Заточка подвижным абразивом с контролем по бликам от Дмитрича
Модератор: тень
Заточка ножа
============
Эта статья - не канон и не догма, а скорее, информация к размышлению, как и чем можно точить нож - "от Дмитрича".
На первой фотке, затуманено представлен набор моих инструментов.
Слева направо -
надфиль алмазный грубый;
надфиль алмазный тонкий;
алмазный оселок;
оселок мягкий А20 с пропиткой силикатным клеем;
оселок немецкий 600;
набор из 5-и доводочных притиров с наклеенными на них посредством двухстороннего скотча мелкой наждачной бумагой с зерном от 600 до 2500 (запас шкурки внизу с наклеенным двусторонним скотчем снизу с которого не снята пока желтая обкладка);
керамическая пластинка;
стальная пластинка, с наклеенной на нее тем же скотчем лавсановая карандашная калька (на ее куске и лежит пластинка), с нанесенным на ее матовую поверхность слоем пасты ГОИ.
На фото2 рассмотрите все подробнее и как я начинаю проверку состояния фаски 600-м оселком.
Направление попеременно - перпендикулярно груди и параллельно груди без изменения положения разворота правой руки - я это Вам описывал ранее - 90 градусов к линии РК. Тут и выявляются все выпуклости и неровности фаски.
Клинок ребром обуха опирается на стол и повернут по оси, чтобы фаска была параллельна вашим движениям (будто лежит на крыше, которая мне уже не нужна).
На фотках 3 и 4 - положение фасок при работе.
Для работы по бликом на фото 5 показана моя установка - лупа с подставкой и диодная китайская лампа.
Лампа расположена слева и посылает свои лучи параллельно моей груди, что обеспечивает мне яркий белый цвет бликов рисок при движении перпендикулярно груди и черный цвет при движении вдоль груди.
После проверки состояния фаски выбираю инструмент, с которого мне надо начать доводку - либо вернуться к надфилям, или перейти к притирам.
Перехожу от инструмента к инструменту в их последовательности.
Не надо делать длинных ходов, достаточно 10....15мм с небольшим нажимом и так по шагам все лезвие с 2-х сторон. Старайтесь добиться чистоты цвета бликов - на черном не должно оставаться белого, как пятен, так и рисок, а на белом черных - это укажет на то, что Вы вывели все риски от предыдущего размера абразива.
Старайтесь дотягивать блик до РК, что является гарантией заострения.
После притиров со шкуркой можно перейти к шаржированным притирам из чугуна, а можно, наклеив лавсановую кальку, нанести абразив на нее.
Заканчиваю обычно стеклянной пластинкой с пастой на основе прокаленного глинозема, которая тоже наклеена скотчем на металлическую пластинку по типу притиров, а движения остаются прежними.
Освоив этот метод - Вы получите лезвие очень хорошей остроты и стойкости, если не будете сильно давить при обработке. Ножик брил предплечье уже после немецкого оселка 600.
После изложенной выше процедуры лезвие правится на коже, на ее внешней ворсовой стороне, которая наклеена мездровой частью на твердую ровную пластину - движения как при правке бритв с очень слабым нажимом. Поверьте - нож бреет волосы НАД предплечьем и строгает на весу.
На рисунке ниже "Крыша"
--- одна из схем приспособ для получения плоской фаски:
Дополнительная подставка (справа, контуром) дает дополнительную опору бруску.
На этом пока закончу.
УДАЧИ!
С большим к Вам уважением, Дмитрич.
============
Эта статья - не канон и не догма, а скорее, информация к размышлению, как и чем можно точить нож - "от Дмитрича".
На первой фотке, затуманено представлен набор моих инструментов.
Слева направо -
надфиль алмазный грубый;
надфиль алмазный тонкий;
алмазный оселок;
оселок мягкий А20 с пропиткой силикатным клеем;
оселок немецкий 600;
набор из 5-и доводочных притиров с наклеенными на них посредством двухстороннего скотча мелкой наждачной бумагой с зерном от 600 до 2500 (запас шкурки внизу с наклеенным двусторонним скотчем снизу с которого не снята пока желтая обкладка);
керамическая пластинка;
стальная пластинка, с наклеенной на нее тем же скотчем лавсановая карандашная калька (на ее куске и лежит пластинка), с нанесенным на ее матовую поверхность слоем пасты ГОИ.
На фото2 рассмотрите все подробнее и как я начинаю проверку состояния фаски 600-м оселком.
Направление попеременно - перпендикулярно груди и параллельно груди без изменения положения разворота правой руки - я это Вам описывал ранее - 90 градусов к линии РК. Тут и выявляются все выпуклости и неровности фаски.
Клинок ребром обуха опирается на стол и повернут по оси, чтобы фаска была параллельна вашим движениям (будто лежит на крыше, которая мне уже не нужна).
На фотках 3 и 4 - положение фасок при работе.
Для работы по бликом на фото 5 показана моя установка - лупа с подставкой и диодная китайская лампа.
Лампа расположена слева и посылает свои лучи параллельно моей груди, что обеспечивает мне яркий белый цвет бликов рисок при движении перпендикулярно груди и черный цвет при движении вдоль груди.
После проверки состояния фаски выбираю инструмент, с которого мне надо начать доводку - либо вернуться к надфилям, или перейти к притирам.
Перехожу от инструмента к инструменту в их последовательности.
Не надо делать длинных ходов, достаточно 10....15мм с небольшим нажимом и так по шагам все лезвие с 2-х сторон. Старайтесь добиться чистоты цвета бликов - на черном не должно оставаться белого, как пятен, так и рисок, а на белом черных - это укажет на то, что Вы вывели все риски от предыдущего размера абразива.
Старайтесь дотягивать блик до РК, что является гарантией заострения.
После притиров со шкуркой можно перейти к шаржированным притирам из чугуна, а можно, наклеив лавсановую кальку, нанести абразив на нее.
Заканчиваю обычно стеклянной пластинкой с пастой на основе прокаленного глинозема, которая тоже наклеена скотчем на металлическую пластинку по типу притиров, а движения остаются прежними.
Освоив этот метод - Вы получите лезвие очень хорошей остроты и стойкости, если не будете сильно давить при обработке. Ножик брил предплечье уже после немецкого оселка 600.
После изложенной выше процедуры лезвие правится на коже, на ее внешней ворсовой стороне, которая наклеена мездровой частью на твердую ровную пластину - движения как при правке бритв с очень слабым нажимом. Поверьте - нож бреет волосы НАД предплечьем и строгает на весу.
На рисунке ниже "Крыша"
--- одна из схем приспособ для получения плоской фаски:
Дополнительная подставка (справа, контуром) дает дополнительную опору бруску.
На этом пока закончу.
УДАЧИ!
С большим к Вам уважением, Дмитрич.
Николай, спасибо большое за помощь.
Эту подборку сделал по мотивам нашей с ним переписке
Василий Иванович (ник на Ганзе - Mutant) в 2008 году, огромная ему благодарность за это.
Клинок работы известного мастера кузнеца из Екатеринбурга Антона Елистратова(ник на Ганзе - АнтонЕ) качество РК отменное.
С большим к Вам уважением, Дмитрич
Эту подборку сделал по мотивам нашей с ним переписке
Василий Иванович (ник на Ганзе - Mutant) в 2008 году, огромная ему благодарность за это.
Клинок работы известного мастера кузнеца из Екатеринбурга Антона Елистратова(ник на Ганзе - АнтонЕ) качество РК отменное.
С большим к Вам уважением, Дмитрич
Николай, извините, но первых 2 фото ну уж сильно странно выглядят, да же рассмотреть толком не получается. Конкретно притир со шкуркой заинтересовал.
это просто гладкая стальная пластинаAlex.P писал(а): Конкретно притир со шкуркой заинтересовал.
с наклеенной на неё двусторонним скотчем наждачной шкуркой
в некоторых случаях ( для получения более тонкой отделки поверхности )
шкурка искусственно засаливается пастой ГОИ
Понял, спасибо.
Ну и Дмитричу, конечно, большое спасибо за доходчивое разъяснение. Действительно, все выглядит ясным и понятным, осталось руки поставить
Ну и Дмитричу, конечно, большое спасибо за доходчивое разъяснение. Действительно, все выглядит ясным и понятным, осталось руки поставить
Очень интересно, спасибо!
Сегодня обязательно попробую.
Сегодня обязательно попробую.
Уважаемые друзья коллеги, долго не выносил эту методу на всеобщее обозрение.
Причиной тому боязнь за некоторых из Вас, что эта метода заточки станет для некоторых из Вас основной.
Эта методика дает возможность задать угол по величине подвода алмазным надфилем и довести подводы до зеркала, оставляя их плоскими, по Вашему желанию или выполнить конвекс любой который Вы пожелаете.
При работе по бликам особое значение имеет нажим при работе - он должен быть минимальным в начале и необходимым по величине для выведения блика нужной формы, но всегда разумно минимальным.
Эта методика особо применима в длительных полевых работах, так как не требует большого по объему набора инструментов - все они умещаются в футляре для очков, но ими можно заточить и топор до бритья.
Многие мои друзья картографы и изыскатели используют эту методику в поле и теперь уже и дома - заразительная она какая-то, наверно по тому, что процесс заточки по ней не занимает много времени потому, что Вы всегда видите где и как идет обработка и не тратите время на холостые проходы по подводу, но постоянно видите как ведут себя риски в районе РК.
Удачи!!!
С большим к Вам уважением, Дмитрич.
Причиной тому боязнь за некоторых из Вас, что эта метода заточки станет для некоторых из Вас основной.
Эта методика дает возможность задать угол по величине подвода алмазным надфилем и довести подводы до зеркала, оставляя их плоскими, по Вашему желанию или выполнить конвекс любой который Вы пожелаете.
При работе по бликам особое значение имеет нажим при работе - он должен быть минимальным в начале и необходимым по величине для выведения блика нужной формы, но всегда разумно минимальным.
Эта методика особо применима в длительных полевых работах, так как не требует большого по объему набора инструментов - все они умещаются в футляре для очков, но ими можно заточить и топор до бритья.
Многие мои друзья картографы и изыскатели используют эту методику в поле и теперь уже и дома - заразительная она какая-то, наверно по тому, что процесс заточки по ней не занимает много времени потому, что Вы всегда видите где и как идет обработка и не тратите время на холостые проходы по подводу, но постоянно видите как ведут себя риски в районе РК.
Удачи!!!
С большим к Вам уважением, Дмитрич.
-
- Прапорщик
- Сообщения: 1894
- Зарегистрирован: 05 окт 2009, 13:11
- Страна: Российская Федерация
- Откуда: Сибирь
Владимир Дмитриевич и Николай - спасибо большое за Ваш труд!
===Дополнительная подставка (справа, контуром) дает дополнительную опору бруску.==
Из какого материала порекомендуете, как избежать забивания абразива материалом подставки?
С уважением.
===Дополнительная подставка (справа, контуром) дает дополнительную опору бруску.==
Из какого материала порекомендуете, как избежать забивания абразива материалом подставки?
С уважением.
Рисунок подставки к крыше это просто схема, попала из другой переписке.
Подставка может быть ниже или выше на толщину пластины, на которой закреплен абразив прихватом, скотчем или клеем. Можно сам абразив заклеить скотчем в районе контакта его со стойкой, главное, чтобы его траектория движения была параллельна основанию.
Подобная схема применялась с притирами - они мало изнашиваются, для оселков редко - заметно дает знать износ, а отсюда не подконтрольность.
С большим к Вам уважением, Дмирич.
Подставка может быть ниже или выше на толщину пластины, на которой закреплен абразив прихватом, скотчем или клеем. Можно сам абразив заклеить скотчем в районе контакта его со стойкой, главное, чтобы его траектория движения была параллельна основанию.
Подобная схема применялась с притирами - они мало изнашиваются, для оселков редко - заметно дает знать износ, а отсюда не подконтрольность.
С большим к Вам уважением, Дмирич.
Спасибо Владимир Дмитриевич мне как начинающему, очень полезная информация.
Прошу,прощения,но у меня как то не укладывается в голове,картографы в поле для такого метода заточки носят с собой лупу с подставкой?И еще один момент,на представленном на фото ноже достаточно широкая фаска которую в принципе достаточно просто поймать,а если она будет в 2 или более раза уже, лично я извазюкаю надфилем все подводы и завалю кромку на ноже,даже работая без нажима,пока ее поймаю.С подвижным ножом и неподвижным абразивом все это получается без особых проблем а наоборот-это помоему киборгом нужно быть чтобы все аккуратно получилось.Еще раз извиняюсь за свою непонятливость.
Уважаемый keks007, лупу с собой таскать не обязательно.
С уважением, Дмитрич
С уважением, Дмитрич
-
- Сообщения: 94
- Зарегистрирован: 11 ноя 2009, 01:27
30 минут ждал появления фото , только рамочки....позже гляну. Спасибо.
Попробовал сегодня с утра перед уходом на работу данньiй метод. Без дополнительного освещения и оптики (не считая своей на носу).
Результат понравился больше чем я мог ожидать. До етого мне просто не удавалось делать подвод прямьiм, он постоянно бьiл линзой и при переходе на тонкие камни ужас усугублялся. Отлично видно как ложится риска наблюдая за подводом сквозь короткие и частьiе движения бруска, такой себе стробоскоп. Есть небольшое неудобство: мокрьiй и мягкий камень оставляет после себя грязь и тут приходится останавливаться и протирать железку, а потом опять приноравливаться, что вносит некий сумбур в гладко уложенньiе риски.
Кстати я позволил себе оступить от оригинального способа удержания ножа при заточке: на свой верстак присобачиваю доску шириной сантиметров 20таким образом, что она образует нижнюю палку буквьi "Т". Кладу нож левой рукой на доску так, как на едж-про, а при заточке обратной стороньi делаю точно так же но спротивоположной стороньi с той только разницей, что левая рука как бьi обнимает ету самую доску. Ну и, понятное дело клинок поворачиваю при работе на изгибе. Рассеянньiй дневной свет справа.
П.С. Прошу пардону за свой русский.
Результат понравился больше чем я мог ожидать. До етого мне просто не удавалось делать подвод прямьiм, он постоянно бьiл линзой и при переходе на тонкие камни ужас усугублялся. Отлично видно как ложится риска наблюдая за подводом сквозь короткие и частьiе движения бруска, такой себе стробоскоп. Есть небольшое неудобство: мокрьiй и мягкий камень оставляет после себя грязь и тут приходится останавливаться и протирать железку, а потом опять приноравливаться, что вносит некий сумбур в гладко уложенньiе риски.
Кстати я позволил себе оступить от оригинального способа удержания ножа при заточке: на свой верстак присобачиваю доску шириной сантиметров 20таким образом, что она образует нижнюю палку буквьi "Т". Кладу нож левой рукой на доску так, как на едж-про, а при заточке обратной стороньi делаю точно так же но спротивоположной стороньi с той только разницей, что левая рука как бьi обнимает ету самую доску. Ну и, понятное дело клинок поворачиваю при работе на изгибе. Рассеянньiй дневной свет справа.
П.С. Прошу пардону за свой русский.
этот метод на самом деле
гораздо интереснее и богаче возможностями,
чем может показаться на первый взгляд
например, он позволяет очень экономно и эффективно использовать для заточки
даже маленькие кусочки натуральных японских водных камней
типа тех, которыми японцы делают полировку своих мечей
(Hazuya, Jizuya, Fingerstones и т.п.)
то, что его разновидность активно использует Shosui Takeda
http://www.youtube.com/watch?v=jM8U3AHvLa4
тоже о чем-то говорит....
гораздо интереснее и богаче возможностями,
чем может показаться на первый взгляд
например, он позволяет очень экономно и эффективно использовать для заточки
даже маленькие кусочки натуральных японских водных камней
типа тех, которыми японцы делают полировку своих мечей
(Hazuya, Jizuya, Fingerstones и т.п.)
то, что его разновидность активно использует Shosui Takeda
http://www.youtube.com/watch?v=jM8U3AHvLa4
тоже о чем-то говорит....
-
- Подпоручик
- Сообщения: 3079
- Зарегистрирован: 11 дек 2010, 23:55
В советское время выпускали охотничьи ножи из какой то мягкой нержи, стоил такой около 6 рублей.Самый удобный,и с наилучшим результатом у меня получалось точить его именно таким способом. В качестве абразива два напильника-"крупный" и "мелкий". Прикрепить шкурку на притир - я не догадался,но ножик на охоте продукты и так нормально резал.
посмотрите вот это:Mestnoe vremia писал(а): Подскажите. Какие должны быть блики и как их правильно использовать?
http://www.knifehelp.net/pages...chej-kromki.php
- Grinderman
- Зауряд-прапорщик
- Сообщения: 1385
- Зарегистрирован: 31 окт 2009, 12:13
- Страна: Российская Федерация
- Откуда: Санкт-Петербург
- Контактная информация:
Серьезный вопрос. Кто ответит?Mestnoe vremia писал(а):... Какие должны быть блики и как их правильно использовать?
- Grinderman
- Зауряд-прапорщик
- Сообщения: 1385
- Зарегистрирован: 31 окт 2009, 12:13
- Страна: Российская Федерация
- Откуда: Санкт-Петербург
- Контактная информация:
Сей метод хорош для того случая, когда приходится делать заточку с переменным углом.
Например, когда мы имеем дело с "ломовидным" клинком и при постоянном угле заточки происходит значительное расширение РК к острию клинка.
Кстати, сей метод можно применять и на ПРО-версии.
При помощи угломера выставляем необходимый угол заточки, а абразивами работаем в горизонте, как учил Дмитрич.
(Т.е., Дмитрич верно отметил, что человеку легче удерживать инструмент в горизонтальном положении, нежели под определенным углом.
До этой простой истины я бы сам долго доходил)
На прямом участке клинка работаем под одним углом, а приближаясь к острию плавно увеличиваем угол, тем самым добиваясь одинаковой ширины подводов.
Например, когда мы имеем дело с "ломовидным" клинком и при постоянном угле заточки происходит значительное расширение РК к острию клинка.
Кстати, сей метод можно применять и на ПРО-версии.
При помощи угломера выставляем необходимый угол заточки, а абразивами работаем в горизонте, как учил Дмитрич.
(Т.е., Дмитрич верно отметил, что человеку легче удерживать инструмент в горизонтальном положении, нежели под определенным углом.
До этой простой истины я бы сам долго доходил)
На прямом участке клинка работаем под одним углом, а приближаясь к острию плавно увеличиваем угол, тем самым добиваясь одинаковой ширины подводов.
-
- Подпоручик
- Сообщения: 3079
- Зарегистрирован: 11 дек 2010, 23:55
Когда подгоняешь при слесарке напильником деталь,то точишь сначала под одним углом, потом риски делаешь под другим -видно, где напильник снимает металл.То же самое при работе бруском,только после бруска риски-канавки мельче, поэтому важно направление света, которое и помогает увидеть, где точит брусок. Точилки типа эгже это,в принципе, тот же способ,и то же что и крыша от Дмитрича,только дороже. Вы ловите угол,поворачивая лезвие,смотрите на место, где точит брусок.grinderman писал(а): Originally posted by Mestnoe vremia:
... Какие должны быть блики и как их правильно использовать?
Серьезный вопрос. Кто ответит?
А это абразивы? Или под шкурки?
это очень хорошая техническая яшма.pashaa писал(а): А это абразивы? Или под шкурки?
Порезана в удобный для моих задач размер и прекрасно доведена.
Брусочки практически невесомые, при этом достаточно прочные и очень жесткие.
За счёт чего они дают превосходный контроль над давлением и тактильными ощущениями (шорохом).
Спасибо Sergej_K!
Позвольте показать те блики, которые вижу при заточке я.
Не вышел на кромку:
Слева доточил, справа нет:
Вроде попадаю, есть небольшие светлые пятнышки, их хорошо видно и удобно ловить:
Или вот сегодня точил:
Пользуясь случаем хочу поблагодарить Николая и Владимира Дмитриевича за чудесный способ контроля заточки.
Не вышел на кромку:
Слева доточил, справа нет:
Вроде попадаю, есть небольшие светлые пятнышки, их хорошо видно и удобно ловить:
Или вот сегодня точил:
Пользуясь случаем хочу поблагодарить Николая и Владимира Дмитриевича за чудесный способ контроля заточки.
А какое освещение при таком способе контроля лучше: естественное или ламповое, рассеянный свет или направленный?
А какое освещение при таком способе контроля лучше: естественное или ламповое, рассеянный свет или направленный?
направленный поток параллельных лучейцитата:
Originally posted by darki83:
какое освещение при таком способе контроля лучше: естественное или ламповое, рассеянный свет или направленный?
рассеянный свет не даст никаких бликов.
Более подробно об этом я рассказывал на семинаре. И даже давал наглядную модель объясняющую появление бликов и условия при которых они будут видны.
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 5 гостей