Типи, чум и прочие премудрости костра в палатке

brigant
Подпоручик
Подпоручик
Сообщения: 3658
Зарегистрирован: 23 ноя 2007, 20:40

Сообщение brigant » 08 дек 2008, 22:57

Широко известное фото эвенкийского конического шалаша (зимнего) из этнографического музея "Тальцы" (Иркутск).
Изображение
26.Конический шалаш, покрытый корой лиственницы.
27.Изображение
Изображение
28. Простейший, обложенный лапником летний конический шалаш.

brigant
Подпоручик
Подпоручик
Сообщения: 3658
Зарегистрирован: 23 ноя 2007, 20:40

Сообщение brigant » 08 дек 2008, 23:52

Ниже будет приведена забавная работа школьников по проблеме теплотехнических свойств конического шалаша. Интересно услышать по поводу её мнение уважаемых коллег с техническим образованием (сразу скажу, что с точки зрения этнографии там не всё верно).

brigant
Подпоручик
Подпоручик
Сообщения: 3658
Зарегистрирован: 23 ноя 2007, 20:40

Сообщение brigant » 08 дек 2008, 23:53

Гармония Севера. Чум. Исследовательская работа по физике


Авторы проекта ученицы 9 класса Дьяконова Евгения и Малахова Дарья. Работа выполнена в 2005 году под руководством учителя физики высшей квалификационной категории МОУ СОШ N9 г. Ноябрьска Бушуевой Людмилы Геннадьевны.
Предметом исследования является изучение жилища чум. Для выживания и сосуществования человека в северной природе нужно чувствовать её гармоничные законы, которые имеют современные научные обоснования. Это позволило сформулировать ведущую идею (гипотезу): опыт проживания в суровых условиях севера помог коренным жителям создать такое жилище, оптимальная и удобная конструкция которого (его форма и функции) объясняется строгими научными законами.
Главная цель: увидеть гармонию чума в северной природе с точки зрения современной физики и математики.
В основной части работы дается и нформация о чуме, проводится исследование чума в соответствии с законами физики.
В работе доказывается, что коническая форма чума способствует наименьшей теплоотдаче через площадь его поверхности, что у конуса наименьший коэффициент подверженности влияниям климата, проводится эксперимент по исследованию зависимости изменения температуры воздушной прослойки между нюками от времени при различном расположении в них меха, рассматриваются теплозащитные свойства короткого меха покрышек чума, спального полога.
В работе сделана попытка, раскрыть роль и место очага в чуме на основе научного подхода. Приведены примеры механических свойств жилища (ветроустойчивость, опорный шест).
В заключение сделан вывод о том, что существование в гармонии с природой - это создание уникальной модели экологически чистых взаимоотношений с окружающим миром, который необходимо и возможно объяснять с точки зрения научных знаний.
Материал данной работы может быть использован всеми субъектами образовательного процесса с целью повышения этнографических знаний, как через элективные курсы, так и через проведение внеклассных мероприятий.
____________________________________________
Гармония Севера. Чум
Презентация
Изображение
Слайд N1
Оглавление
I. Введение.
1. Актуальность вопроса и ведущая идея проекта.
2. Цели и задачи.
II. Основная часть.
1. Описание чума в источниках информации.
2.Исследование чума в соответствии с тепловыми законами.
2.1. Форма чума и теплоотдача.
2.2. Форма чума и северный климат.
2.3. Теплозащитные свойства оленьего меха.
2.3.1. Ориентация меха в покрышках.
2.3.2.Короткий мех.
2.3.3. Чум в чуме.
2.4. Пусть не гаснет ваш огонь.
2.4.1. Тепло огня.
2.4.2. Дым.
3. Механика чума.
3.1. Ветроустойчивость.
3.2. Шест.
III. Выводы.
IV. Используемая литература.
"Найти в лабиринте наблюдаемых фактов
объективную гармонию."
Б.Г. Кузнецов
Введение
Природа создала много удивительного, прекрасного, упорядоченного. Жизнь в природе - это жизнь в гармонии с ней, с ее законами. Это актуально для людей, живущих в суровых климатических условиях. Для выживания и сосуществования человека в северной природе нужно чувствовать её гармоничные законы.
Изображение
Слайд N2
Существует ли логическая дорога к этим законам, или к ним можно прийти только с помощью интуиции, основанной на чем-то таком, что подобно любви к объектам опыта?
Жилище - место жизни человека, место, где он рождается, растет, обзаводится семьей и потомством, творит и уходит в мир предков. Из жилища человек отправляется активно действовать: добывать пищу, находить жену, осваивать мир. Это кров. Укрытие, место покоя и порядка. Жилище как центр человеческой вселенной осознается почти повсеместно. Но в зависимости от образа жизни и места на земном шаре оно имеет большую или меньшую значимость для человека.
Когда на Земле появились люди, стал Нуми-Торум думать, чем кормиться они будут, чем от холода тела свои прикроют. Решил он в тайге сохатого зверя поселить, а на болота оленей пустить. Туда и люди на промысел пойдут, там жить станут. Из веток сделают остов жилища, накроют его шкурами оленей. С тех пор, рассказывает мансийская легенда, люди промышляют оленей, лесных зверей, а живут в чумах...
Ненецкое жилище - чум, по праву считается одним из самых удобных и самых оптимальных жилищ в тундре. Конструкция его выверена веками, она предельно проста, в ней нет ничего лишнего, а все детали - незаменимы. До пятидесяти длинных (от пяти до восьми метров) шестов, расставляются по кругу на утрамбованном снегу, и скрепляются вверху сухожилием оленя. Остов чума затем покрывается четырьмя нюками (покрышки чума, сшитые каждая примерно из пяти десятков шкур оленей) - и всё, пристанище тундровика готово.
Изображение
Слайд N3
Изображение
Слайд N4
Актуальность данного вопроса позволила увидеть и попытаться объяснить противоречие между интуитивным подходом и современными научными обоснованиями в строительстве жилища.
Это позволяет сформулировать ведущую идею (гипотезу) : опыт проживания в суровых условиях севера помог коренным жителям создать такое жилище, конструкция которого (его форма и функции) объясняется строгими научными законами.
Предметом исследования является жилище коренных народов севера - чум.
Изображение
Слайд N5
Главная цель: увидеть гармонию чума в северной природе с точки зрения современной физики и математики.
Решаемые задачи:
1. Изучить теоретический материал по данной тематике.
2. Исследовать форму и функции чума в соответствии с тепловыми законами.
2.1. Сравнить формы жилищ по площади поверхностей, соприкасающихся атмосферой в зависимости от теплоотдачи.
2.2. Рассмотреть олений мех, как материал с высокими теплозащитными свойствами.
2.3.Роль и место огня, как источника тепла в чуме.
3. Исследование чума с точки зрения законов механики. Устойчивость чума (ветроустойчивость).
4. Проанализировать и обобщить полученные результаты, сделать выводы.
Основная часть
1. Информация о чуме
Энциклопедический словарь Ф.А.Брокгауза и И.А. Ефрона так определяет объект исследования: чум (= шалаш) - конический шалаш из жердей, покрываемый берестой, войлоком или оленьими шкурами; форма жилища, распространенная по всей Сибири от Уральского хребта до берегов Великого океана, у финских, тюркских и монгольских племен. Историки жилища признают эту форму первым опытом искусственно создаваемого жилья, к которому человек обратился от полых, дуплистых деревьев и пещер. При дальнейшем поиске информации по данному вопросу мы столкнулись с проблемой недостаточного объёма литературы. В работах А.П. Володина, Л.В. Хомича, Г.П. Харючи, Е.Г. Сусой, в статьях журналов «Северные просторы», «Ямальский меридиан», в основном описываются условия жизни, быт и традиции ненцев. Нам в данном исследовании хотелось сделать попытку объяснить простоту (гармонию) конструкции чума с научной точки зрения.
2. Исследование чума в соответствии с тепловыми законами
2.1.Форма чума и теплоотдача
Жилища, в которых живут аборигены, чрезвычайно разнообразны и по конструкции, и по форме, и по материалам, из которых они построены. Образ жизни народностей определяется хозяйственными занятиями: связанными с кочеванием. Оленеводы и скотоводы перевозят свои дома на оленях (чум, яранга) или лошадях (юрта); охотники и рыболовы зимой живут полуоседло: в постоянных стационарных, а летом в сезонных или переносных постройках.
Примеры жилищ коренных народностей, в основе конструкций которых лежат различные геометрические тела (см. слайды N6 - 8):
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Яранга - разборный цилиндро-конический шатер из оленьих шкур.
Юрта - цилиндро-уполообразное жилище.
Чум - простое, конусообразное сооружение.
Иглу - жилище из снежных кирпичей в виде полусферы.
Изба - срубная жилая постройка.
Типи - переносное жилище североамериканских индейцев, шалаш конической формы, покрытый бизоньими или оленьими шкурами.
Основной вид жилища оленеводов - чум, коническая переносная постройка диаметром от пяти до восьми метров. Почему народы севера сооружают чум, имеющий конусообразную форму?
По закону физики: количество отданной теплоты с поверхности, нагретой на температуру t по отношению к окружающему воздуху, равно
Q = kSt,
где k - коэффициент теплоотдачи,
S - площадь поверхности, соприкасающейся с атмосферой,
t = t 2 - t 1
t 1 - температура внутри чума,
t 2- температура окружающей среды.
Слайд N9
Следовательно, существует прямопропорциональная зависимость отдачи тепла от площади поверхности, соприкасающейся с атмосферой. Если рассмотреть форму жилища в виде конуса, усечённого конуса, куба и пирамиды, то при одинаковой высоте, радиусе основания R (если это окружность) и стороной 2 R (если это квадрат), мы имеем следующие площади поверхностей:

Форма
жилища
Схематичные
рисунки
Исходные
данные
Формулы
Площадь
поверхности

Конус

H = 4 м
R = 4 м
L = 5,7 м
p = 3,14
S= p RL
71,6 м 2

Усечённый конус

R 1 = 4 м
R = 2 м
H = 4 м
L = 5 м
p= 3,14
S = p (R 1 + R 2) L + p R 1 2
157,6 м 2

Куб

а = H = 4 м
p = 3,14

S = 5 а 2
320,0 м 2

Пирамида

А = 5,7 м
р = 32 м
S = ? p A
182,4 м 2


Изображение
Слайд N10
Используя зависимость Q( S), при прочих равных условиях, мы получили следующий результат:
Слайд N11
Из диаграммы видно, что наименьшая площадь поверхности у конусообразного жилища. Таким образом, несложные математические расчёты доказывают, что коническая форма чума способствует наименьшей теплоотдаче через площадь поверхности, соприкасающейся с атмосферой.
Изображение
Слайд N12
2.2.Форма чума и северный климат
В статье Чарльза Скотта, редактора журнала « Architectus», «Проектирование дома для северного климата» от 13 марта 2004 года вводится понятие коэффициента подверженности, как отношения поверхностной площади жилища к его объёму ( S/ V) доказывается, что, чем меньше отношение площади к объёму, тем менее подвержено здание влияниям климата. Мы решили проверить это для северных жилищ (коническая, кубическая и полусферическая формы). Взяв одинаковый объём жилищ, равный 268 м 3, и рассчитав для него площади поверхности конуса, куба и полусферы, были получены следующие коэффициенты подверженности климату:
Форма жилища
Схематичные рисунки
Площадь поверхности
Объём жилищ
Коэффициенты подверженности
S/ V

Коническая


244,9
268,0
0,91

Кубическая

249,6
268,0
0,93

Полусферы

342,0
268,0
1,28


Изображение
Слайд N 13
Таким образом, у конуса наименьший коэффициент подверженности, значит, он менее подвержен влияниям климата.
Изображение
Слайд N14
2.3. Теплозащитные свойства оленьего меха
Изображение
Слайд N15
2.3.1.Ориентация меха в покрышках
Изображение
Слайд N16
Чум покрывается двумя слоями покрышек, сшитых из оленьих шкур с подстриженной шерстью. Внутренние покрышки укладываются шерстью внутрь чума, верхние - шерстью наружу. Зимние покрышки сшиваются из крупных зимних шкур взрослого оленя нитками из сухожилий оленя. Зимних покрышек бывает четыре: две нижние - поднючья, покрывающие остов чума мехом внутрь, и две наружные - мехом наружу. Все четыре покрышки шьются примерно одинакового размера (несколько превышающего половину поверхности чума) и имеют форму усеченных секторов. Наружные покрышки шьются из новых шкур (от 25 до 40), внутренние - из несколько вытертых шкур. Внутренние покрышки предохраняют нюки от жары, а также улучшают теплозащитные свойства чума, создавая воздушную прослойку чума. Спланировав и поставив эксперимент по исследованию зависимости изменения температуры воздушной прослойки между нюками от времени при различном расположении в них меха, мы получили следующий результат:
Изображение
Слайд N17
Следовательно, положение шкур, покрывающих чум, оптимальное в случае их расположения мехом наружу.
2.3.2.Короткий мех
Изображение
Слайд N 18
Рассматривая теплозащитные свойства оленьего меха, нам показалось неразумным, что ненцы подстригают олений волос на покрышках-нюках, оставляя лишь треть его длины. По законам теплофизики, укорачивая мех, мы уменьшаем теплозащитные свойства стенок. На самом деле все иначе - действия кочевников выверены до мелочей. Дело в том, что зимой во время стоянок в длинный мех набивается снег, который подтаивает и образует тонкую ледяную корочку. Нарастая, она утяжеляет нюк, излишне обременяет шесты. Корка не дает покрытию «дышать», в результате внутренняя сторона нюка отсыревает. Покрышка размокает, провисает, а если она еще старая или плохо прокопченная, то приходит в негодность. В самом жилище нарушается влажностный и температурный режим. К тому же выбивать снег из густой шерсти очень сложно - а женщинам приходится делать это на стоянке каждое утро. Не снимая покрышек с каркаса, они очищают их от снега специальной палкой. Меховые покрышки сравнительно хорошо сохраняют тепло, но при условии тщательного ухода и своевременного ремонта.
Изображение
Слайд N 19
2.3.3. Чум в чуме
Спальный полог, который опускается в чуме на ночь, делит внутреннее пространство на «комнатки», которые в точности повторяют форму конуса - образуется как бы чум в чуме. Замеряя температуру на улице, внутри чума с остывшим очагом и в пологе, получается соотношение: - 30 . C , - 20 . C , - 15 . C , - 10 . C , + 10 . C . Так, создавая оболочку в оболочке, можно сохранять тепло, не прибегая к его дополнительному источнику. Кроме этого дополнительная оболочка создаётся спальным местом («спальным мешком» ), температура внутри которого колеблется от + 13 0 до + 20 0 C.
Изображение
Слайд N 20
2.4. Пусть не гаснет ваш огонь
2.4.1. Тепло огня
Каждая хозяйка чума знает, до какой степени можно развести огонь в очаге. И не только потому, чтобы экономить топливо. Если перегреется воздух и покрышка отсыреет, то тепловой комфорт в жилище нарушается. Из интервью с коренными жителями Пуровского района на празднике оленевода (март 2005, пос. Ханымей) мы составили такую картину распределения тепла в чуме:
Изображение
Слайд N 21
Температура рядом с внутренней стенкой нюка, даже в хорошо прогретом чуме стабильно показывали температуру около нуля - не выше, что способствует долговечности покрышек-нюков.
2.4.2. Дым
В структуре внутреннего пространства чума определяющую роль играет очаг. Пожелание тундровика «мяд ту нея хабтю» (буквально - пусть не гаснет ваш огонь) означает «Да не закончится ваш род!» Очаг в чуме - это костёр или железная печь. При пятидесятиградусном морозе живительная сила огня в чуме ощущается как нигде!
Очаг расположен точно под верхушкой чума. Там, где скрестились шесты, имеется отверстие, через которое проникает свет и выходит дым. Это вертикальный центр жилища, его столп. Он объединяет вокруг себя всех домочадцев и одновременно связывает землю с небом. Мало того, что это центр жилища, это ещё и центр вселенной. Чум и вселенная - вещи одного порядка.
Изображение
Слайд N 22
Нередко приходится слышать о дымных и грязных чумах. Не во всех и не везде. А дым... - он как бы висит над головами у самого отверстия в верхней части - макодаси.
Форма конуса способствует оптимальному распределению тепла, наилучшему распространению дыма и быстрой стабилизации тяги. В момент разжигания очага дым заполняет все внутреннее пространство, весь объем жилища равномерно. Спустя несколько минут, когда устанавливается прогретый воздушный столб, соединяющий источник тепла и макодаси - своеобразная «труба», тогда дым устремляется вверх. Но поднимается он не по вертикали, а по наклонной, вдоль стенок чума. Причем с каждым метром дым уплотняется и, достигнув определенной высоты (чуть выше человеческого роста), так и повисает на этом уровне до тех пор, пока горит очаг.
Изображение
Слайд N 23
Подобным образом ведут себя и тепловые потоки. Дойдя до макодаси, они образуют зону повышенного давления. Она служит своеобразной запирающей «пробкой» и не позволяет холодному воздуху с улицы прорваться в чум. Летом ее не могут преодолеть комары, гнус. «Пробка» препятствует образованию сквозняков. Даже когда очаг остывает перепад температуры наружного воздуха и внутреннего сохраняется.
3. Механика чума
3.1. Ветроустойчивость
Изображение
Слайд N 24
Зимний чум тундровики стараются ставить в укрытых от ветра местах. Хорошим местом считается такое, где рядом есть река для ловли рыбы, где под снегом много ягеля: олени будут сытые и далеко от чума не уйдут, и где есть заросли тальника и ольхи: топливо для очага.
В конструкции чума нет мелочей. Взять хотя бы его внешний облик. Коническая форма хорошо приспособлена к особенностям ландшафта открытой тундры. Она придает чуму исключительную устойчивость при метелях и сильных ветрах. С крутой поверхности легко скатывается снег. Воздушные же потоки, огибая конус, прижимают его к земле по всему периметру. Потому чум при сильных порывах ветра никогда не перевернется и не рассыплется. Он настолько устойчив, что нет надобности даже прижимать камнями края покрышки (как это делается в яранге). Правильно поставленному чуму не страшны северные бураны, даже такие, что легко переворачивают грузовики и автобусы, опрокидывают опоры высоковольтных линий.
3.2. Шест
Изображение
Слайд N 25
Главный элемент чума - шест. К его изготовлению относятся серьезно. Заготовку из ровной тонкоствольной ели или сосны подбирают долго и тщательно. За летний сезон редко набирают их более десяти. Обрабатывают шест так, чтобы он утолщался от обоих концов к середине и на всем протяжении сохранял овальную (эллипсоидную) форму сечения. Выходит, что неграмотные, незнакомые с математикой люди изготавливали шест в строгом соответствии с законами сопротивления материалов (продольное его сечение соответствует эпюре распределения сил). Шест ставится «ребром» к нагрузкам (весу покрышки-нюка и направлению ветра), на каждой же стоянке при новом монтаже поворачивается на 180 градусов.
Тундровики берегут шесты. Они служат семье многие годы. Правда, их трудно защитить от влаги - концы подгнивают от частого соприкосновения с влажной, мерзлой даже летом, землей. Единственный способ сохранить шест - удалить подгнившую часть. По вершине каркаса можно легко установить возраст жилища. Если концы шестов еле видны в верхней части - чум старый, если же вершинки длинные - чум новый.
Выводы
В последнее время существует мода на этнографическую экзотику. Это действительно так, если речь идет о китайской, индийской, ирландской культуре. Да будь это хоть австралийские аборигены - чем дальше живет народ, тем моднее. Но если вы попробуете разузнать что-нибудь о культуре коренных народов нашего Севера, то вас могут не понять.
Работая над проектом, мы узнали много любопытного: почему чум конической формы, как распределяется в нем тепло, какую функциональную нагрузку несет каждая его деталь, будь то покрышки, шест, огонь или спальный полог; для чего меховую одежду надевают на голое тело, почему к полозьям нарт не прилипает снег.
Изображение
Слайд N 26
Существовать в гармонии с природой на Севере это значит - выжить. На протяжении веков здесь, в арктических районах, складывалась уникальная модель экологически чистых взаимоотношений с окружающим миром, которую можно объяснить с научной точки зрения. Это и особый хозяйственный уклад, своеобразные традиции, материальная культура. Любой предмет кочевого быта - будь то нарта или чум, малица или пимы - доведен народным опытом до совершенства.
Изображение
Слайд N 27
Этот опыт нельзя сбрасывать со счетов, его надо изучать и понимать. В нем бесценная подсказка для тех, кто сегодня создает для Севера технику, строит жилье, проектирует одежду.
Изображение
Слайд N 28
В работе мы сделали небольшую попытку не только увидеть гармонию севера, но и объяснить ее научными законами. Пути решения данной проблемы, предложенное в данном проекте, лишь малая часть того огромного материала, который ждет новых исследований и исследователей. Уникальные особенности чума, рассмотренные с точки зрения современной физики, позволяют сделать новое предположение, выйти на тему нового проекта: «Кочевники Севера много веков назад научились управлять холодом!».
Литература
Арктика - мой дом. Народы севера земли. Культура народов севера. Полярная энциклопедия школьников. - М.: Северные просторы, 2001. - С.116 - 124,200 - 206.
Володин А.П. Ительмены. Серия Народы Севера. - СПб. : Дрофа, 2003.
Гарина Н Чум //Северные просторы. - 1991. - N1.
Кулемзин В.М., Лукина Н.В. Знакомьтесь: ханты. /Отв. Ред. В.И. Володин - Новосибирск, ВО Наука, 1992.
Лебедев А. «Чумовая жизнь» //Интернет-газета ЯНАО Ямал-Информ. - 2004. - 22июня. http://www.neelov.ru/2/2004/06/22/798/ .
Лебедев Ю.С. Архитектурная бионика - М.: Стройиздат, 1990. - С. 269.
Скотт Ч. Проектирование дома для северного климата // Architectus. - 2004. - 13 марта.
Соколова З. // Родина. - 2000г. - N5.
Сусой Е.Г. Из глубины веков. - Тюмень: ЯНОИУУ, 1994. - С.12 - 46.
Харючи Г.П. Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса. - Томск: Изд-во университета, 2001.
Хомич Л.В. Ненцы. Серия Народы Севера. - СПб. : Дрофа, 2003.
1Хэно И. Хранительница очага // Северный луч. - 2004. - 5 марта.

Аватара пользователя
Gav
Поручик
Поручик
Сообщения: 4639
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 06:09
Страна: Российская Федерация
Откуда: Верхняя Салда

Сообщение Gav » 09 дек 2008, 07:41

впечатлён.
просто нет слов.
спасибо.
Кто духом слаб, у того и животина в опале (с)

brigant
Подпоручик
Подпоручик
Сообщения: 3658
Зарегистрирован: 23 ноя 2007, 20:40

Сообщение brigant » 09 дек 2008, 09:32

Ниже - статья о типи кроу.

ТИПИ КРОУ

Reginald and Gladys Laubin

Изображение
Лагерь на ярмарке Кроу

Как мы уже упоминали, Кроу относились к народам, которые использовали четырехшестовые типи. Четырехшестовое типи по многим параметрам отличается от трехшестового. Трехшестовое типи представляет собой наклонный конус - сзади они были круче, но это не обязательно. Некоторые современные типи Кроу почти перпендикулярные сзади. Но, несомненно, четырехшестовое типи не нуждается в такой форме, так как трудно разместить больше шестов на передней стороне, как это делается в трехшестовом типи. Мы уже говорили, что «четырехшестовые» народы использовали больше шестов на типи, чем «трехшестовые». Это верно для Черноногих, но не для Кроу.

Изображение
Дымовые клапаны у различных племен

У всех четырехшестовых типи клапана выдвинуты далеко вперед, так как они охватывают большее количество шестов. Это является характеристикой четырехшестовых типи. Видимо таким образом создается дымовое отверстие, которое шире и спущено ниже по шестам. Поэтому дымовое отверстие не спускается так низко ко входу, как у трехшестовых типи и клапана намного короче. Короткие клапана - это еще одна отличительная деталь, по которой можно определить четырехшестовое типи издалека.
Другая особенность - в большинстве четырехшестовых типи шесты, поддерживающие клапана вставляются в дырочки на клапанах, а в трехшестовых для этого используются кармашки на клапанах. Единственное исключение составляют Команчи, Шошоны а также горные племена Дальнего Северо-запада, которые не являются типичными жителями типи. Среди этих племен вы можете найти и четырехшестовое типи с кармашками и трехшестовое - с дырочками на клапанах. Это подтверждают старинные фотографии типи Кутенаи. Так как шесты вставляются в дырочки, они могут быть такими же длинными как все остальные шесты, а для трехшестовой типи они должны были обрезаться.

Изображение
Четырехшестовое и трехшестовое типи

К шестам, поддерживающим клапан, привязывалась маленькая палочка, для того, чтобы клапан не съезжал вниз.
Покрышка для четырехшестового типи выкраивается не так, как для трехшестового. Низ покрышки старого типи Кроу не образует правильный полукруг, а ломается по бокам лекальной линией. Из-за растяжения такни и выкраивания дымовых клапанов, это искривление становится незаметным в поставленном типи. Современные типи Кроу не имеют такого искривления по краю. Благодаря своему крою, старое типи Кроу сверху более эллипсовидное, в то время как типи Сиу и Шайен напоминают сверху яйцо.

Изображение
Раскрой типи Кроу

На рисунке показано как обрезается этот край, но хотим заметить, что его лучше обрезать после того, как типи поставлено. Когда типи правильно установлено, следует отметить линию, по которой обрезается край, как и делали Кроу.

Изображение
Установка типи Кроу

Чтобы поставить типи Кроу, отмеряют четыре прочных шеста, положив их на расстеленную покрышку, по тем местам, где они будут в установленной типи. Сначала положите на землю два передних шеста, а сверху на крест положите два задних шеста. Кроу используют специальный узел, показанный на рисунке.
Сделайте первый узел из длинного сыромятного ремня 180-240см длиной. Затем повторите этот узел с помощью мягкой хлопчатобумажной веревки. Можно в обоих случаях использовать хлопчатобумажную веревку, но кожаный ремень лучше. Этот ремень около дюйма (2,5 см) шириной. После того как вы завяжете эти шесты узлом Кроу, поднимите их при помощи прочной якорной веревки (названа она так потому, что держит типи) и расставьте четыре шеста (квадрипод), известно, что для поднятия особо тяжелых шестов женщины Кроу использовали лошадь.
Когда ваш напарник тянет якорную веревку, вы постепенно поднимаете квадрипод, находясь под ним, продвигаясь от верхушек шестов к их основанию. После того, как шесты почти поставлены вертикально, потяните на себя правый задний шест, а затем правый передний шест. Таким образом, квадрипод будет установлен.
Якорная веревка обычно прикрепляется вокруг двух скрещенных колышков, вбитых в землю. Она не опоясывается вокруг других шестов, вследствие этого четырехшестовое типи не такое устойчивое, как трехшестовое. Но так как четырехшестовый каркас прикрепляется к земле, было бы не практичным обматывать веревку вокруг шестов.
Способ Кроу в положении шестов для каркаса отличается от способа Сиу с точностью до наоборот. Положите первый шест сзади, на южную развилку, затем кладите остальные шесты по очереди с разных сторон, согласно рисунку. Это поможет сохранить устойчивость и сложить шесты наиболее компактно. Как вы можете увидеть на рисунке, передние основные шесты расположены на северо-восток и юго-восток, а задние соответственно на северо-запад и юго-запад.
Шест N 8, это северный дверной шест, N 9 южный дверной шест. Шест, поднимающий покрышку, естественно идет сзади и это единственный шест, который ложится на западную развилку. В стандартном типи Кроу только 16 шестов, два из которых идут на дымовые клапаны.


Дверь типи Кроу

Случается, что два или три шеста прибавляются, если типи большое, они кладутся на переднюю развилку, но их положение на земле - по бокам типи. И только два шеста проходят спереди между двух основных шестов и сзади тоже только два.
Кроу перед тем как натягивать покрышку типи по низу с помощью колышек, привязывают её снизу ко всем четырем основным шестам, иногда для это пришиваются к покрышке специальные ремни. В других случаях они прошнуровывают покрышку к основным шестам дополнительной веревкой. Иногда одна, две или даже четыре веревки привязываются к подъемному шесту перед поднятием покрышки. Если к подъемному шесту, как это обычно делается, привязана только одна веревка, то она прикрепляется к земле снаружи, позади типи. Если веревок больше, то они равномерно располагаются вокруг типи. Наружные веревки не нужны в трехшестовом типи, так как три точки опоры более устойчивые, а все шесты связаны вместе якорной веревкой. Мы никогда не видели женщин Кроу устанавливающими четыре основных шеста, но видели, как они устанавливают остальные шесты, при этом использовалась палка - рычаг, так же как и при установке типи Сиу. При поднятии покрышки одна женщина тянет веревку, в то время как другая проходит под подъемным шестом и покрышкой, пока они не примут вертикальное положение, затем их устанавливают в нужном месте.


Изображение
Изображение
Различные дизайны типи Кроу

Сегодня редко можно увидеть раскрашенное типи Кроу. Кроу гордятся тем, что сохраняют свои типи безупречно белыми, ради этого они даже не делают в них очагов. Их типи обычно высокие и очень прочные. Иногда выкройка покрышки меняется для того, что бы сделать типи ещё выше. Для этого они урезают верхний угол к низу, и из полукруглой выкройки получается лишь сегмент круга. У Кроу были такие длинные шесты, что их типи напоминали огромные песочные часы. Эта схожесть усугубляется еще и тем, что длинные ленты, привязанные к кончикам шестов, свисают вниз. Самые лучшие ленты - из белоснежной бизоньей кожи 1.5-2 метра в длину, но менее зажиточные семьи использовали полоски белого сукна. Эти длинные ленты, развевающиеся на ветру практически над каждым типи являются визуальной характеристикой лагеря Кроу. Иногда такие ленты наблюдались у Атцина, Шайен и Кайова, но они не были так распространены, как среди Кроу. На нашем шайенском шаманском типи есть красные ленты, они являются частью его магии. Нам рассказывали, что ленты первоначально были ремнями, которыми шесты привязывались к седлу во время кочевья лагеря. Но в данное время их функция, это дизайн и указывание направления ветра для регулировки клапанов.
Высокий белый конус, аккуратно вырезанные клапана и длинные шесты с развевающимися на ветру лентами делают типи Кроу самыми грациозными и прекрасными из всех индейских типи.

Изображение
Рэджинальд и Глэдис Лаубин

О ТИПИ ДЖОРДЖА КЭТЛИНА.
В 1832 году художник Джордж Кэтлин, вдохновленный идеей «литературных и графических зарисовок манер, обычаев и характеристик» индейцев, поселился на Миссури. В этих поисках он провел несколько лет. Он нарисовал много типи Сиу, Кроу и других племен. На его рисунках схематически показаны дымовые клапана, дымовые отверстия и другие черты, присущие различным типи. Он утверждает: «Кроу из всех этих племен или даже на всем континенте делают самые красивые типи». После рассказа о том, как Кроу «изящно украшают» свои типи «иглами дикобраза, краской и украшениями, столькими многими способами, что те становятся живописными и приятными для глаза», Кэтлин описывает собственную палатку Кроу, в своей обычной манере: «богато разукрашена и увешана скальпами: с великим добрым духом на одной стороне и злым духом на другой стороне».
Тем не менее, его набросок за номером 20, не соответствует этому описанию. Нарисованная фигурка (Добрый или Злой дух?) держит ружье, а в других деталях не отличается от тех, которые этот художник относил к другим племенам. В одной детали этот набросок неточен, а именно: скрещивающиеся сверху шесты обмотаны веревкой, что неверно для всех четырехшестовых типи. Он также упускает из виду характерные для Кроу ленточки на шестах, о которых говорил принц Максимильян.
Дымовые клапана, представленные Кэтлином, не имеют ничего общего с дизайном Кроу. Он явно преувеличивал, что шестов в его типи было «около тридцати». Также его типи не имеют формы наклонного конуса. Кэтлин дает нам нашу первую картинку травуа.
ШЕСТЫ
Индейцы обычно оставляют шест в полную длину дерева, но нам пришлось обрезать свои шесты, чтобы было удобней с ними путешествовать. Кроу были недовольны тем, что мы обрезали свои шесты, но когда мы заострили кончики, им это понравилось. Шесты ставились как каркас типи и таким образом сушились на солнце и ветре в течение трех недель, так как типи с сырыми шестами прогибается, образуются складки, и через них сочится вода. Поэтому лучше искать мертвые деревья, так называемый сухостой. Обычно это небольшие сосны. Кроу хранят свои шесты, вместе просунув их в развилку большого дерева.
Старый Койот рассказывал, что еще от своего деда слышал, что Кроу с давних времен перевозили шесты следующим образом: в нижней части шестов просверливались дырки через которые продевались кожаные ремни. Они привязывались в подпруге одна над другой, а концы волочились по земле.
ПОЛОГ
На пологе изображались записи подвигов, таким образом, он был не только декорацией. Полог был настолько важен для типи, как обои для наших домов. Кстати говоря, в наше время Кроу используют в качестве полога кретон, он красив и хорошо защищает от росы. К тому же их типи не защищены от дождя, они созданы только для шоу и Кроу надеются, что во время ярмарки дождя не будет. Однажды ночью была гроза, и Роберт Желтый Хвост на утро сказал, - «У меня всю ночь в типи был душ».
Однажды Сиу вернулись с охоты на бизонов, на краю лагеря стояла типи с огнем внутри и отбрасывала тени находящихся внутри на стены. Воин Кроу, подкравшись, застрелил одного человека, целясь по его тени.
В типи у Кроу и Черноногих мы встречали пологи, которые были раскрашены восковыми детскими мелками. Если вы используете мелки, пройдитесь по рисунку утюгом через кальку, благодаря этому краска лучше впитается в ткань, а остатки краски будут на бумаге.
Прямоугольные полога использовались в больших типи и перпендикулярно спускались с шестов вниз. Но мы видели Кроу, использующих такие полога, заимствованные у Шайен.
Сначала они привязывают их внизу у основания шестов, а затем собирают в складки или внахлест вверху, соблюдая более узкий периметр. Вверху с обратной стороны делается узелок с галькой внутри для того, что бы верхний край полога закрепить к веревке для полога. Таким образом, компенсируется прямоугольная форма полога.

ОГОНЬ
Наш друг рассказывал, что несколько лет назад он был в типи Кроу, где огонь в очаге горел сильно, как в топке. Когда хозяин вышел на минутку из типи, наш друг полюбопытствовал от чего такой огонь и обнаружил, что старый индеец проложил вентиляционную трубу под полом своей типи. Он выкопал небольшую канавку от очага к задней части типи и по ней проложил свою трубу. Он убрал у металлических банок донышки и крышки, сложил их и заново покрыл землей. Это не было заметно под слоем кож и тканей, но добавляло силу огню. Позже мы слышали о таком же устройстве от старого Черноногого Подъезжает К Двери из Браунинга шт. Монтана .

ЭТИКЕТ В ТИПИ.
У индейцев были свои правила этикета в типи, если дверь была открыта, то друзья могли свободно заходить туда. Если закрыта, то они трясли дверь, что бы она шумела или просто вызывали голосом и ждали приглашения. В некоторых типи было специальное приспособление для того, что бы постучать в дверь. Скромный человек мог просто покашлять.
Однажды на рассвете мы проснулись от того, что к нам в дверь кто-то скребся, это был наш друг Кроу, он сказал, что у него для нас есть важное сообщение. Мы еще практически спали, а он зашел и сел у подножия нашей постели. Как ни в чем ни бывало, он стал нам рассказывать историю религии пейота. Мы были шокированы, но оказалось, что среди индейцев это вполне нормально, прийти рано утром и рассказывать истории о религии.
Наш друг однажды посетил старого индейца Юта, он несколько раз постучался в двери деревянного дома, пока его не спросили, - Ты правительственный агент? Он сказал, что он не правительственный агент, а просто друг. Хозяин переспросил еще три раза, является ли его гость правительственным агентом или нет, и только после этого хозяин сказал, - Хорошо, проходи, поешь. Старый Юта был удивлен, - Зачем другу стучаться, чтобы войти.

Перевод - Н. Крекер

Источник: http://www.crow-indians.narod.ru/tipi/t ... Laubin.htm

brigant
Подпоручик
Подпоручик
Сообщения: 3658
Зарегистрирован: 23 ноя 2007, 20:40

Сообщение brigant » 09 дек 2008, 12:31

Полную версию статьи смотри:
http://vio.fio.ru/vio_34/cd_site/Articles/art_2_7.htm

krysoboj
Подпоручик
Подпоручик
Сообщения: 3102
Зарегистрирован: 24 апр 2008, 16:28

Сообщение krysoboj » 11 дек 2008, 04:05

хитрые дети подтасовывают математические выкладки-в детской уверенности что умнее взрослых.. вот ещё в связи с этим два вопроса-дым идёт понизу и далее по стенам-это действительно так? и как снимается береста большими пластами? в этнографическом музее в питере чудесно аккуратно сделанная байдарка из бересты.

Аватара пользователя
Gav
Поручик
Поручик
Сообщения: 4639
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 06:09
Страна: Российская Федерация
Откуда: Верхняя Салда

Сообщение Gav » 11 дек 2008, 08:42

меня тоже заинтересовала берестяная лодка на первых фотографиях.
особенно интнресна стыковка листов бересты на лодке. На фото этого не видно, но стыковка не похожа на русские берестяные изделия. Лодка собрана без швов, как бы "в нахлёст". Может быть прошита и просалена по швам?
Береста большими пластами снимается легко, в июле в течении пары недель. В течении всего остального года она рвётся, но пластом не сходит.
Кто духом слаб, у того и животина в опале (с)

Аватара пользователя
Gav
Поручик
Поручик
Сообщения: 4639
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 06:09
Страна: Российская Федерация
Откуда: Верхняя Салда

Сообщение Gav » 11 дек 2008, 08:43

Спасибо за материал по Кроу.
у меня ссылка админом блокируется, так что прочёл только то, что здесь выложено :) .
Кто духом слаб, у того и животина в опале (с)

Lat.(izvinite) strelok
Штабс-капитан
Штабс-капитан
Сообщения: 8659
Зарегистрирован: 31 мар 2003, 07:09

Сообщение Lat.(izvinite) strelok » 11 дек 2008, 09:51

а вот мне почему-то помнится что наибольшее соотношение внутрений обьем\площадь поверхности имеет сфера... ??? ИМХО тут слегка ошиблись детишки. Чисто с точки зрения математики. :) Зато конус конечно аэродинамически выгоден и проще в моделировании ( имеет поверхности второго порядка, т. е. развертка его поверхности имеет плоскую форму, в отличии от полусферы, скажем- которая имеет поверхность третьего порядка)

krysoboj
Подпоручик
Подпоручик
Сообщения: 3102
Зарегистрирован: 24 апр 2008, 16:28

Сообщение krysoboj » 11 дек 2008, 19:56

пласты бересты на лодочке стыкуются внахлёст на шпангоутах. если правильно рассмотрел и правильно помню-прибиты к шпангоутам гвоздиками. по крайней мере в современном исполнении гвоздики наиболее подходящи. может стыки чем и проклеены в дополнение -не знаю. я такую лодку в подростковом возрасте изготовил за день, только вместо бересты-рубероид. рубероид к тому же клеится гудроном

brigant
Подпоручик
Подпоручик
Сообщения: 3658
Зарегистрирован: 23 ноя 2007, 20:40

Сообщение brigant » 11 дек 2008, 20:52

пласты бересты на лодочке стыкуются внахлёст на шпангоутах. если правильно рассмотрел и правильно помню-прибиты к шпангоутам гвоздиками.
На каноэ обшивка к шпангоутам не прибивается (и, похоже, вообще никак не крепится). Шпангоуты крепятся только к планширам. Листы обшивки стыкуются внахлёст и также крепятся к планширам.
«A HREF="http://narod.ru/disk/186189000/Рэй%20Ми ... %20бересты. avi" TARGET=_blank»http://narod.ru/disk/186189000/Рэй%20Ми ... %20бересты. avi«/A»
я такую лодку в подростковом возрасте изготовил за день, только вместо бересты-рубероид. рубероид к тому же клеится гудроном
Это интересно... ну, то что на конических шалашах рубероид заменяет бересту - это нормально, но вот чтобы на лодке....

Аватара пользователя
Gav
Поручик
Поручик
Сообщения: 4639
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 06:09
Страна: Российская Федерация
Откуда: Верхняя Салда

Сообщение Gav » 12 дек 2008, 07:11

я такую лодку в подростковом возрасте изготовил за день, только вместо бересты-рубероид. рубероид к тому же клеится гудроном
+1
никогда не испытывал доверия к таким материалам, наверное - зря :) .
а что такое планшир?
Кто духом слаб, у того и животина в опале (с)

Pavluha
Рядовой
Рядовой
Сообщения: 152
Зарегистрирован: 31 окт 2008, 11:02

Сообщение Pavluha » 12 дек 2008, 09:18

krysoboj писал(а):пласты бересты на лодочке стыкуются внахлёст на шпангоутах. если правильно рассмотрел и правильно помню-прибиты к шпангоутам гвоздиками. по крайней мере в современном исполнении гвоздики наиболее подходящи. может стыки чем и проклеены в дополнение -не знаю. я такую лодку в подростковом возрасте изготовил за день, только вместо бересты-рубероид. рубероид к тому же клеится гудроном
А по подробней. Очень интересно. Как прошли испытания?

brigant
Подпоручик
Подпоручик
Сообщения: 3658
Зарегистрирован: 23 ноя 2007, 20:40

Сообщение brigant » 12 дек 2008, 10:26

а что такое планшир?
Верхний деревянный брус, идущий вдоль борта лодки.
Видимо ссылка, которую я дал не сработала?
Посмотрите здесь: [url=http://docvideos.uсоz.гu/news/2008-04-27-93]http://docvideos.uсоz.гu/news/2008-04-27-93[/url] . Фильм "каноэ из бересты".
Ссылка для скачивания фильма: http://narod.ru/disk/186189000/Рэй%20Ми ... %20бересты. avi

Аватара пользователя
Gav
Поручик
Поручик
Сообщения: 4639
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 06:09
Страна: Российская Федерация
Откуда: Верхняя Салда

Сообщение Gav » 12 дек 2008, 12:23

про планшир понял.
а как куски бересты стыкуются традиционно? прошиваются?
просто на русских изделиях (напр- туясах) края бересты вырезаются по лекалу в специальный "замок", ничем дополнительно не крепятся, но воду не пропускают.
а то, что обшивка не крепится к шпангоутам (и наверняка, к стрингерам тоже не крепится) имеет свои плюсы при мягком корпусе. на современных туристических байдарках она тоже к шпангоутам и стрингерам не крепится.
Кто духом слаб, у того и животина в опале (с)

brigant
Подпоручик
Подпоручик
Сообщения: 3658
Зарегистрирован: 23 ноя 2007, 20:40

Сообщение brigant » 12 дек 2008, 20:24

как куски бересты стыкуются традиционно? прошиваются?
Насколько я понял - да, прошиваются еловыми корнями или берестяными же полосками.

krysoboj
Подпоручик
Подпоручик
Сообщения: 3102
Зарегистрирован: 24 апр 2008, 16:28

Сообщение krysoboj » 13 дек 2008, 09:44

рубероид-шкура не важная-постоянно тёк по швам-гудрон в холодной воде трескался. ну-вычерпывал воду с мокрой задницей и плавал.

krysoboj
Подпоручик
Подпоручик
Сообщения: 3102
Зарегистрирован: 24 апр 2008, 16:28

Сообщение krysoboj » 13 дек 2008, 18:00

вот ещё видел несколько раз приспособу-составная труба метра 4-5, алюминиевая, последнее колено из тонкой стали. диаметр см 8. ниже палатки -костёр. труба одним концом в костре, причём обрез трубы-полметра за костром. второй конец-в палатке. сам не пользовал. кто знает-отчитайтесь об эффективности

ВН
Сообщения: 51
Зарегистрирован: 14 дек 2008, 22:49

Сообщение ВН » 14 дек 2008, 22:49

[QUOTE]Originally posted by brigant:

Это всё равно клапан, просто другой тип - "центральный клапан". На Великих Равнинах Северной Америки распространён "боковой клапан" - вырез на скате конуса. В канадской тайге, Сибири и Северной Европе преобладает как раз "центральный клапан", хотя и боковой отмечен.
Здравствуйте - всем. А как он устроен, этот "центральный клапан"?
На Великих Равнинах, где преобладают западные ветра и типи ставят
всегда входом на восток, боковой клапан работает нормально. В наших - же краях, мне кажется, центральный клапан будет предпочтительнее,
ведь, как я понимаю, его можно отрегулировать под любое направление ветра. И вообще мне интересно, как устроен летний чум (конусный шалаш) у северных народов. Покрышка (если она тканевая) - цельная, как у типи, или из нескольких частей? Как и чем крепится, и к чему? Как устроен вход (двери)? Как устроен очаг и тот - же клапан? Есть ли внутри полог, как у типи? Очень было бы хорошо, если б еще и с иллюстрациями (хотя бы просто наброски от руки).

brigant
Подпоручик
Подпоручик
Сообщения: 3658
Зарегистрирован: 23 ноя 2007, 20:40

Сообщение brigant » 15 дек 2008, 10:41

А как он устроен, этот "центральный клапан"?
Два треугольных куска ткани - "уши", пришитые к покрышке так, чтобы в собранном виде они находились в верхней части чума.
На Великих Равнинах, где преобладают западные ветра и типи ставят всегда входом на восток, боковой клапан работает нормально
Вообще ветер имеет обыкновение меняться в зависимости от смены времён года - это сезонное явление.
В наших - же краях, мне кажется, центральный клапан будет предпочтительнее,
ведь, как я понимаю, его можно отрегулировать под любое направление ветра
Точно.
И вообще мне интересно, как устроен летний чум (конусный шалаш) у северных народов. Покрышка (если она тканевая) - цельная, как у типи, или из нескольких частей?
Поверьте, на эту темы можно смело писать книгу - столько разнообразной информации. Покрышки бывают разные - как правило цельные (из одного куска ткани), но у саамов зимние конические шалаши имели покрышки, сшитые из нескольких кусков. Это объясняется, вероятно тем, что покрышку делали из сукна, материала достаточно дорогого и не продававшегося большими кусками.
Как и чем крепится, и к чему?
По разному. Иногда вообще ничем не крепится - просто оборачивается вокруг конуса жердей, плотно затягивается и внизу прижимается камнями. Часто покрышку привязывают к шестам верёвочками, которые крепятся к нижнему краю покрышки. Есть и другие варианты.
Как устроен вход (двери)?
Тоже масса вариаций. Есть овальные отверстия, есть прямоугольные, есть просто свободно болтающийся край покрышки - видимо, наиболее архаичный тип.
Есть ли внутри полог, как у типи?
Как правило, есть.
Очень было бы хорошо, если б еще и с иллюстрациями (хотя бы просто наброски от руки).
Попробую найти чего-нибудь. Честно - сейчас масса работы, конец года...

Rost
Зауряд-прапорщик
Зауряд-прапорщик
Сообщения: 1835
Зарегистрирован: 17 фев 2004, 11:04

Сообщение Rost » 15 дек 2008, 12:53

krysoboj писал(а):вот ещё видел несколько раз приспособу-составная труба метра 4-5, алюминиевая, последнее колено из тонкой стали. диаметр см 8. ниже палатки -костёр. труба одним концом в костре, причём обрез трубы-полметра за костром. второй конец-в палатке. сам не пользовал. кто знает-отчитайтесь об эффективности
Принцип действиия - понятен, а вот эффективность... Тоже хотелось бы узнать.

brigant
Подпоручик
Подпоручик
Сообщения: 3658
Зарегистрирован: 23 ноя 2007, 20:40

Сообщение brigant » 16 дек 2008, 21:45

Ещё две фотки саамских построек.
Изображение
Изображение
Фотографии из альбома про шведский этнографический музей Скансен.
На первой - зимний саамский конический шалаш.
На второй изображён интерьер, но похоже не конического шалаша, а пирамидального (кувакса).

Константин12
Генерал-майор
Генерал-майор
Сообщения: 25683
Зарегистрирован: 09 июн 2008, 19:40

Сообщение Константин12 » 30 дек 2008, 16:22

Так,"покрышка"готова, осмотрена,уложена в рюкзак. Точится топор для вырубки шестов и ищется место для установки.

brigant
Подпоручик
Подпоручик
Сообщения: 3658
Зарегистрирован: 23 ноя 2007, 20:40

Сообщение brigant » 30 дек 2008, 19:39

Ну, дык, в добрый путь! Новый Год - самое время для новоселья :)

Константин12
Генерал-майор
Генерал-майор
Сообщения: 25683
Зарегистрирован: 09 июн 2008, 19:40

Сообщение Константин12 » 30 дек 2008, 20:01

Не успею, да и планов "громадье"-думаю, после Рождества только, но спасибо за пожелания!Всех участников-с Новым Годом!))Новых дорог, новых идей!

brigant
Подпоручик
Подпоручик
Сообщения: 3658
Зарегистрирован: 23 ноя 2007, 20:40

Сообщение brigant » 30 дек 2008, 20:26

Спасибо! И Вас также - с Новым Годом. Желаю успешной установки чума и хорошего новоселья!

slava_xarkov
Фельдфебель
Фельдфебель
Сообщения: 623
Зарегистрирован: 24 сен 2007, 15:28

Сообщение slava_xarkov » 31 дек 2008, 13:07

С Новым Годом!
из чего делали шкуру?
есть ли у вас нег? как думаете ставить- прямо на снег? как решать потом проблему с его подтаиванием?

Константин12
Генерал-майор
Генерал-майор
Сообщения: 25683
Зарегистрирован: 09 июн 2008, 19:40

Сообщение Константин12 » 04 янв 2009, 19:03

Всех с наступившим! Шкура из ткани "оксфорд".Снег есть, проблем с установкой нет-чистить место, снаружи подсыпать снегом по периметру, как рыбаки свои палатки на льду подсыпают и живут там неделями. Только у них палатки-зонтики и примус, а тут каркас и костер. Остальное снаряжение-аналогично. Цели,вот, отличаются...и сильно))

xKRONIDUSx
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 10 янв 2009, 01:13

Сообщение xKRONIDUSx » 10 янв 2009, 01:13

Всем привет !
Читал-читал ваш форум , понял , что типи - это реальная задумка , но я все-таки хотел узнать о костре в палатке , т.е. , насколько это реально , практично , и что для этого надо ? Сразу оговорюсь , что палатка высотой 1,5м , тамбур , в котором предполагаю разводить костер 1,6мХ2,4м . Назначение огня - обогрев в холодные периоды в т.ч. зимой, приготовление пищи . Очень жду вашего ответа , а то ДР прошел и все вот думаю насчет палатки купить-не купить , деньги на дело пойдут , нет ?!!!!!
С уважением xKRONIDUSx .

Ответить

Вернуться в «Выживание»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость