Поморский нож
Модератор: тень
У самого есть такие сомнения, это с одной стороны. С другой стороны - цели сделать реплику не ставилось. Задача была определиться и реализовать совокупность взглядов, понимание и трактовка поморского ножа при современном его материальном отсутсвии. Камбалка тут не в счет, это все же достаточно специальный нож.Дулька (выступ) зря, имхо.
Россия прошла через столько перемен, что многое утратила. Касательно севера - запрет плавания в Мангазею морским путем под страхом смертной казни при Михаиле Фёдоровиче, запрет на постройку традиционных судов при Петре Алексеивече, современные квоты на вылов рыбы это то что больнее всего ударило по традиции. А сколько мелких уколов? Грумант и тот норвегам отдали... Конечно, все можно объяснить экономическими/политическими интересами... вот только чьими? Уж ни как не поморов.
Но это отдельная тема не для здешнего обсуждения.
Про выступ же, если сбоку посмотреть, то сам я предпочитаю чтоб на рукояти была какая то осязательная метка для пальца, что острое лезвие уже рядом, при этом развитые подпальцевые выемки, упоры на больстере, как то уже руке не нравятся.
Ну и опять же удержание клинка в ножнах
Хотя все равно в сомнениях и отчасти с вами согласен.
-
- Фельдфебель
- Сообщения: 694
- Зарегистрирован: 23 фев 2013, 14:39
- Страна: Российская Федерация
- Откуда: Петрозаводск
Молодец.
В продолжение темы
На сей раз изменил конструкцию ножен без отклонений от генеральной линии, и загнул хвостовик с образованием проушины.
Ну еше рукоять набрана из бересты и сувели березы. Проставки кожаные, оковка и навершие из латуни. В остальном то же что и в первом варианте.
Шнуровка ближе к прототипам.
поясная муфта, конечно, "не по феншую". но ремешки за пояс вязать как то не современно. Хотя может я и не прав
Мне подумалось что такой шов в данном месте будет вполне уместен.
Такая получилась проушина. Можно темляк прицепить
Вообще то рукоять не 12 см а покороче. Перспективные искажения
Сувелька покрыта морилкой пропитана горячим льняным маслом, и навощена мастикой из пчелиного воска с канифолью
Той же морилкой тонированы ножны
ну, как то так
На сей раз изменил конструкцию ножен без отклонений от генеральной линии, и загнул хвостовик с образованием проушины.
Ну еше рукоять набрана из бересты и сувели березы. Проставки кожаные, оковка и навершие из латуни. В остальном то же что и в первом варианте.
Шнуровка ближе к прототипам.
поясная муфта, конечно, "не по феншую". но ремешки за пояс вязать как то не современно. Хотя может я и не прав
Мне подумалось что такой шов в данном месте будет вполне уместен.
Такая получилась проушина. Можно темляк прицепить
Вообще то рукоять не 12 см а покороче. Перспективные искажения
Сувелька покрыта морилкой пропитана горячим льняным маслом, и навощена мастикой из пчелиного воска с канифолью
Той же морилкой тонированы ножны
ну, как то так
Еще не наелся темой поморского ножа и сотворил очередной.
Клинок 118 мм, двойной клин, толщина обуха (у больстера) 3 мм. ширина 25,5 мм, сталь теоретически ШХ15 (наружная обойма шарикового подшипника)
Рукоять 111 мм по спинке, 106 мм по брюшку. Сечение - яйцо 26,3Х18 мм у больстера, 31Х22 мм у навершия.
Больстер и навершие - рог лося, сама рукоять - береста и сувель березы
Ножны по описанной ранее технологии. Шнуровка, она же подвес, из паракорда. Это крепче и практичней кожаных ремешков.
Клинок 118 мм, двойной клин, толщина обуха (у больстера) 3 мм. ширина 25,5 мм, сталь теоретически ШХ15 (наружная обойма шарикового подшипника)
Рукоять 111 мм по спинке, 106 мм по брюшку. Сечение - яйцо 26,3Х18 мм у больстера, 31Х22 мм у навершия.
Больстер и навершие - рог лося, сама рукоять - береста и сувель березы
Ножны по описанной ранее технологии. Шнуровка, она же подвес, из паракорда. Это крепче и практичней кожаных ремешков.
Этот понравился особенно.
Есть такая книжка: Окладникков А.П. Русские полярные мореходы XVII века у берегов Таймыра. Издательство Главсевморпути Москва 1948
где на 100-й странице можно прочитать про
Может это надо в историческое?
Ну уж такая тема получилась историческо-мастеровая
где на 100-й странице можно прочитать про
прогрессивное влияние передовой культуры великого русского народа
Фразу "такая инкрустация в быту туземцев Сибири уцелела до настоящего времени, как элемент национальной культуры." надо воспринимать с учетом того что книга издана в 1948 году.Внимательное рассмотрение находок на острове Фаддея и в заливе Симса дает ряд интересных данных для освящения этой проблемы, данных тем более важных, что они относятсяя к столь раннему времени.
Первый такой факт - наличие у русских мореходов ножей, рукояти которых инструктированы оловянными узорами.
Ивестно, что такая инкрустация в быту туземцев Сибири уцелела до настоящего времени, как элемент национальной культуры.
Но в таймырской коллекции русское происхождение ножей не вызывает никаких сомнений. Русские мореходы
везли с собой также олово, которое употреблялось для заливки узора. Коренные же жители Таймыра и соседних с ним областей, разумеется, собственного олова не имели. Уже одно это обстоятельство дает право поставить возникновение оловянной инкрустации у народов Крайнего Севера в прямую зависимость от торговых операций русских купцов, при посредстве которых олово стало впервые поступать на Север в сколько-нибудь значительных количествах. Очевидно, до распространения олова не могло быть и оловянной инкрустации!
Ножи, украшенные оловянной инкрустацией, были личной собственностью русских путешественников, а вместе стем они несомненно являются и самыми древними образцами подобного рода, потому что все остальные этнографические образцы, известные в настоящее время, не старше XIX века, то-есть на двести лет моложе их.
Есть, следовательно, основания считать, что инкрустированные ножи из таймырской коллекции - являются одними из тех исконно русских образцов, которым впоследствии стали широко подражать все остальные жители Севера, воспринявшие русскую моду XVI - XVII столетий.
Может это надо в историческое?
Ну уж такая тема получилась историческо-мастеровая
Очень интересно, послежу. Ножи харизматичные очень!
Да вроде как с декабря прошлого года, просто продолжаю развивать, и выкладываю получившиеся.свежая тема..
Хорошо получается, не бросайте.HarryA писал(а): просто продолжаю развивать
-
- Прапорщик
- Сообщения: 2768
- Зарегистрирован: 17 дек 2014, 22:14
Хорошая затея!
Да, в этом была некоторая мотивацияДостойный ответ финикам, шведам и всяким там якутам))))
Отличная тема .
Никаких "якутских мифов".
Серьёзная теоритическая база , серьёзное ответственное исполнение предмета .
Ножи подобного типа , более простого исполнения , видел сам на Таймыре .
Замечательная работа .
Никаких "якутских мифов".
Серьёзная теоритическая база , серьёзное ответственное исполнение предмета .
Ножи подобного типа , более простого исполнения , видел сам на Таймыре .
Замечательная работа .
Хорошие ножи. Каждый новый. Описание интересное. Про обливку оловом узнал впервые.
-
- Подпрапорщик
- Сообщения: 944
- Зарегистрирован: 23 дек 2008, 13:00
С оловом замечательно смотрится.
Скажите, а заказать такого типа нож с обливкой рукояти оловом и с клинком не более 100 мм можно? И сколько это будет стоить?HarryA писал(а): Да, в этом была некоторая мотивация
Изначально написано Vetus cat:
Скажите
Ответил РМ
Мифов своих хватаетНикаких "якутских мифов".
"Поморская быль "Для увеселения" (о двух братьях) Бориса Шергина, по которой создан мультфильм
Эпитафия братьев Личутиных самим себе:
Корабельные плотники Иван с Ондреяном
Здесь скончали земные труды,
И на долгий отдых повалились,
И ждут архангеловой трубы.
Осенью 1857 года
Окинула море грозна непогода.
Божьим судом или своею оплошкой
Карбас утерялся со ссснастьми и припасом,
И нам, братьям, досталось на здешней корге
Ждать смертного часу.
Чтобы ум отманить от безвременной скуки,
К сей доске приложили мы старательные руки:
Ондреян ухитрил раму резьбой для увеселения,
Иван летопись писал для уведомления,
Что родом мы Личутины, Григорьевы дети,
Мезенски мещана.
И помяните нас, все плывущие
В сих концах моря-окияна.
Мужики от безысходности да чтоб умом не тронуться ножами по доске резали
Ну а мы продолжим реконструировать каким он был нож поморов
Значится общие характеристики "поморского" ножа, как я их вижу, я уже приводил, но было предложено сделать ножик с клинком 170х30х5 мм деревянной рукоятью облитой оловом с оловянным же заплечиком (больстером) и оловянным навершием. Конструкция ножен предлагалась на усмотрение дерево или кожа, я настоял на "мангазейской" конструкции.
За прототип взята эта картинка
Это из находок в заливе Симса (восточное побережье Таймыра)
Размеры и надписи не суть, главное идея
в итоге получилось вот что
В данном изделии не использовался клей. Из современного хоть и вощеная но все ж капроновая нить, да обувной воск (но тот таки на натуральной основе). Можно было конечно и пчелиным воском кожу обработать, но это все таки не полная реконструкция. Клинок из рельсы, а не из сыродутного железа полученного из болотной руды.
Значится общие характеристики "поморского" ножа, как я их вижу, я уже приводил, но было предложено сделать ножик с клинком 170х30х5 мм деревянной рукоятью облитой оловом с оловянным же заплечиком (больстером) и оловянным навершием. Конструкция ножен предлагалась на усмотрение дерево или кожа, я настоял на "мангазейской" конструкции.
За прототип взята эта картинка
Это из находок в заливе Симса (восточное побережье Таймыра)
Размеры и надписи не суть, главное идея
в итоге получилось вот что
В данном изделии не использовался клей. Из современного хоть и вощеная но все ж капроновая нить, да обувной воск (но тот таки на натуральной основе). Можно было конечно и пчелиным воском кожу обработать, но это все таки не полная реконструкция. Клинок из рельсы, а не из сыродутного железа полученного из болотной руды.
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 10 гостей