О заточке с большим шагом зернистостей и скорости работы.
Модератор: тень
Вот такие соображения есть на "заданную тему":
Существует практика заточки с большим шагом зернистостей, чему способствуют и многочисленные комбинированные бруски, типа 4000\8000 грит, 1000\6000 грит и т.д. В принципе, характеристики этих брусков по типу зерна и связки вполне подходят для подобного скачка при работе, но далеко не всегда. К тому же не все обладают достаточным опытом и навыком в заточке, чтобы воспользоваться этим "шагом" по назначению. Разумеется, более надёжным способом, особенно для начинающих, и\или когда нет достаточного арсенала абразивных средств, которые можно подбирать под затачиваемый клинок, является куда более постепенное уменьшение зернистости, обычно с шагом в два раза. Использование же больших скачков по зернистости, обычно служит совершенно определённым целям: самая распространённая цель - ускорение процесса и только, к сожалению часто приводящая к не самому оптимальному результату.
Несколько более сложная цель - сознательное воспомоществование процессу создания "ступеньки" и\или "линзы" , засчёт разности характера работы каждой пары смежных в работе абразивов, при достижении "на выходе" именно требуемой геометрии и качества режущей кромки и фасок, её образующих.
Ещё одной целью большого шага зернистости, может быть приглаживание рисок от предыдущего абразива, без убирания их полностью, но лишь с некоторым их "приглаживанием", что даёт некий компромисс между времязатратами на процесс заточки, агрессией реза, качеством и внешним видом получающихся фасок, образующих РК.
В данном кратеньком обзоре я использовал большой шаг зернистости ради, с одной стороны, ускорения процесса заточки, а с другой, для требующегося мне в данном случае, прогнозируемого "завала в линзу".
Факторами, позволившими сделать именно так, как требовалось, считаю, помимо просто большого шага зернистости, особенности связки используемых заточных брусков, характера их поверхности, игры с суспензией, её насыщенностью, но главное - чёткого определения поставленной задачи и продуманности используемых средств для её реализации, основанной на знании характера работы используемых абразивов, в т.ч. соотношения работы тонкого синтетического бруска с натуральным доводочным, которым выполнялся финиш.
Итак, мне требовалось быстро выполнить заточку кухонного ножа Kanetsugu special из aus-8, которому я вчера посадил длинный замин в первой трети клинка. К работе приступил на синтетическом воднике Масахиро s-1000. Вот он на фото рядом с гранитной плиткой, на которой я после пары-тройки использований притираю свои водники на их собственной суспензии - производительность для подобной работы гораздо выше, чем при работе на стекле:
Поработал на нём около 4-х минут, после чего взял Suehiro 5000 на керамической связке, наведя на нём для начала суспензию нагурой. Затачивал около 3-х минут на суспензии, потом её смыл и далее около полутора минут работал на чистом камне с водой.
Собственно, как и планировалось, я в той мере, в которой рассчитывал, получил лёгкую линзообразность. При работе на чистом камушке, стала заметна некая граница повышения угла (увеличение около 70х):
Пора было переходить к финишу. Для достижения необходимой остроты и агрессии реза, был использован винтажный транслюцент-арканзас KBJR, кстати, не так давно, так же слегка передоведённый на гранитной плитке с порошком карбида-кремния F1200. Вот этот камень:
Поскольку поверхность фасок была достаточно чистенькой перед переходом на арканзас, работа на нём заняла всего пару минут, причём я старался выполнить акцентировку _на_зерно_ таким образом, чтобы слегка усугубить линзообразность, в первую очередь выйти арканзасом на РК, не заботясь о проработке им всего подвода. В качестве СОЖ использовал, как обычно, оливковое нерафинированное масло первого холодного отжима, нанеся его тонкой плёночкой на поверхность камня. Менять в процессе работы его не пришлось. Вот такой получился результат:
Напоследок сделал по десятку проходов на сторону на чистой коже, наклеенной на бланк. Я получил требуемую линзообразность, хорошую однородность РК и отличную остроту - волос прекрасно застругивается, при том, что кромка обладает хорошей агрессией реза. Итого времени было затрачено собственно на работу меньше, чем на замачивание использовавшихся водников - около 12-ти минут. Для ускорения процесса я использовал две ёмкости с водой - в одной замачивался тысячник и в ней же с него смывался шлам и суспензия, а во второй в это время замачивался 5000-ник.
Существует практика заточки с большим шагом зернистостей, чему способствуют и многочисленные комбинированные бруски, типа 4000\8000 грит, 1000\6000 грит и т.д. В принципе, характеристики этих брусков по типу зерна и связки вполне подходят для подобного скачка при работе, но далеко не всегда. К тому же не все обладают достаточным опытом и навыком в заточке, чтобы воспользоваться этим "шагом" по назначению. Разумеется, более надёжным способом, особенно для начинающих, и\или когда нет достаточного арсенала абразивных средств, которые можно подбирать под затачиваемый клинок, является куда более постепенное уменьшение зернистости, обычно с шагом в два раза. Использование же больших скачков по зернистости, обычно служит совершенно определённым целям: самая распространённая цель - ускорение процесса и только, к сожалению часто приводящая к не самому оптимальному результату.
Несколько более сложная цель - сознательное воспомоществование процессу создания "ступеньки" и\или "линзы" , засчёт разности характера работы каждой пары смежных в работе абразивов, при достижении "на выходе" именно требуемой геометрии и качества режущей кромки и фасок, её образующих.
Ещё одной целью большого шага зернистости, может быть приглаживание рисок от предыдущего абразива, без убирания их полностью, но лишь с некоторым их "приглаживанием", что даёт некий компромисс между времязатратами на процесс заточки, агрессией реза, качеством и внешним видом получающихся фасок, образующих РК.
В данном кратеньком обзоре я использовал большой шаг зернистости ради, с одной стороны, ускорения процесса заточки, а с другой, для требующегося мне в данном случае, прогнозируемого "завала в линзу".
Факторами, позволившими сделать именно так, как требовалось, считаю, помимо просто большого шага зернистости, особенности связки используемых заточных брусков, характера их поверхности, игры с суспензией, её насыщенностью, но главное - чёткого определения поставленной задачи и продуманности используемых средств для её реализации, основанной на знании характера работы используемых абразивов, в т.ч. соотношения работы тонкого синтетического бруска с натуральным доводочным, которым выполнялся финиш.
Итак, мне требовалось быстро выполнить заточку кухонного ножа Kanetsugu special из aus-8, которому я вчера посадил длинный замин в первой трети клинка. К работе приступил на синтетическом воднике Масахиро s-1000. Вот он на фото рядом с гранитной плиткой, на которой я после пары-тройки использований притираю свои водники на их собственной суспензии - производительность для подобной работы гораздо выше, чем при работе на стекле:
Поработал на нём около 4-х минут, после чего взял Suehiro 5000 на керамической связке, наведя на нём для начала суспензию нагурой. Затачивал около 3-х минут на суспензии, потом её смыл и далее около полутора минут работал на чистом камне с водой.
Собственно, как и планировалось, я в той мере, в которой рассчитывал, получил лёгкую линзообразность. При работе на чистом камушке, стала заметна некая граница повышения угла (увеличение около 70х):
Пора было переходить к финишу. Для достижения необходимой остроты и агрессии реза, был использован винтажный транслюцент-арканзас KBJR, кстати, не так давно, так же слегка передоведённый на гранитной плитке с порошком карбида-кремния F1200. Вот этот камень:
Поскольку поверхность фасок была достаточно чистенькой перед переходом на арканзас, работа на нём заняла всего пару минут, причём я старался выполнить акцентировку _на_зерно_ таким образом, чтобы слегка усугубить линзообразность, в первую очередь выйти арканзасом на РК, не заботясь о проработке им всего подвода. В качестве СОЖ использовал, как обычно, оливковое нерафинированное масло первого холодного отжима, нанеся его тонкой плёночкой на поверхность камня. Менять в процессе работы его не пришлось. Вот такой получился результат:
Напоследок сделал по десятку проходов на сторону на чистой коже, наклеенной на бланк. Я получил требуемую линзообразность, хорошую однородность РК и отличную остроту - волос прекрасно застругивается, при том, что кромка обладает хорошей агрессией реза. Итого времени было затрачено собственно на работу меньше, чем на замачивание использовавшихся водников - около 12-ти минут. Для ускорения процесса я использовал две ёмкости с водой - в одной замачивался тысячник и в ней же с него смывался шлам и суспензия, а во второй в это время замачивался 5000-ник.
Здравствуйте!
спасибо за очередной информативный пост!
очень интересно.
12 минут на хорошую заточку - это конечно солидно.
не ясно, какова ширина подвода.
и очень интересно увидеть кромку по всей длинне.
спасибо за очередной информативный пост!
очень интересно.
12 минут на хорошую заточку - это конечно солидно.
не ясно, какова ширина подвода.
и очень интересно увидеть кромку по всей длинне.
- LyapaDara
- Прапорщик
- Сообщения: 2108
- Зарегистрирован: 28 мар 2013, 09:57
- Страна: Российская Федерация
- Откуда: Удмуртия, Воткинск, +79090521495, lyapadara@mail.ru
Мне очень понравился Ваш приём для создания ступеньки - сначала с суспензией потом без неё. При тренировке с бритвой я всё чаще применяю его. Только я стараюсь не держать одно и то же количество суспензии, а постепенно уменьшаю его разбавлением водой, поэтому граница у меня не видна. Но риски, чётко видно, выходят на РК.
- LyapaDara
- Прапорщик
- Сообщения: 2108
- Зарегистрирован: 28 мар 2013, 09:57
- Страна: Российская Федерация
- Откуда: Удмуртия, Воткинск, +79090521495, lyapadara@mail.ru
Ещё вопрос: чем оправдано применение на синтетике суспензии от натуральных камней? Я так понимаю, что это получается наполнитель между зёрнами синтетики, В результате эти зёрна врезаются в сталь не так глубоко. Я прав? Или причина другая?
-
- Подпоручик
- Сообщения: 3344
- Зарегистрирован: 07 май 2013, 22:09
Я несколько подобную схему для себя выработал на бритвах из- за большого шага на водниках японцах (у меня Кинги) 1000-сразу 4000-6000
Риски от 1000 ка плохо убирались - поэтому вначале я использовал между 1000ком и 4000 фиолетовый сланец от Ивана ~ 2000 ..
А теперь на 1000 ке использую сначала его же суспензию наведённую фиолетовым сланцем , а потом суспензию от атлантиса Р5000 и только потом перехожу на 4000 к...
Риски от 1000 ка плохо убирались - поэтому вначале я использовал между 1000ком и 4000 фиолетовый сланец от Ивана ~ 2000 ..
А теперь на 1000 ке использую сначала его же суспензию наведённую фиолетовым сланцем , а потом суспензию от атлантиса Р5000 и только потом перехожу на 4000 к...
spoonman: Спасибо! Ширина подвода 0,9мм. примерно. Было меньше, но поскольку я недавно перетачивал на меньший угол, получилось вот так. Фотоапппарат сел, так что сейчас не сфотаю как выглядит, потом при случае сделаю фото или поищу какое-нибудь прежнее с тем же финишем.
LyapaDara: Спасибо! Я тоже не держу подолгу одно и то же количество суспензии, обычно постепенно снижаю количество и насыщенность. В данном случае я её разок разбавил, а потом вовсе смыл начисто.
Применение же нагура в данном случае было не ради неё, а просто ради выделения суспензии из водника заранее и не слишком густой, чтобы не ждать пока она выделиться сама, что произошло бы к тому же за вменяемое время только при достаточном давлении или протяжённости работы - этот синтетик весьма твёрдый. По-моему нагура просто не успела дать свою собственную, либо просто произошло смешение суспензий, но с превалированием суспензии самого водника. Николай как-то упоминал о интересных эффектах при использовании нагур на синтетиках, но я пока что не делал специальных проб на эту тему. Ваше же предположение в плане смягчения работы камня верное - таким манером я применяю суспензии сланцев и нагуры на природных камнях в некоторых случаях.
С уважением.
LyapaDara: Спасибо! Я тоже не держу подолгу одно и то же количество суспензии, обычно постепенно снижаю количество и насыщенность. В данном случае я её разок разбавил, а потом вовсе смыл начисто.
Применение же нагура в данном случае было не ради неё, а просто ради выделения суспензии из водника заранее и не слишком густой, чтобы не ждать пока она выделиться сама, что произошло бы к тому же за вменяемое время только при достаточном давлении или протяжённости работы - этот синтетик весьма твёрдый. По-моему нагура просто не успела дать свою собственную, либо просто произошло смешение суспензий, но с превалированием суспензии самого водника. Николай как-то упоминал о интересных эффектах при использовании нагур на синтетиках, но я пока что не делал специальных проб на эту тему. Ваше же предположение в плане смягчения работы камня верное - таким манером я применяю суспензии сланцев и нагуры на природных камнях в некоторых случаях.
С уважением.
- LyapaDara
- Прапорщик
- Сообщения: 2108
- Зарегистрирован: 28 мар 2013, 09:57
- Страна: Российская Федерация
- Откуда: Удмуртия, Воткинск, +79090521495, lyapadara@mail.ru
В таком случае, получается, можно на синтетике использовать суспензию другого синтетика, но более тонкого и мягкого. Не пробовали?
-
- Подпоручик
- Сообщения: 3344
- Зарегистрирован: 07 май 2013, 22:09
Атлантис - это немецкий синтетик - нашему М4 соответствует ...aptekar113 писал(а):суспензию от атлантиса Р5000
Я не пробовал, зато другие пробовали и вроде успешно.LyapaDara писал(а):В таком случае, получается, можно на синтетике использовать суспензию другого синтетика, но более тонкого и мягкого. Не пробовали?
С уважением.
-
- Старший унтер-офицер
- Сообщения: 475
- Зарегистрирован: 22 окт 2011, 22:23
Прекрасные фото, и отличная работа! Спасибо Ярослав
С уважением!
С уважением!
Спасибо за отзыв! Стараюсь.gromootvod69 писал(а):Прекрасные фото, и отличная работа! Спасибо Ярослав
С уважением!
С уважением.
Отличная работа.
С ув. Владимир
С ув. Владимир
Спасибо!
Вообще не ожидал даже настолько быстрого результата, думал что будет в районе минут 20 вместо 40, грубо говоря. Видимо сложилось всё удачно по абразивам к стали + тот факт, что не пришлось корректировать углы на заточном этапе.
Надо будет по более солидным сталям время позасекать.
С уважением.
Вообще не ожидал даже настолько быстрого результата, думал что будет в районе минут 20 вместо 40, грубо говоря. Видимо сложилось всё удачно по абразивам к стали + тот факт, что не пришлось корректировать углы на заточном этапе.
Надо будет по более солидным сталям время позасекать.
С уважением.
Иногда охота немного "похулиганить" - вот и сделал заточку по самому банальному принципу и с использованием очень доступных абразивных материалов. Вообще вместо этой фразы можно было бы обозвать это так: "как за несколько минут заточить нож до строгания волоса")), но боюсь не все оценят сарказм))
Итак, взял бросовый ножик из мягкой нержи типа 65х13, грубо ободрал подводы на 100мкм бруске из оксида алюминия - очень, кстати, удобном, правда слишком грубом для подобной стали - можно заметить, как он продирает кромку. Но хулиганить, так хулиганить:
Поскольку, разумеется, заусенец выходит страшенный, для его убирания и приглаживания рисок, был взят кварцитик с добрым количеством масла. На нём удалось этот пластилиновый капризный заусенок убрать, и слегка причесать риски, поработав немного "сеткой". Разумеется, подвод стал заваливаться и очень даже сильно. Под конец, я использовал.... ГОИ номер 3, нанесённую на очень специфический материал - агломерированную прессованную пробковую крошку в пластинах (фрагмент пластины наклеен на деревянный бланк) - конечно нормальным заточным средством это назвать сложно, но как ультра-бюджетный вариант для быстрой зачистки чего-либо или подправления пластилиновых бросовых ножей это годится и неплохо, более-того, характер поверхности и её пружинистость серьёзно ускоряют дело, особенно, ежели слегка добавить масла - пару капель. Получается жуткая линза, но острота ничего так - остатки рисок от оксида-алюминия дают недурную агрессию реза, волос при этом застругивается весьма непринуждённо.
Вот фото использовавшегося для убирания заусенки камушка и бланка с пробкой с ГОИ:
Ну и вот, собственно, результат на фасках, невооружённым взглядом и в увеличении:
В общем, ежели плевать на скорость утачиваемости ножа и не ставить высокую планку в качестве поверхности и вопроизводимости геометрии при последующих заточках - вполне себе ничего так))
Итак, взял бросовый ножик из мягкой нержи типа 65х13, грубо ободрал подводы на 100мкм бруске из оксида алюминия - очень, кстати, удобном, правда слишком грубом для подобной стали - можно заметить, как он продирает кромку. Но хулиганить, так хулиганить:
Поскольку, разумеется, заусенец выходит страшенный, для его убирания и приглаживания рисок, был взят кварцитик с добрым количеством масла. На нём удалось этот пластилиновый капризный заусенок убрать, и слегка причесать риски, поработав немного "сеткой". Разумеется, подвод стал заваливаться и очень даже сильно. Под конец, я использовал.... ГОИ номер 3, нанесённую на очень специфический материал - агломерированную прессованную пробковую крошку в пластинах (фрагмент пластины наклеен на деревянный бланк) - конечно нормальным заточным средством это назвать сложно, но как ультра-бюджетный вариант для быстрой зачистки чего-либо или подправления пластилиновых бросовых ножей это годится и неплохо, более-того, характер поверхности и её пружинистость серьёзно ускоряют дело, особенно, ежели слегка добавить масла - пару капель. Получается жуткая линза, но острота ничего так - остатки рисок от оксида-алюминия дают недурную агрессию реза, волос при этом застругивается весьма непринуждённо.
Вот фото использовавшегося для убирания заусенки камушка и бланка с пробкой с ГОИ:
Ну и вот, собственно, результат на фасках, невооружённым взглядом и в увеличении:
В общем, ежели плевать на скорость утачиваемости ножа и не ставить высокую планку в качестве поверхности и вопроизводимости геометрии при последующих заточках - вполне себе ничего так))
Помните я спрашивал вас, как заточить нож дла общепита.Вот он ответ.
С ув. Владимир
С ув. Владимир
Способ неожиданный, более того - просто экстравагантный. Ну, да именно этим и ценна информация!
Спасибо, но если честно, то я удивлён)
Способ далеко не самый лучший - линза неконтролируема, последующие правки из-за этого могут быть осложнены - при слишком "крутой" линзе, правка методом заточки тонким абразивом на бОльший угол может быть использована меньшее количество раз, между полными циклами заточки, иначе угол очень скоро превысит все мыслимые значения для хорошего реза, а при полном цикле заточки, снимать придётся всё равно немало. Правда можно изначально выполнить грубую заточку на заведомо меньший угол, чтобы было куда его "валить" и увеличивать при правке, но это уже детали.
В принципе способ-то известный - очень много людей, когда вдруг разговор касается заточки, сообщают с глубокомысленным видом, как будто открывая некую тайну, как они "в советские времена", точили нож на "лодочке", а потом полировали с ГОИ. Да и на любом форуме, где так или иначе всплывает тема заточки, обязательно всплывают те или иные вариации на ту же тему.
Так что единственные особенности в деталях: использование тонкого камня для убирания заусенки и применение довольно грубой ГОИ (номер 3) на необычном "носителе" с применением дополнительного масла. Т.е. ничего особенного и оригинального в таком способе, я считаю, нет.
С уважением.
Способ далеко не самый лучший - линза неконтролируема, последующие правки из-за этого могут быть осложнены - при слишком "крутой" линзе, правка методом заточки тонким абразивом на бОльший угол может быть использована меньшее количество раз, между полными циклами заточки, иначе угол очень скоро превысит все мыслимые значения для хорошего реза, а при полном цикле заточки, снимать придётся всё равно немало. Правда можно изначально выполнить грубую заточку на заведомо меньший угол, чтобы было куда его "валить" и увеличивать при правке, но это уже детали.
В принципе способ-то известный - очень много людей, когда вдруг разговор касается заточки, сообщают с глубокомысленным видом, как будто открывая некую тайну, как они "в советские времена", точили нож на "лодочке", а потом полировали с ГОИ. Да и на любом форуме, где так или иначе всплывает тема заточки, обязательно всплывают те или иные вариации на ту же тему.
Так что единственные особенности в деталях: использование тонкого камня для убирания заусенки и применение довольно грубой ГОИ (номер 3) на необычном "носителе" с применением дополнительного масла. Т.е. ничего особенного и оригинального в таком способе, я считаю, нет.
С уважением.
Я думаю этот способ хорош тем что человеку отвечающему за состояние ножей на кухне не надо тратить много времени для получения рабочей остроты.То что каждый рабочий кухни точит(правит) свой нож сам , я видел только в кино.
- Grinderman
- Зауряд-прапорщик
- Сообщения: 1385
- Зарегистрирован: 31 окт 2009, 12:13
- Страна: Российская Федерация
- Откуда: Санкт-Петербург
- Контактная информация:
Так же пришёл к углу 25 и микро подвод 40.
Верно, но в погоне за совершенством мы иногда слишком привязываемся к "именитым" камням.Сравнение - если сломалось дорогое авто, а ехать осталось 10 км - оглянитесь, рядом в кустах может стоять исправный велосипед:-)) ! Такие способы заточки - именно на крайний случай, именно без заморочек и побыстрее!oldTor писал(а): Способ далеко не самый лучший
-
- Подпоручик
- Сообщения: 3081
- Зарегистрирован: 11 дек 2010, 23:55
Эт точно!Можно еще так сказать - "Мешки с картошкой удобней возить на мотороллере "Муравей". Был еще такой анекдот: Крутой Вася выпил бутылку "Наполеона" и утонул в Москва-реке.Бомж Петров выпил бутылку портвейна и замерз в подъезде. А если нет разницы - зачем выпендриваться и платить больше?borisyar писал(а): Originally posted by oldTor:
Способ далеко не самый лучший
Верно, но в погоне за совершенством мы иногда слишком привязываемся к "именитым" камням.Сравнение - если сломалось дорогое авто, а ехать осталось 10 км - оглянитесь, рядом в кустах может стоять исправный велосипед:-)) ! Такие способы заточки - именно на крайний случай, именно без заморочек и побыстрее!
До появления у меня компа кухню точил так: подводы на эл.точиле, потом правка на бруске(на таком,какой смог купить на рынке), или на наждачке.Потом стал править на круге от эл.точила - всегда есть в магазинах, много зернистостей,и стоят относительно недорого.Сейчас формирую на приспособе,точу до бритья-просто нравиться процесс, в период пользования правлю на довольно грубом бруске,с нетвердой связкой.Потом опять на приспособу ... .
Этот способ хорош для65х13 но VG 10 я бы не рискнул.
+ 100500SokolovVA писал(а):Этот способ хорош для65х13 но VG 10 я бы не рискнул.
-
- Подпоручик
- Сообщения: 3081
- Зарегистрирован: 11 дек 2010, 23:55
А где я написал, что так надо точитьВГ10?oldTor писал(а): Этот способ хорош для65х13 но VG 10 я бы не рискнул.
+ 100500
Не согласен - микрподвод под 40 гррадусов очень хорошо держит вандальное обращените с клинком -и пологаю это один из методов именно на любителей неаккуратно нож пользоваь пользовать .Такие способы заточки - именно на крайний случай, именно без заморочек и побыстрее!
------------------
С уважением, Евгений!
Только от безысходки если!!! Возводить в систему - не дай Бог!Таких любителей учить надо, а если не помогло - ... )Знать такие методы надо, но применять каждый раз - нонсенс.lukasq писал(а): Не согласен - микрподвод под 40 гррадусов очень хорошо держит вандальное обращените с клинком -и пологаю это один из методов именно на любителей неаккуратно нож пользоваь пользовать .
чем Вам так не угодил микроподвод?borisyar писал(а): Только от безысходки если!!! Возводить в систему - не дай Бог!
тёщу свою пробовали чему-нибудь научить?borisyar писал(а): Таких любителей учить надо, а если не помогло - ... )
ну и как, получилось?
Николай + Очень много!
С ув.Владимир
С ув.Владимир
Да нет, нормально. Но иметь брусочек потоньше 100 мкм всё-таки надо! Если ничего нет - это и есть безысходка.Nikolay_K писал(а): чем Вам так не угодил микроподвод?
Арком-трансом на Эйдж Про??? А впрочем... Спасибо за идею! )Nikolay_K писал(а): тёщу свою пробовали чему-нибудь научить?
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 7 гостей