Техника работы на твёрдых камнях с пастами, порошками, суспензиями
Модератор: тень
Решил поделиться своими первыми осознанными пробами такого метода доводки. Не судите строго - это для меня совсем ново, и пока что пытаюсь делать первые шаги только.
Недавно приобрёл у ivan3 крупный чёрный сланец, который решил использовать в качестве притира. Первая проба состоялась с пастой Luxi белой - размер её зерна выяснить по гуглу не удалось. Известно только что паста заявлена "для суперфиниша" и с субмикронным корундовым зерном. Про связку сказано, что она водорастворимая, но после полировки, которая рекомендована на этой пасте, шаржированной в, например, муслиновый круг - очистка инструмента оптимальна в ультразвуковой ванночке.
Ни фига себе водорастворимая, доложу я вам. Немного она конечно расходится от воды, но алгомератами. Зато WD-40 её разбавляет шикарно. А вот отмыть потом эту пасту - целая история. Ультразвуковой ванны у меня нет и я совершенно замучался очищать испробованную бритву. Помыл с фейри - ноль эмоций. Протёр ВД-шкой, потом спиртом - лучше, но не намного. Потом ацетоном протёр и помыл заново - думал, что наконец-то уж порядок.
Но вот и нет. Поэтому на фото, к сожалению, присутствуют пятнышки от несмытой до конца пасты с водой, а также ворсинки от разных подручных средств, которыми вытирал полотно бритвы.
По камушку пасточка прекрасно с ВД-шкой разошлась, но поскольку это мой первый опыт с ней - я её явно переложил - в процессе паста густела, поэтому добавил ещё ВД-шки, после чего ситуация на подводах резко ухудшилась - поверхность стала более матовой, и если бы работал НА зерно, однозначно завалил бы кромку вхлам - надо искать оптимальную концентрацию пасты и способ разбавления. Вобщем надо приноровиться, но перпектива многообещающая. Бритва доведена не столь аккуратно, мягко говоря, как я обычно стараюсь делать и делаю на камнях, скорее даже ужасно и безобразно, но это пробы.
Надо заметить, что прирост остроты существенный, гладкость подводов тоже выросла, но есть впечатление, что такая агрессивная острота бритвы может оказать плохую услугу - жестковато как-то получилось, а вот стойкости у такой кромки наверняка не будет. Хороший пример неудачного режима работы - избыток свободного зерна, отсюда хаос в направлении рисок и прочие прелести. Первый блин комом.
Первое фото сделано в увеличении 70х примерно, а остальные два фото в увеличении около 120-140х. Подвод шириной около 0,4-0,5мм.
Естественно, подобный результат на подводах и кромке меня совершенно не устроил, поэтому позднее, я взялся за дело по-новой.
Очистил камень, брызнул на краешек брусочка пасты ВД-шкой и пару раз провёл по камню - получившуюся пасту тщательно по камню распределил и салфеткой убрал излишек, оставив на поверхности камня тонюсенькую плёночку - так же как делаю это с маслом на арканзасах.
Вот фото камня, на котором уже нмного поработал, на слудующем фото камень только что протёртый в процессе работы - по следам на салфетке можно судить о активности съёма металла этой пастой - работал минут пять всего:
Кстати, как выяснилось после моих попыток смывать пасту с бритвы чем только можно, что оптимальнее всего она удаляется банальным отечественым детским мылом)) Хотя всё равно, на фотках видно, что и на подводах, что и на кромке - есть какие-то налипшие частички и пятнышки - фоткал, положив бритву на салфетку к тому же..
Поработал несколько минут, сделав по десятку движений НА зерно, а потом, сохраняя направленность рисок, пару минут поработал ОТ зерна.
Бритва проходит тест на рез волоса на весу без ремня, но по ощущениям - жестковато и агрессивно. Довёл на чистом ремне обычным образом - вечерком опробую её в бритье - сравню вот, что изменилось по сравнению с доводкой бритвы на камнях и чистом ремне. Пока что явный прирост обнаружился в чистоте поверхности подводов, но и субъективно - в агрессивности кромки. Проверим - поглядим как и что.
Кстати, на фото в увеличении около 70х - разницы со вчерашним результатом практически незаметно. А вот в увеличении от 100х и выше - разница ощутимая. И это за несколько минут работы:
Пока что могу резюмировать только одно:
Работа на твёрдой поверхности с пастами, ради достижения хорошей чистоты поверхности, должна подразумевать минимальное количество свободного зерна. Видимо, так?
Недавно приобрёл у ivan3 крупный чёрный сланец, который решил использовать в качестве притира. Первая проба состоялась с пастой Luxi белой - размер её зерна выяснить по гуглу не удалось. Известно только что паста заявлена "для суперфиниша" и с субмикронным корундовым зерном. Про связку сказано, что она водорастворимая, но после полировки, которая рекомендована на этой пасте, шаржированной в, например, муслиновый круг - очистка инструмента оптимальна в ультразвуковой ванночке.
Ни фига себе водорастворимая, доложу я вам. Немного она конечно расходится от воды, но алгомератами. Зато WD-40 её разбавляет шикарно. А вот отмыть потом эту пасту - целая история. Ультразвуковой ванны у меня нет и я совершенно замучался очищать испробованную бритву. Помыл с фейри - ноль эмоций. Протёр ВД-шкой, потом спиртом - лучше, но не намного. Потом ацетоном протёр и помыл заново - думал, что наконец-то уж порядок.
Но вот и нет. Поэтому на фото, к сожалению, присутствуют пятнышки от несмытой до конца пасты с водой, а также ворсинки от разных подручных средств, которыми вытирал полотно бритвы.
По камушку пасточка прекрасно с ВД-шкой разошлась, но поскольку это мой первый опыт с ней - я её явно переложил - в процессе паста густела, поэтому добавил ещё ВД-шки, после чего ситуация на подводах резко ухудшилась - поверхность стала более матовой, и если бы работал НА зерно, однозначно завалил бы кромку вхлам - надо искать оптимальную концентрацию пасты и способ разбавления. Вобщем надо приноровиться, но перпектива многообещающая. Бритва доведена не столь аккуратно, мягко говоря, как я обычно стараюсь делать и делаю на камнях, скорее даже ужасно и безобразно, но это пробы.
Надо заметить, что прирост остроты существенный, гладкость подводов тоже выросла, но есть впечатление, что такая агрессивная острота бритвы может оказать плохую услугу - жестковато как-то получилось, а вот стойкости у такой кромки наверняка не будет. Хороший пример неудачного режима работы - избыток свободного зерна, отсюда хаос в направлении рисок и прочие прелести. Первый блин комом.
Первое фото сделано в увеличении 70х примерно, а остальные два фото в увеличении около 120-140х. Подвод шириной около 0,4-0,5мм.
Естественно, подобный результат на подводах и кромке меня совершенно не устроил, поэтому позднее, я взялся за дело по-новой.
Очистил камень, брызнул на краешек брусочка пасты ВД-шкой и пару раз провёл по камню - получившуюся пасту тщательно по камню распределил и салфеткой убрал излишек, оставив на поверхности камня тонюсенькую плёночку - так же как делаю это с маслом на арканзасах.
Вот фото камня, на котором уже нмного поработал, на слудующем фото камень только что протёртый в процессе работы - по следам на салфетке можно судить о активности съёма металла этой пастой - работал минут пять всего:
Кстати, как выяснилось после моих попыток смывать пасту с бритвы чем только можно, что оптимальнее всего она удаляется банальным отечественым детским мылом)) Хотя всё равно, на фотках видно, что и на подводах, что и на кромке - есть какие-то налипшие частички и пятнышки - фоткал, положив бритву на салфетку к тому же..
Поработал несколько минут, сделав по десятку движений НА зерно, а потом, сохраняя направленность рисок, пару минут поработал ОТ зерна.
Бритва проходит тест на рез волоса на весу без ремня, но по ощущениям - жестковато и агрессивно. Довёл на чистом ремне обычным образом - вечерком опробую её в бритье - сравню вот, что изменилось по сравнению с доводкой бритвы на камнях и чистом ремне. Пока что явный прирост обнаружился в чистоте поверхности подводов, но и субъективно - в агрессивности кромки. Проверим - поглядим как и что.
Кстати, на фото в увеличении около 70х - разницы со вчерашним результатом практически незаметно. А вот в увеличении от 100х и выше - разница ощутимая. И это за несколько минут работы:
Пока что могу резюмировать только одно:
Работа на твёрдой поверхности с пастами, ради достижения хорошей чистоты поверхности, должна подразумевать минимальное количество свободного зерна. Видимо, так?
если нет ультразвуковой ванны,oldTor писал(а): очистка инструмента оптимальна в ультразвуковой ванночке.
Ни фига себе водорастворимая, доложу я вам. Немного она конечно расходится от воды, но алгомератами. Зато WD-40 её разбавляет шикарно. А вот отмыть потом эту пасту - целая история. Ультразвуковой ванны у меня нет и я совершенно замучался очищать испробованную бритву. Помыл с фейри - ноль эмоций. Протёр ВД-шкой, потом спиртом - лучше, но не намного. Потом ацетоном протёр и помыл заново - думал, что наконец-то уж порядок.
Но вот и нет. Поэтому на фото, к сожалению, присутствуют пятнышки от несмытой до конца пасты с водой, а также ворсинки от разных подручных средств, которыми вытирал полотно бритвы.
то поможет предварительная очистка ветошью с растворителем,
и сухая микрофибровая салфетка для окончательного удаления следов пасты.
-
- Зауряд-прапорщик
- Сообщения: 1585
- Зарегистрирован: 28 сен 2011, 21:59
oldTor
А чем был обусловлен выбор притира, почему именно этот сланец?
А чем был обусловлен выбор притира, почему именно этот сланец?
Спасибо, Николай, что-то я о микрофибре не подумал. А растворитель какой для ветоши? Уайт-спирит?
stilus2008: давно хотел что-то такое попробовать, но чугунный притир пока приобретать не готов. Но я пробовал раньше на стекле пасту ГОИ и подумал, что твёрдый сланец, который вообще не желает шаржироваться, как показали пробы ivan3 с разными абразивами, и который настолько твёрд, что работа никак не отражается на его поверхности в плане деградации её геометрии (по крайней мере пока что она только выглаживается от паст и то медленно), но имеет какую-то шероховатость за которую паста всё-таки слегка как бы цепляется; что никакого выделения суспензии из этого сланца не происходит, а также он имеет внушительную рабочую плоскость и массу, обеспечивающие и удобство работы и ресурс, буде случится так, что понадобиться не раз обновлять ему поверхность - весьма подходит для такой работы.
stilus2008: давно хотел что-то такое попробовать, но чугунный притир пока приобретать не готов. Но я пробовал раньше на стекле пасту ГОИ и подумал, что твёрдый сланец, который вообще не желает шаржироваться, как показали пробы ivan3 с разными абразивами, и который настолько твёрд, что работа никак не отражается на его поверхности в плане деградации её геометрии (по крайней мере пока что она только выглаживается от паст и то медленно), но имеет какую-то шероховатость за которую паста всё-таки слегка как бы цепляется; что никакого выделения суспензии из этого сланца не происходит, а также он имеет внушительную рабочую плоскость и массу, обеспечивающие и удобство работы и ресурс, буде случится так, что понадобиться не раз обновлять ему поверхность - весьма подходит для такой работы.
Зависит от пасты. Для паст на жировой основе я бы посоветовал попробовать расстворитель Tikkurila 1050. Это тот-же уайт-спирит, но без гадкого запаха.oldTor писал(а): А растворитель какой для ветоши? Уайт-спирит?
выглядит вот так: http://gallery.shipmodeling.ru/main.php?g2_itemId=23290Nikolay_K писал(а): расстворитель Tikkurila 1050.
Спасибо, попробую сегодня же приобрести.
Да, паста явно на жировой основе.
Да, паста явно на жировой основе.
могу поделиться некоторым количеством из своих запасов.oldTor писал(а): Спасибо, попробую сегодня же приобрести.
Да, паста явно на жировой основе.
у меня он расходуется медленно и от 100мл у меня не убудет.
Благодарю за предложение, но думаю это будет сложнее - хотя бы в плане встречи и Вам и мне, а у меня рядышком как раз магазинчик с этими вещами - как раз сегодня за кучей всего туда отправлюсь.
Зато вот созрел такой вопрос - это вообще нормально для субмикронной пасты в таком мизерном количестве, снимать сталь так активно? Вполне сопоставимо с алмазной пастой 0,25\0?
Или это глупый вопрос просто от отсутствия опыта работы таким методом? Просто странно - паста-то заявлена вообще для суперфинишной полировки цветных металлов...
Не чревато ли это для геометрии доводочной фаски? Не, не правильно спросил. Скорее так: не чревата ли такая абразивная способность пасты чрезмерным утончением кромки, вместо выглаживания таковой, ежели переборщить с временем работы?
Зато вот созрел такой вопрос - это вообще нормально для субмикронной пасты в таком мизерном количестве, снимать сталь так активно? Вполне сопоставимо с алмазной пастой 0,25\0?
Или это глупый вопрос просто от отсутствия опыта работы таким методом? Просто странно - паста-то заявлена вообще для суперфинишной полировки цветных металлов...
Не чревато ли это для геометрии доводочной фаски? Не, не правильно спросил. Скорее так: не чревата ли такая абразивная способность пасты чрезмерным утончением кромки, вместо выглаживания таковой, ежели переборщить с временем работы?
Судить об абразивной способности по окрашиванию суспензииoldTor писал(а): это вообще нормально для субмикронной пасты в таком мизерном количестве, снимать сталь так активно?
или по "следам на салфетке" --- это как-то несерьезно.
Посмотрите ГОСТ 21445-84 и т.п., там дано определение "абразивной способности" и "режущей способности"
Они выражаются в единицах массы, по убыли металла.
Я сужу в том числе по тому, насколько быстро уходят риски от более крупного абразива, и от агломератов зерна этой же пасты. К сожалению, других способов под рукой нету.
Но Вы правы, это совершенно несерьёзно и умозрительно.
Значит надо мне хотя бы посравнивать с другими не алмазными пастами, а там уже виднее будет..
Но Вы правы, это совершенно несерьёзно и умозрительно.
Значит надо мне хотя бы посравнивать с другими не алмазными пастами, а там уже виднее будет..
риски только делают вид, что "уходят"oldTor писал(а): Я сужу в том числе по тому, насколько быстро уходят риски от более крупного абразива, и от агломератов зерна этой же пасты. К сожалению, других способов под рукой нету.
а на самом деле они замазываются сверху.
В случае с алмазной - наверное и камня тоже (пробовал так быстрорез - понравилось - сначала на пасточке, потом просто на камушке подвыгладил - хорошо получилось - жду отзывов клиента - напишу потом в теме о "повышении износостойкости..").
А на бритве поверхность получилось куда глаже - похоже камень не участвовал - но это и из-за меньшего давления и эластичности подвода может быть, а также из-за того, что luxi на камне даже с ВД-шкой довольно быстро загустевает, точнее масло слегка вбирается камнем. Смывается с камня всё нормально, губкой с фейри, но поверхность явно подмасленная - надо обезжиривать как-то. Попробую сегодня уайт-спиритом.
А на бритве поверхность получилось куда глаже - похоже камень не участвовал - но это и из-за меньшего давления и эластичности подвода может быть, а также из-за того, что luxi на камне даже с ВД-шкой довольно быстро загустевает, точнее масло слегка вбирается камнем. Смывается с камня всё нормально, губкой с фейри, но поверхность явно подмасленная - надо обезжиривать как-то. Попробую сегодня уайт-спиритом.
- ivan-3
- Поручик
- Сообщения: 4474
- Зарегистрирован: 03 окт 2009, 13:01
- Страна: Российская Федерация
- Откуда: Москва, СВАО
ЦИтировать как не умел так и не умею особенно из несокольких постов.
ЧЕм мыть притиры? Этот камень т.к. не шаржируется то мою тем что под руку попадается и вголову взбредет случайно. Обычно либо комет либо фэйри. Разницы в чистоте не заметил - все чистенько.
Остатки пасты.
Как написал в соседней теме. В ювелирке большенство паст стираются парогенераторами и более того на это расчитаны. Так что она реально может не растворятся большенством растворителей. А при более высоких температурах быстро деградировать и слетать... НО для РК очевидно это не приемлемо. (хотя для нержи а не для бритвы м.б. и нормально? - опустить в кипяток и протереть?)
Почему на этом камне?
Потому что это УДОБНО. Я осознанно покупал плиту такой толщины что это УДОБНО МНЕ С тонкими камнями если они лежать на столе крайне не удобно. рука напряжена и вывернута чтобы не дотрагиваться до стола. А тут как буржуй можно отставить мезинец и безымянный и ничего не цепляется. Одно время думал в качестве притира из стекла сделать бутерброд из многих слоев толщиной как раз сантиметров больше 5. Так что высокий камень это реально удобно.
Активный съем.
Сам думаю и пока не ответил на этот вопос для себя. А съем пасты или всеже камня? Мне кажется получился гибрид из грубой структуры камня чуть примазанный пастой. И как раз кмень режет а паста сразу же заполировывает?
Попробовал камень с алмазной пастой 3/2 я просто в восторге. Такое впечатление что как раз соразмерный абразив. Все очень сочеталось - никаких неудобст или сомнений не возникло. Потом чуть дернул нож из VG-10 на пасте 0,5 микрона на льняном пожарном шланге и радости жены не было предела. И остро и агрессивно.
Алмазную пасту наводил вашитой (один из тех камней недомерков что валялись неразобранными надо сказать весьма неплохая вашита). И паста осталась на вашите. Потом ради интереса попробовал нож на вашите с алмазной пастой 3/2. Мне показалось еще суперистей. Алмаз явно вошел в поры частисно. Очень здорово... длительно пока не тестировал заточку, но реально неплохо.
ЧЕм мыть притиры? Этот камень т.к. не шаржируется то мою тем что под руку попадается и вголову взбредет случайно. Обычно либо комет либо фэйри. Разницы в чистоте не заметил - все чистенько.
Остатки пасты.
Как написал в соседней теме. В ювелирке большенство паст стираются парогенераторами и более того на это расчитаны. Так что она реально может не растворятся большенством растворителей. А при более высоких температурах быстро деградировать и слетать... НО для РК очевидно это не приемлемо. (хотя для нержи а не для бритвы м.б. и нормально? - опустить в кипяток и протереть?)
Почему на этом камне?
Потому что это УДОБНО. Я осознанно покупал плиту такой толщины что это УДОБНО МНЕ С тонкими камнями если они лежать на столе крайне не удобно. рука напряжена и вывернута чтобы не дотрагиваться до стола. А тут как буржуй можно отставить мезинец и безымянный и ничего не цепляется. Одно время думал в качестве притира из стекла сделать бутерброд из многих слоев толщиной как раз сантиметров больше 5. Так что высокий камень это реально удобно.
Активный съем.
Сам думаю и пока не ответил на этот вопос для себя. А съем пасты или всеже камня? Мне кажется получился гибрид из грубой структуры камня чуть примазанный пастой. И как раз кмень режет а паста сразу же заполировывает?
Попробовал камень с алмазной пастой 3/2 я просто в восторге. Такое впечатление что как раз соразмерный абразив. Все очень сочеталось - никаких неудобст или сомнений не возникло. Потом чуть дернул нож из VG-10 на пасте 0,5 микрона на льняном пожарном шланге и радости жены не было предела. И остро и агрессивно.
Алмазную пасту наводил вашитой (один из тех камней недомерков что валялись неразобранными надо сказать весьма неплохая вашита). И паста осталась на вашите. Потом ради интереса попробовал нож на вашите с алмазной пастой 3/2. Мне показалось еще суперистей. Алмаз явно вошел в поры частисно. Очень здорово... длительно пока не тестировал заточку, но реально неплохо.
Получил отзывы от клиента, которому затачивал быстрорез. Пробовал на нём сланцы, купленные у ivan3 и алмазную пасту на чёрном твёрдом сланце. Напомню:
"На клинок посадили несколько существенных замятий, но остальная кромка сохранила на удивление приличное состояние. Тем не менее, для выправления заминов был взят алмаз 50\40 (времени было немного), потом несколько минут электрокорунд, потом опять красный сланец, взятый на пробу, а потом для сравнения грей алания."
В обухе у клинка около 4мм., спуски на 3\4 голомени, подвод шириной около 3-х мм. После Грей Алания, в качестве пробы, клинок был обработан на алмазной пасте 0,5\0, нанесённой тонюсеньким слоем на чёрный сланец из первого поста. работал несколько минут - первая треть работы на зерно, потом, сохраняя направленность рисок - от зерна. Нож используется клиентом для разделки мяса, птицы, а также для всяких хоз. работ.
Им успели разделать n+ количество птицы, кроили кожу и резали пластик.
Ранее, при предыдущих заточках, финиш делался на сланцах. Клиент сообщил, что по продуктам разница незаметна, но что касается резки всяких иных материалов, в том числе кожи и пластика, нож показал более уверенный и контролируемый лёгкий рез. Клиент доволен и говорит, что в будущем хочет получать нож в таком же виде. Надо отметить, что подвод имеет одну доводочную фаску на примерно треть ширины подвода. Угол заточки 28-30 градусов. Обычно я не использую на доводочных стадиях такие абразивы, но в данном случае имел ввиду повысить агрессивность реза после выполнения доводки обычным способом. Другое дело, что не на всём я стал бы использовать данным метод - р6м5 показался удачным выбором для такой пробы.
Вроде как получил, что хотел.
"На клинок посадили несколько существенных замятий, но остальная кромка сохранила на удивление приличное состояние. Тем не менее, для выправления заминов был взят алмаз 50\40 (времени было немного), потом несколько минут электрокорунд, потом опять красный сланец, взятый на пробу, а потом для сравнения грей алания."
В обухе у клинка около 4мм., спуски на 3\4 голомени, подвод шириной около 3-х мм. После Грей Алания, в качестве пробы, клинок был обработан на алмазной пасте 0,5\0, нанесённой тонюсеньким слоем на чёрный сланец из первого поста. работал несколько минут - первая треть работы на зерно, потом, сохраняя направленность рисок - от зерна. Нож используется клиентом для разделки мяса, птицы, а также для всяких хоз. работ.
Им успели разделать n+ количество птицы, кроили кожу и резали пластик.
Ранее, при предыдущих заточках, финиш делался на сланцах. Клиент сообщил, что по продуктам разница незаметна, но что касается резки всяких иных материалов, в том числе кожи и пластика, нож показал более уверенный и контролируемый лёгкий рез. Клиент доволен и говорит, что в будущем хочет получать нож в таком же виде. Надо отметить, что подвод имеет одну доводочную фаску на примерно треть ширины подвода. Угол заточки 28-30 градусов. Обычно я не использую на доводочных стадиях такие абразивы, но в данном случае имел ввиду повысить агрессивность реза после выполнения доводки обычным способом. Другое дело, что не на всём я стал бы использовать данным метод - р6м5 показался удачным выбором для такой пробы.
Вроде как получил, что хотел.
Кстати, большое спасибо Николаю за совет с растворителем - только им удалось очистить чёрный камень из первого поста от пасты luxi. Мне казалось сначала, что я его и фейри отмыл, но после протирания ветошью с уайт-спиритом - ветошь стала чёрной.
Вот хочу выложить что получилось с очень капризной и пластилиновой 65х13.
Хотел проверить, можно ли успешно заточить такую сталь только и исключительно на алмазах, в том числе на пасте, нанесённой на твёрдую поверхность, и как будет вести себя крайне пластичный заусенец при таком методе работы.
Сталь эту нелюблю, поэтому нож работает по самой грязной и нецелевой для него хоз. работе дома (хотя что может быть целевым для такой кастрюльной нержи???)
Все фото подводов сделаны в увеличении около 100х. Ширина подвода - 1мм. повышение угла делалось не очень большое, на несколько градусов, на треть ширины подвода.
На момент перед заточкой, кромка выглядела так:
Поэтому было решено переточить. Переточка выполнялась на венёвском алмазном бруске 100\80-50\40. Вот фото заусенца после первой и второй стороны бруска соответственно:
Потом я взял твёрдый чёрный сланец, и приступил к работе. Использовал зернистости паст 20\14 - 10\7 - 5\3. Дальше мне стало скучно, нож под своим весом режет помидор - для рабочих тестов достаточно, так что тоньше доводить не стал. И так потратил кучу времени (на камнях ту же работу делаю раза в три быстрее).
С работой на бруске всё как обычно - вода с капелькой мыла. С камнем было посложнее.
Размазать пасту по камню равномерно тонким слоем было трудно и я решил немного её развести. Использовал WD-40, но оказалось, что ВД-шка довольно быстро густеет и работать неудобно - такое количество снятого металла с загустевшей суспензией просто завалит геометрию напрочь. Очистил камень уайт-спиритом, потом смешал на нём малыми толиками уйат-спирит и оливковое масло (рафинированное, первого отжима, которое использую для работы на масляных камнях) - стало куда как лучше - тактильный отклик падает медленнее, несмотря на такой же активный съём металла, скольжение клинка более лёгкое. Тем не менее, в первый раз переборщил с количеством СОЖ и камень стал вот таким:
На более тонких фракциях брал также уайт-спирит с маслом, но в куда меньшем количестве - старался чтобы была тонюсенькая плёночка, как при работе на арканзасе.
Да, выяснилось, что при таком методе, мягкая и пластичная заусенка прекрасно утачивается и убирается - снимать заусенец принудительно не пришлось - что и хотелось в частности выяснить. Но, нельзя давить вообще - иначе новый заусенец образовывается моментально.
На фракции 5\3 выполнил повышение угла, и решил остановиться. Получилось вроде ничего:
Посмотрю, что покажут "ходовые испытания" клинка, но пока что получается, что скорость работы на алмазах здорово нивелируется временем, потраченным на составление сож, подбор концентрации зерна в суспензии, бОльше внимания требуется и осторожности для соблюдения геометрии и давления (по крайне при моём отсутствии опыта такой работы), необходимость использовать неполезные для здоровья, токсичные жидкости, либо надо раскошеливаться на респиратор (кому как, но при моём хроническом бронхите, дышать растворителем крайне некомфортно, даже в таких мизерных дозах). Но зато можно опробовать новые для себя способы и методы. Любой опыт - благо для саморазвития.
Хотел проверить, можно ли успешно заточить такую сталь только и исключительно на алмазах, в том числе на пасте, нанесённой на твёрдую поверхность, и как будет вести себя крайне пластичный заусенец при таком методе работы.
Сталь эту нелюблю, поэтому нож работает по самой грязной и нецелевой для него хоз. работе дома (хотя что может быть целевым для такой кастрюльной нержи???)
Все фото подводов сделаны в увеличении около 100х. Ширина подвода - 1мм. повышение угла делалось не очень большое, на несколько градусов, на треть ширины подвода.
На момент перед заточкой, кромка выглядела так:
Поэтому было решено переточить. Переточка выполнялась на венёвском алмазном бруске 100\80-50\40. Вот фото заусенца после первой и второй стороны бруска соответственно:
Потом я взял твёрдый чёрный сланец, и приступил к работе. Использовал зернистости паст 20\14 - 10\7 - 5\3. Дальше мне стало скучно, нож под своим весом режет помидор - для рабочих тестов достаточно, так что тоньше доводить не стал. И так потратил кучу времени (на камнях ту же работу делаю раза в три быстрее).
С работой на бруске всё как обычно - вода с капелькой мыла. С камнем было посложнее.
Размазать пасту по камню равномерно тонким слоем было трудно и я решил немного её развести. Использовал WD-40, но оказалось, что ВД-шка довольно быстро густеет и работать неудобно - такое количество снятого металла с загустевшей суспензией просто завалит геометрию напрочь. Очистил камень уайт-спиритом, потом смешал на нём малыми толиками уйат-спирит и оливковое масло (рафинированное, первого отжима, которое использую для работы на масляных камнях) - стало куда как лучше - тактильный отклик падает медленнее, несмотря на такой же активный съём металла, скольжение клинка более лёгкое. Тем не менее, в первый раз переборщил с количеством СОЖ и камень стал вот таким:
На более тонких фракциях брал также уайт-спирит с маслом, но в куда меньшем количестве - старался чтобы была тонюсенькая плёночка, как при работе на арканзасе.
Да, выяснилось, что при таком методе, мягкая и пластичная заусенка прекрасно утачивается и убирается - снимать заусенец принудительно не пришлось - что и хотелось в частности выяснить. Но, нельзя давить вообще - иначе новый заусенец образовывается моментально.
На фракции 5\3 выполнил повышение угла, и решил остановиться. Получилось вроде ничего:
Посмотрю, что покажут "ходовые испытания" клинка, но пока что получается, что скорость работы на алмазах здорово нивелируется временем, потраченным на составление сож, подбор концентрации зерна в суспензии, бОльше внимания требуется и осторожности для соблюдения геометрии и давления (по крайне при моём отсутствии опыта такой работы), необходимость использовать неполезные для здоровья, токсичные жидкости, либо надо раскошеливаться на респиратор (кому как, но при моём хроническом бронхите, дышать растворителем крайне некомфортно, даже в таких мизерных дозах). Но зато можно опробовать новые для себя способы и методы. Любой опыт - благо для саморазвития.
Обычный респиратор не поможет. Во-первых из-за не очень хорошего прилегания. Во вторых из-за того, что он поглощает отнюдь не 100%oldTor писал(а): либо надо раскошеливаться на респиратор (кому как, но при моём хроническом бронхите, дышать растворителем крайне некомфортно, даже в таких мизерных дозах)
пыли и паров и срок службы у него невелик.
Надо смотреть на соответствие стандарту EN 149.
Он предусматривает разные нормы FFP1/FFP2/FFP3.
Из них FFP3 --- самое хорошее ( 99%, не более 2% протечки ).
Для полноценной защиты нужна либо полумаска с фильтр-коробками для органики, либо маска. Например 3M серий 3000, 6000, 7000.
Но очищенный уайт-спирит типа Tikkurila 1050 довольно безвредный
при условии, что работаешь с ним в небольших количествах.
Я, например, либо делаю всё на балконе (он не застеклен, хорошо продувается), либо так --- взял ватку, нанес на неё чуть-чуть растворителя,
поработал немного --- сразу убрал ватку в герметичную емкость,
чтобы не было испарения.
Понятно, попробую организовать себе ТБ.
Главное вроде и не пахнет почти, но слизистая реагирует довольно сильно и кашель достаёт.
Спасибо!
Главное вроде и не пахнет почти, но слизистая реагирует довольно сильно и кашель достаёт.
Спасибо!
странно, похоже на аллергическую реакцию.oldTor писал(а): Главное вроде и не пахнет почти, но слизистая реагирует довольно сильно и кашель достаёт.
Наверное, в конце-концов красить-то мне приходилось , да и с ацетоном постянно работать, но как-то не так было заметно..
Ну да ничего, это детали, зато что-то новое для себя пробую))
Ну да ничего, это детали, зато что-то новое для себя пробую))
- LyapaDara
- Прапорщик
- Сообщения: 2108
- Зарегистрирован: 28 мар 2013, 09:57
- Страна: Российская Федерация
- Откуда: Удмуртия, Воткинск, +79090521495, lyapadara@mail.ru
oldTor, разрешите я продолжу из этой темы
О заточке с большим шагом зернистостей и скорости работы.
здесь. И хоть наблюдение не про твёрдые камни, но общей темы, про работу на суспензии, нет. Итак:
интересно мне стало про суспензию от синтетика на синтетике. Пошёл в гараж, взял несколько брусочков и, не обстоятельно, но, что бы в лупу поглядеть, повозюкал на них ножиком из нержи. Самое первое, что заметил, не должно быть большого разброса по зернистости. На брусочке М63 суспензия от М7 не катит. А вот на М10 получилось просто чудо. Риска стала... качественнее, что ли, не знаю, как сказать. Очень густая и гораздо однороднее, чем просто на камне. Далее взял вашитку и поточил на ней без суспензии. Поглядел в лупу. Навёл суспензию от мягкой Llyn Melynllyn, поточил, поглядел, получил небольшой шок. Подвод стал заполировываться! Выводы свои озвучивать не буду, что б не вводить людей в заблуждение, если ошибся. Нет у меня пока ни теории ни практики. Просто рекомендую новичкам поработать на разных камнях с разными суспензиями, хотя бы по чуть - чуть, и обязательно смотреть в оптику. Вообще, чем больше я занимаюсь этим делом, тем интереснее становиться. Поставил на сегодня цель - ответить на такой - то вопрос, ответил. В замен получил ещё десяток вопросов. Целый мир! Мир заточки!
О заточке с большим шагом зернистостей и скорости работы.
здесь. И хоть наблюдение не про твёрдые камни, но общей темы, про работу на суспензии, нет. Итак:
интересно мне стало про суспензию от синтетика на синтетике. Пошёл в гараж, взял несколько брусочков и, не обстоятельно, но, что бы в лупу поглядеть, повозюкал на них ножиком из нержи. Самое первое, что заметил, не должно быть большого разброса по зернистости. На брусочке М63 суспензия от М7 не катит. А вот на М10 получилось просто чудо. Риска стала... качественнее, что ли, не знаю, как сказать. Очень густая и гораздо однороднее, чем просто на камне. Далее взял вашитку и поточил на ней без суспензии. Поглядел в лупу. Навёл суспензию от мягкой Llyn Melynllyn, поточил, поглядел, получил небольшой шок. Подвод стал заполировываться! Выводы свои озвучивать не буду, что б не вводить людей в заблуждение, если ошибся. Нет у меня пока ни теории ни практики. Просто рекомендую новичкам поработать на разных камнях с разными суспензиями, хотя бы по чуть - чуть, и обязательно смотреть в оптику. Вообще, чем больше я занимаюсь этим делом, тем интереснее становиться. Поставил на сегодня цель - ответить на такой - то вопрос, ответил. В замен получил ещё десяток вопросов. Целый мир! Мир заточки!
Насчёт разброса по зернистости - сложный вопрос. Скорее выбор суспензии должен быть продиктован конкретной задачей, ведь есть в этом и такая, например, "фишка", как добавление агрессии реза. С год назад, пробуя варианты заточки клинков под рез волокнистых материалов, тканей, картонов и т.д., я после тонкого финиша на камнях, прорабатывал риски, расположенные определённым образом, _от_зерна на тонких и не очень суспензиях. Идея была в том, чтобы из клинообразной, грубо говоря, риски, сделать более округлую, арочную, как у серрейтора, путём проработки рисок более мелкой фракцией в суспензии, которая саму риску не успевает убрать или существенно деформировать, но прорабатывает её. Бывало достаточно буквально три-четыре движения от зерна в заключение работы, _строго_соблюдая направление рисок от предыдущего абразива, чтобы рез значительно изменился. Помимо тактильных ощущений от реза и субъективной оценки усилия реза, осматривал в увеличении срез плотной бумаги после того или иного варианта финиша - довольно любопытное дело. Но толком распробовать эти варианты руки не дошли, статистики маловато. Хорошо помню только высокую эффективность такого метода на zdp-189 и на s3v. В качестве суспензии использовалась ГОИ с wd-40, от которой отказался ввиду её крайне низкого качества (а с пигментом оксида хрома так пробовал всего пару раз и как-то не зафиксировал результатов), и с порошком карбида-кремния F1200, это из искусственных. Из натуральных суспензий пробовал разные сланцевые. Но я толком не "дозрел" до этих проб - требуется много подготовительной работы и фиксации результатов хоть в каком-то виде. Пока что времени не находилось заняться этим плотнее, к сожалению. Но эффект был заметный и многообещающий.
С уважением.
С уважением.
- LyapaDara
- Прапорщик
- Сообщения: 2108
- Зарегистрирован: 28 мар 2013, 09:57
- Страна: Российская Федерация
- Откуда: Удмуртия, Воткинск, +79090521495, lyapadara@mail.ru
Ярослав, ещё есть к Вам вопрос. Я пробовал работать на водной суспензии сланцев на яшме, но у меня ничего не получилось, вся суспензия сразу сдвигается лезвием с камня. Получается, что на твёрдых камнях можно только пасты? Или масляные суспензии? Как же тогда на твёрдых японцах с нагурами работают?
- LyapaDara
- Прапорщик
- Сообщения: 2108
- Зарегистрирован: 28 мар 2013, 09:57
- Страна: Российская Федерация
- Откуда: Удмуртия, Воткинск, +79090521495, lyapadara@mail.ru
Пигменты в данном случае - что это? Крокус с оксидом хрома?
Да, у меня оксид хрома и крокус от ivan-3.
Оксид хрома правда юзаю редко, в основном использую крокус на коже наклеенной на бланк. На гладкой коже лошадиной его юзаю по бритвам изредка (и скорее ради проб и тестов - для обычной доводки для бритья и только, мне хватает чистого ремня), и на менее плотном и более толстом чепраке использую для ножей, но тоже не чаще, чем чистую кожу.
Недавно опробовал оксид хрома на вашите, но это отдельная история. Если интересно, обзор выкладывал тут:
http://forum.woodtools.ru/index.php?topic=49322.100
пост #105
На кожу пробовал наносить с маслом, на гладкой это оказалось вполне недурно, либо втереть порошок, предварительно пропитав чуть более, чем обычно, кожу костным маслом. На более пористую и шероховатую кожу наносил просто с водой и втирал до полного впитывания и равномерности распределения порошка - в работе пожалуй такой вариант понравился больше, съём чуть иной - чуть более активный и скорый.
Оксид хрома правда юзаю редко, в основном использую крокус на коже наклеенной на бланк. На гладкой коже лошадиной его юзаю по бритвам изредка (и скорее ради проб и тестов - для обычной доводки для бритья и только, мне хватает чистого ремня), и на менее плотном и более толстом чепраке использую для ножей, но тоже не чаще, чем чистую кожу.
Недавно опробовал оксид хрома на вашите, но это отдельная история. Если интересно, обзор выкладывал тут:
http://forum.woodtools.ru/index.php?topic=49322.100
пост #105
На кожу пробовал наносить с маслом, на гладкой это оказалось вполне недурно, либо втереть порошок, предварительно пропитав чуть более, чем обычно, кожу костным маслом. На более пористую и шероховатую кожу наносил просто с водой и втирал до полного впитывания и равномерности распределения порошка - в работе пожалуй такой вариант понравился больше, съём чуть иной - чуть более активный и скорый.
На плотных сланцевых камнях, том же Гуанси или Накаяма, я с суспензиями их самих или с нагура работал и проблем не возникало. На твёрдых масляных камнях же такой эффект существует даже с некоторыми маслАми. С водными суспензиями сланцев или нагура я их вроде даже и не пробовал - как-то не возникало такой идеи, но некоторые это применяют.
В любом случае, на твёрдых масляных камнях вполне недурно работается с пигментами с уайт-спиритом или маслАми, да и с пастами можно. Хотя лично мне далеко не всегда и вообще не очень-то нравится использовать пигменты и пасты на камнях, которые и сами активно участвуют в работе. Для лучшего понимания _что_именно даёт какой результат, предпочтительнее наверное сначала опробовать пигменты и пасты на твёрдой основе, не дающей собственного абразивного воздействия - на стекле например. Вариантов применения и комбинаций тут море - надо пробовать!
В любом случае, на твёрдых масляных камнях вполне недурно работается с пигментами с уайт-спиритом или маслАми, да и с пастами можно. Хотя лично мне далеко не всегда и вообще не очень-то нравится использовать пигменты и пасты на камнях, которые и сами активно участвуют в работе. Для лучшего понимания _что_именно даёт какой результат, предпочтительнее наверное сначала опробовать пигменты и пасты на твёрдой основе, не дающей собственного абразивного воздействия - на стекле например. Вариантов применения и комбинаций тут море - надо пробовать!
- LyapaDara
- Прапорщик
- Сообщения: 2108
- Зарегистрирован: 28 мар 2013, 09:57
- Страна: Российская Федерация
- Откуда: Удмуртия, Воткинск, +79090521495, lyapadara@mail.ru
Не нашёл соответствующей темы, спрошу здесь:
из всего прочтённого, я понял, что для работы с нагурами (натуральными), твёрдого японца вполне заменит гуанси. То есть он имеет все нужные для этого параметры: твёрдость, тонкое зерно, малую абразивность.
Это так?
из всего прочтённого, я понял, что для работы с нагурами (натуральными), твёрдого японца вполне заменит гуанси. То есть он имеет все нужные для этого параметры: твёрдость, тонкое зерно, малую абразивность.
Это так?
- LyapaDara
- Прапорщик
- Сообщения: 2108
- Зарегистрирован: 28 мар 2013, 09:57
- Страна: Российская Федерация
- Откуда: Удмуртия, Воткинск, +79090521495, lyapadara@mail.ru
Вот спасибо большое. Давайте ещё Вас поспрашиваю.
Ещё понял, что все японцы, это... не кварциты. То есть сланцы или подобные горные породы, но не яшмоиды и не арканзасы. Поэтому возникает такой вопрос, вернее, даже, утверждение:
японские камни работают связкой и зерном, то есть режут металл, оставляя за собой риски с острыми вершинками (грубое определение, на самом деле связка сглаживает). А те же яшма и арканзас работают своими порами и эти вершинки срубают.
То есть получается, что на кварцитах нагуры противопоказаны?
Потому,как в отличие от работы чистого кварцита, при работе с нагурами на кварците получается противоположный эффект?
Верно?
Ещё понял, что все японцы, это... не кварциты. То есть сланцы или подобные горные породы, но не яшмоиды и не арканзасы. Поэтому возникает такой вопрос, вернее, даже, утверждение:
японские камни работают связкой и зерном, то есть режут металл, оставляя за собой риски с острыми вершинками (грубое определение, на самом деле связка сглаживает). А те же яшма и арканзас работают своими порами и эти вершинки срубают.
То есть получается, что на кварцитах нагуры противопоказаны?
Потому,как в отличие от работы чистого кварцита, при работе с нагурами на кварците получается противоположный эффект?
Верно?
Есть такое правило-Если предположение ошибочно,то и вывод не правильный.В трансах пор и в помине нет.В яшмах тоже.Чуток имеется в вашитах.Иногда,вместо теоритезирования,лучше немножко практики.Хотя бы из интереса.О применении суспензии желтого бельгийца на софте уже писАл,а ща проверил и на хиндостане,вашите.Очень приятный результат получил.И другие суспензии пробовал.Для всякого случая свой вариант.Да и поры как могут работать?LyapaDara писал(а): А те же яшма и арканзас работают своими порами и эти вершинки срубают.
С уважением,1shiva
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 3 гостя