не смешивается с ним. Истекающая из сопла плазма обладает высокой электропроводностью и обеспечивает получение электрической энергии во встроенном в сопло МГД-генераторе. Эта энергия необходима для питания соленоида, насосов, подающих рабочее тело, и бортовых систем аппарата. Некоторая часть урана постоянно уносится потоком водорода в окружающее пространство, но система подачи ядерного горючего все время компенсирует его убыль.
Энергоснабжение космического аппарата с ГФЯРД на режиме выключенной рабочей камеры осуществляют две газотурбинные энергоустановки общей мощностью 200 кВт с нагревом рабочего тела в твердофазных тепловыделяющих сборках. По расчетам, такой ГФЯРД будет иметь тягу 17,3 т при давлении в рабочей камере 100 кг/см2 и скорости истечения водорода 20 км/с. Продолжительность работы на номинальном режиме при пяти включениях - около 3,5 ч. Мощность МГД-генератора должна составлять 25 МВт.
Возможно, разработки ЯРД и ГФЯРД несколько опередили свое время. Однако они вовсе не столь преждевременны, как может показаться. Ведь подготовка пилотируемой "марсианской" экспедиции длится десятилетия, и энергетику для нее нужно готовить заблаговременно. Сейчас существует несколько российских и американских проектов пилотируемых комплексов с ЯРД для экспедиции на Марс. В них предполагается использовать уже испытанные конструкции, которые показали свою работоспособность, так что труды ученых и конструкторов не пропадут даром. Да они и не могут оказаться напрасными, потому что значительно продвинули вперед науку, технику и технологию. За счет применения некоторых "ноу-хау" в России и за рубежом удается получать средства для продолжения исследований.
odrive
Младший унтер-офицер
Младший унтер-офицер
Сообщения: 345
Зарегистрирован: 23 окт 2009, 04:54

Сообщение odrive » .

Кукушка хвалит кулика или крамер против краморова.
Очень понравилась статья Крамера про этнически-чистокровного американца зубрина выложенная SRL.
особенно вот это место:
..........."Зубрин предлагает вырваться из этого порочного круга, опираясь на ядерное пламя. Это не первая подобная идея. Так был проект "Орион" - попытка перековать мечи на орала в конце 1950-х. Он предлагал использовать для перемещения космического корабля серию ядерных зарядов, взорванных позади толстой стальной пластины, которые будет толкать судно вперед. "Орион" был признан юридически незаконным из-за договора о запрещении ядерных испытаний 1963-го года.
Имелись и более новые идеи высокоимпульсного космического привода. Так в моей колонке "Альтернативный взгляд" (Alternate View) я уже описывал "Подпитываемую лазером тягу" (Analog, Aug-'87). Это инновационная идея предлагала запускать полезную нагрузку высокоэнергетическим лучом лазера (от 10 МВт до 1ГВт), расположенным на земле. Луч создает последовательность плоских взрывов позади разгоняемого транспортного средства. Испарение тонкослойного "топливного блока" на задней стенке аппарата приводит к возникновению мощного плазменного взрыва, вызванного энергией лазерного импульса. Эта концепция все еще активно развивается лабораторией Лоуренса в Ливермоне но нет подходящего лазера для полноразмерных испытаний идеи. В свое время были так же предложены высокоэнергетические системы привода, которые бы использовали аннигиляцию антивещества или инерционный термоядерный синтез. Однако обе эти концепции требуют технологий, которые, по крайней мере, на два десятилетия опережают то, что мы имеем сейчас для воплощения в металл.".......................
Нет подходящего лазера)))))))) Бедный крамер. (что он курит)
Видел по дискавери как ребята аля зубрин крамер осуществляют это на практике.
Берут алюминиевую суповую миску- тарелку весом 005-0.1 килограммом, раскручивает ее как волчек электромоторчиком для стабилизации тарелочки(а иначе она просто упадет на бок, или после первого импульса отлетит на метр в сторону),рядом 1 киловатный импульсный СО лазер спертый из заштатной лаборатории банального среднестатистического коледжа(бедные школьнички остались без демонстрационного прибора) потом быстро на штативе вручную помещает вращающуюся тарелочку над лазером.
Рубильник включен. Ура тарелка вод действием импульсов лазера взлетает на 80-100 метров.
В дальнейшем эта программа освоения космоса по крамеру видится так:
Cовместный Советско(российско) -американский экипаж заходит в большую тарелку рассаживается строго по ее переметру-для точной балансировки этой "центрифуги"(экипаж перед этим пройдет долгие изнурительные тренннировки)
, зубрину или таким же его коллегам опять же на средства налогоплатильщиков( очарованных первыми многообещающими стендовыми экспериментами ) подарят самый большой лазер мощностью 1 терраватт . Фуй знает где они его найдут, но это мелочи.
Сам изобретатель раскрутит эту тарелочку, на большом погрузчике подвезет к вертикально стоящему лазеру.
Включит рубильник. И пойдут импульсы разряды плазмы между катодом и анодом в активной среде лазера....
Главное что бы облаков и дождя не было...
Минусы и издержки этого эксперимента есть: первое-
естественное (будь оно неладно вращение земли) и как следствие при достаточном удалении тарелочки с космонавтами от ветикально стояего лазера траектория движения тарелочки не совпадет с отклоняющимся в сторону лучем как на циферблате часов. Линейные Отклонения начнутся уже в атмосфере, когда горизонтальная составляющая скорости тарелочки за счет вращения земли пойдет на убыль несмотря на тесное соприкосновение с вращающейся вместе с землей атмосферой)))ветра налево направо турбулентности итд итп.
второе трудность решаемая(где купить лазер подходящей мощности)?
да просто у Рейгана из его программы СОИ, правда чуть добавить плутония в лазер (мазер) для увеличения мощности... Плутоний докупить у него же)
Ну на лазер с ядерной накачкой ему денег дадут, как и на первые опыты.
Повидимому парень профессиональный потрошитель бюджета конгресса.
1000000 баксов на первый опыт. Из них 5000 баксов на школьный лазер а 999500 на маленький домик для многодетной творчески одаренной бедной еврейской семейки.

Щелчек рубильника, ядерный взрыв, первый имульс( и последний , так как мазеры с ядерной накачкой дают 1 импульс и активная зона просто испаряется) лазерного(уже мазерного) нейтронного пучка
, и космонавты в виде молекул в перемешку с атомами алюминия плавно выходят на орбиту стойко прижавшись в молекулы центрифуги- кресла.
Только хрен знает на какую орбиту(геостационарную, окололунную?)а может низкоорбитальную?????

Веселые эти ребята крамер и зубрин. У крамера есть в россии друг-коллега журналист баянист калашников.
А не создать ли нам экологические деревни супер техно поселения на средства налогоплательщика. Родина блин в опасности. Дайте денег.
Огуречный рассол и суповую миску мы уже изобрели!
odrive
Младший унтер-офицер
Младший унтер-офицер
Сообщения: 345
Зарегистрирован: 23 окт 2009, 04:54

Сообщение odrive » .

SRL писал(а): тема у меня серьезная,....., заодно картинку с РД-0410 уберите (я ее уже давал, чтобы не было дубляжа).
так вы не путайте 410 с 411))))))это вам не автомобиль"москвич"
а "серьезная тема"
SRL писал(а):
Это у нас.... :) все что удалось "создать" до 1978 г... :)
Изображение
Жалкое подобие ЯД тягой аж в 3,5 тонны (как НАМ говорят... :), но я то и этому не верю...). Нет НИЧЕГО кроме фото. Я такое сам могу сделать... :)
"Буги-вуги", "твист", наркотики... бесправие... и атомные двигатели для полета на Марс.
"Очереди за колбасой, ниший быт, полная катастрофическая серость (даже одежда серых оттенков), и съезды КПСС!!!.

Вспоминаю две фильмы
"Золотой теленок" и "Место встречи изменить нельзя"
Вы жалкие ничтожные личности... Эдак и я так сумею, а ты мурку сыграй.
Alter
Подполковник
Подполковник
Сообщения: 12985
Зарегистрирован: 23 июн 2005, 17:40

Сообщение Alter » .

Rus Ali писал(а): Намечается если только odrive не клон самого SRL,
Тогда получается Крамер протифф Крамера :).
Блин, запятые не любят ставить оба, но одрайф пишет фамилии с маленькой буквы, СРЛ так никогда не делал и с маленькой буквы пишет фамилии Ганс , потому что только Химейера уважат :P.
odrive
Младший унтер-офицер
Младший унтер-офицер
Сообщения: 345
Зарегистрирован: 23 окт 2009, 04:54

Сообщение odrive » .

)))))))
Ответить

Вернуться в «Артиллерия»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 4 гостя