Поморский нож
Модератор: тень
Никак не дают мне покоя ножны.
Деревянный вкладыш понятно. Фиксация ножа в ножнах за рукоять тоже вопросов не вызывает. Практически везде на севере жесткие ножны с глубокой посадкой ножа. Но есть еще примеры разборных ножен?
В этой конструкции при удалении шнуровки вкладыш легко вынимается, причем можно и вместе с ножом.
Возможно я ошибаюсь, но мне видится, что это не с проста. С другой стороны ситуацию, когда в забитые снегом ножны с силой вогнали нож, что он там вмерз, представить конечно можно, однако сомнительно само такое пренебрежение.
Тем не менее, другой причины, кроме как возможность легкой очистки ножен от попавшего туда мусора, жира, снега. чему способствует и открытая со стороны обуха прорезь на всю длину вкладыша под клинок, я не нахожу.
В общем вопрос дискуссионный.
Деревянный вкладыш понятно. Фиксация ножа в ножнах за рукоять тоже вопросов не вызывает. Практически везде на севере жесткие ножны с глубокой посадкой ножа. Но есть еще примеры разборных ножен?
В этой конструкции при удалении шнуровки вкладыш легко вынимается, причем можно и вместе с ножом.
Возможно я ошибаюсь, но мне видится, что это не с проста. С другой стороны ситуацию, когда в забитые снегом ножны с силой вогнали нож, что он там вмерз, представить конечно можно, однако сомнительно само такое пренебрежение.
Тем не менее, другой причины, кроме как возможность легкой очистки ножен от попавшего туда мусора, жира, снега. чему способствует и открытая со стороны обуха прорезь на всю длину вкладыша под клинок, я не нахожу.
В общем вопрос дискуссионный.
не первый раз я располагаю рисунок на сгибе, и тут тиснение сделано на переломе
Казалось бы для чего украшательство если его и не видно когда нож на поясе? Да фиг знает как думали предки, я же пытаюсь делать как они и подражаю этому
Есть еще интересный момент. Шнуровка являющаяся конструктивным элементом (скрепляет кожаный чехол с вкладышем) и одновременно служащая подвесом, в данном исполнении несет еще одну функцию регулирует плотность посадки рукояти в ножнах. То есть, затягивая или ослабляя петлю охватывающую устье ножен, усиливаем фиксацию ножа в ножнах одновременно усложняя его извлечение, либо наоборот - облегчаем извлечение.
Мне видится, что такая возможность регулировки устья ножен выполненных из кожи и дерева и эксплуатируемых в диапазоне температур от -50 до +35 в самых различных условиях влажности, качество весьма положительное.
комплект нож/ножны довольно увесист и процессе эксплуатации, когда нож подвешен за шнуровку, например, к поясу, при изменении влажности происходит как бы саморегуляция устья ножен к рукояти. Нож своим весом и постоянными толчками при ходьбе подтягивает шнуровку.
Казалось бы для чего украшательство если его и не видно когда нож на поясе? Да фиг знает как думали предки, я же пытаюсь делать как они и подражаю этому
Есть еще интересный момент. Шнуровка являющаяся конструктивным элементом (скрепляет кожаный чехол с вкладышем) и одновременно служащая подвесом, в данном исполнении несет еще одну функцию регулирует плотность посадки рукояти в ножнах. То есть, затягивая или ослабляя петлю охватывающую устье ножен, усиливаем фиксацию ножа в ножнах одновременно усложняя его извлечение, либо наоборот - облегчаем извлечение.
Мне видится, что такая возможность регулировки устья ножен выполненных из кожи и дерева и эксплуатируемых в диапазоне температур от -50 до +35 в самых различных условиях влажности, качество весьма положительное.
комплект нож/ножны довольно увесист и процессе эксплуатации, когда нож подвешен за шнуровку, например, к поясу, при изменении влажности происходит как бы саморегуляция устья ножен к рукояти. Нож своим весом и постоянными толчками при ходьбе подтягивает шнуровку.
Парой постов назад я назвал ножны "Мангазейскими". Просто у меня нет информации чтоб ножны такого типа находили где нибудь еще кроме как в Мангазее и на Таймыре.
Кроме восточного направления поморы ходили на Грумант (Шпицберген)
Места то же не курортные. известна история описанная в книге Ле Руа 'Приключения четырех российских матрозов к Ост-Шпицбергену бурею принесенных' в которой рассказывается что из Мезени отправился корабль с четырнадцатью поморами для охоты на китов и моржей.
У одного из островов Шпицбергенского архипелага судно попало в ледяной затор. Алексей и Иван Химковы, Федор Веригин и Степан Шарапов добрались до острова и отыскали там хижину, которую когда-то соорудили поморы.
По этому сюжету Константин Бадигин написал книгу "Путь на Грумант" http://lib.ru/HIST/BADIGIN/grumant.txt
По мотивам книги снят фильм 'Море студеное' https://www.ivi.ru/watch/168174/descr1ption
Немало там побывало поморов, их, тех кто промышлял на Груманте, даже прозывали груманлане.
Немало побывало на Шпицбергене и археологических экспедиций. Только вот о ножах и ножнах мало информации в инете. Мне попадалась фото ножен с Груманта. К сожалению фото очень малоинформативное. Но ножны кожанные без вкладыша. Скорее современного финского типа, потому как не видно шва.
Кроме восточного направления поморы ходили на Грумант (Шпицберген)
Места то же не курортные. известна история описанная в книге Ле Руа 'Приключения четырех российских матрозов к Ост-Шпицбергену бурею принесенных' в которой рассказывается что из Мезени отправился корабль с четырнадцатью поморами для охоты на китов и моржей.
У одного из островов Шпицбергенского архипелага судно попало в ледяной затор. Алексей и Иван Химковы, Федор Веригин и Степан Шарапов добрались до острова и отыскали там хижину, которую когда-то соорудили поморы.
На острове они прожили шесть лет и три месяца. Выжили не все, Федор Веригин умер от цинги.Чтобы идти побыстрее да от тяжести случаем не потонуть, поморы грузу мало взяли. Всего и было, что ружье одно, рожок с порохом по три заряда на брата, пуль столько же, топор, котелок, ножик, муки мешочек - по пять фунтов на человека, огнянка с трутом, пузырь табаку да по трубке по деревянной курительной. А одежка - так вся та, что на них.
Наконец добрались. Видят: заледа - прибрежная земля, что подо льдом кроется. Отсюда до становой избы, как оказалось, меньше полуверсты всего и было. Нашли они станок-то. Затопили печку-глинянку без трубы. Дым по потолку растекся, вьется, колышется, до верха окошка набух, тучей квадратной черной налился, а ниже не опускается - утекает в щель оконца. Обогрелся домик, и порешили поморы переночевать в нем.
С рассветом, как угомонился ветер, заспешили поморы к своим - ан голо вокруг, ветер выволочный утащил, как есть, и лед и лодию с ним в океан.
По этому сюжету Константин Бадигин написал книгу "Путь на Грумант" http://lib.ru/HIST/BADIGIN/grumant.txt
По мотивам книги снят фильм 'Море студеное' https://www.ivi.ru/watch/168174/descr1ption
Немало там побывало поморов, их, тех кто промышлял на Груманте, даже прозывали груманлане.
Немало побывало на Шпицбергене и археологических экспедиций. Только вот о ножах и ножнах мало информации в инете. Мне попадалась фото ножен с Груманта. К сожалению фото очень малоинформативное. Но ножны кожанные без вкладыша. Скорее современного финского типа, потому как не видно шва.
По разборным ножнам.Это действительно грамотная и практичная конструкция.Сам столкнулся с таким эффектом-при разделке свиньи вставил нож в погружные ножны,а рукоятка была в свежей крови...Кожа + альбумины крови-тут же склеилось намертво,пытался в воде отмочить-фиг!Так и пришлось устье подрезать,а тут вон как-расшнуровал и порядок.Предки умнее были,мне такая конструкция не придумалась.Спасибо,запомнил.
Красота ! ножны такие самобытные, интересные !
и с каждой работой лучше и лучше !
и с каждой работой лучше и лучше !
Присодиняюсь.МухАН писал(а): Уважуха за копание в истории и воссоздание забытых технологий.
Тема очень интересная. И правильная. Спасибо автору!
Ждём продолжения.
Кстати, вспомнил один рассказ Д.Лондона, где янки дрался с индейцем на ножах из за женщины. Так у индейца был русский нож и он был длинней. Посмотреть бы в музеях Аляски на формы ножей и ножен, думаю, что много интересного можно узнать.
Ждём продолжения.
Кстати, вспомнил один рассказ Д.Лондона, где янки дрался с индейцем на ножах из за женщины. Так у индейца был русский нож и он был длинней. Посмотреть бы в музеях Аляски на формы ножей и ножен, думаю, что много интересного можно узнать.
"Сказание о Кише"рассказ Д.Лондона, где янки дрался с индейцем на ножах из за женщины
Скорее всего завезен российско-американской компанией.Так у индейца был русский нож
Изначально написано Yastreb09:
Кожа + альбумины крови-тут же склеилось намертво,пытался в воде отмочить-фиг!
Скорее так - альбумины + дубильные вещества, частично оставшиеся в коже. А пример хорош!
Изначально написано HarryA:
Скорее всего завезен российско-американской компанией.
Лейтенант Загоскин, сотрудник РАК и первый европеец прошедший по всему течению Юкона, писал про один из ножей, увиденных им у аборигенов, так: "Я сразу узнал нож якутской работы". Эти ножи попадали на Аляску через Берингов пролив ещё до того, как ими занялась Русско-Американская компания - Загоскин вопросами межаборигенной торговли специально занимался (его записки есть в Сети).
Спорить с Загоскиным не берусь, но в сказании о Кише времена несколько более поздние.Эти ножи попадали на Аляску через Берингов пролив ещё до того, как ими занялась Русско-Американская компания
выкладывал я тут ковку клиночка А вот ковку давно никто не выкладывал. ну вот и приодел его
Клинок 102х20х4 двойной клин
рукоять ~10 см ну это как измерять, больстер и тыльник наклонные. Сечение - "яйцо", больстера 21х14 у тыльника 24,7х15,9
Больстер и тыльник латунные, за больстером набор из бересты и балее сувель березы облитая оловом и стабиленая в "березовом соке". Проставка перед тыльником - кожа. Монтаж сквозной на эпоксидку с загибом хвостовика в проушину. В тыльнике медный гвоздик.
Ну и ножны к нему.
Вроде и нож недоросток а в целом не так уж и мало
это я просто примерял как он на поясе.
Клинок 102х20х4 двойной клин
рукоять ~10 см ну это как измерять, больстер и тыльник наклонные. Сечение - "яйцо", больстера 21х14 у тыльника 24,7х15,9
Больстер и тыльник латунные, за больстером набор из бересты и балее сувель березы облитая оловом и стабиленая в "березовом соке". Проставка перед тыльником - кожа. Монтаж сквозной на эпоксидку с загибом хвостовика в проушину. В тыльнике медный гвоздик.
Ну и ножны к нему.
Вроде и нож недоросток а в целом не так уж и мало
это я просто примерял как он на поясе.
Блин, очень здорово! Лет двадцать назад читал о такой технике в журнале емнип "вокруг света" за 83 год вроде. Там фигурировали толи эвенки толи якуты. Был описан процесс ковки клинка
на обухе вбитого в бревно топора. Потом вот такая техника облития оловом. Прям как в детстве побывал, вспомнил свои первые шаги в ножеделии). Спасибо вам!
на обухе вбитого в бревно топора. Потом вот такая техника облития оловом. Прям как в детстве побывал, вспомнил свои первые шаги в ножеделии). Спасибо вам!
-
- Прапорщик
- Сообщения: 2146
- Зарегистрирован: 02 окт 2010, 19:51
Изначально написано Yastreb09:
ППредки умнее были
Правильно говорить: "предки то не дураки были".
Ножики хорошие, ножны интересные, но исторические ножны на 9-13 век с таким вкладышем не встречаются. Только кожа. Или цельнодеревянные как на якутских.
А при чём здесь 9-13 век? Поморские ножи, о которых здесь говорится это 16-17 век. А учитывая что это северА, так и влияние местных традиций исключать нельзя.RashchektaI писал(а): Ножики хорошие, ножны интересные, но исторические ножны на 9-13 век с таким вкладышем не встречаются.
Изначально написано Vetus cat:
А при чём здесь 9-13 век? Поморские ножи, о которых здесь говорится это 16-17 век. А учитывая что это северА, так и влияние местных традиций исключать нельзя.
Все правильно, только те местные традиции, что нынче известны, появились, всего вероятней, как раз под влиянием русских.
из книги Окладникков А.П. Русские полярные мореходы XVII века у берегов Таймыра. Издательство Главсевморпути Москва 1948
Ножи, украшенные оловянной инкрустацией. Были личной собственностью русских путешественников, а вместе с тем они несомненно являются и самыми древними образцами изделий подобного рода, потому что все остальные этнографические образцы, известные в настоящее время. Не старше XIX века, то-есть на двести лет моложе их.
Есть, следовательно, основания считать, что инкрустированные ножи из таймырской коллекции - являются одними из тех исконно русских образцов, которым впоследствии стали широко подражать все остальные жители Севера, воспринявшие русскую моду XVI - XVII столетий.
и еще
Подобная инкрустация в быту туземцев сибири, долган и нганасан Таймыра, уцелела до второй половины XX века, как элемент национальной культуры. Однако русское происхождение ножей, найденных на Таймыре, не вызывает никаких сомнений. Русские мореходы везли с собой также и олово. Которое употреблялось для заливки узора. Коренные же жители Таймыра и соседних с ним областей, разумеется, собственного олова не имели.
Сохранилась у местных и форма ножен, чуть реже встречаются и конструкции "на подобии" типа у якутов
Изначально написано RashchektaI:
...но исторические ножны на 9-13 век с таким вкладышем не встречаются. Только кожа. Или цельнодеревянные как на якутских.
http://karbas.narod.ru/pomorknife/pomorknife.html
Статья не дописана, но основное там есть
Правда мой комп, при переходе по ссылке на вирусную угрозу ругается, но это ей богу не я. Это к владельцам хостинга.
Куда бы сайт перетащить, чтоб не было такой беды?
Изначально написано Ren Ren:С каждым разом всё лучше и лучше!
Спасибо на добром слове
Изначально написано Ren Ren:Если не секрет, олово какой марки используете?
Марка хз. Продавец не назвал, сказал только что чистое.
На самих прутках ничего кроме химического символа Sn (лат. Stannum) нет. Ну и по характерному хрусту похоже что продавец не соврал.
Спасибо, похоже в самом деле не соврал.
С каждым разом всё лучше и лучше!
Если не секрет, олово какой марки используете?
Если не секрет, олово какой марки используете?
Как то по рукоятям с оловянной инкрустацией возник вопрос, а почему больстер и наверншие не из белого металла? Ответом было отсутствие такого материала. В итоге мне подарили несколько "пятаков" из нержавейки из 18Х12 хз как дальше, что впрочем и не важно. Оно конечно, нейзильбер было бы может и лучше но 1)на безрыбье и рак рыба 2) на халяву и уксус сладкий
В общем а пуркуа бы и не па? Надо попробовать.
Был у меня клинок откованный из пружины (60С2ГФ), который и решил пустить на пробу. Решил шибко не заморачиваться и делать всадной монтаж. Навершие не делать. У больстера из нержи простенький узорчик, чисто глянуть как оно будет сочетаться олово и нержа. На рукоять пошла сувель березы (потом я ее застабилизировал). Нарисовал узор для рукояти, посмотрел, подумал и решил повторить его у навершия. Соответственно сделал и навершие из нержавейки. Поскольку хвост у клинка был уже обрезан под всадной монтаж то навершие пришлост "приколотить". Тут уж я гвоздей не пожалел
Когда обтачивал начерно рукоять обратил внимание что нержа не совпадает по цвету с оловом, поэтому решил поставить проставки из кожи, оно и с подгонкой проще.
В итоге получилось
Длина в ножнах 26 см
Клинок кованный двойной клин
Сталь 60С2ГФ длина клинка 139 мм толщина у больстера 3,2 мм ширина (mах) 23,7
Рукоять 112 мм по спинке, 107 мм по брюшку - стабилизированная сувель березы с инкрустацией оловом
больстер 24х17,6 мм и тыльник 26,7х19 мм из 18Х12 (нержавейка), проставки - кожа
Монтаж всадной (хвостовик 7 см) на эпоксидный клей.
В общем а пуркуа бы и не па? Надо попробовать.
Был у меня клинок откованный из пружины (60С2ГФ), который и решил пустить на пробу. Решил шибко не заморачиваться и делать всадной монтаж. Навершие не делать. У больстера из нержи простенький узорчик, чисто глянуть как оно будет сочетаться олово и нержа. На рукоять пошла сувель березы (потом я ее застабилизировал). Нарисовал узор для рукояти, посмотрел, подумал и решил повторить его у навершия. Соответственно сделал и навершие из нержавейки. Поскольку хвост у клинка был уже обрезан под всадной монтаж то навершие пришлост "приколотить". Тут уж я гвоздей не пожалел
Когда обтачивал начерно рукоять обратил внимание что нержа не совпадает по цвету с оловом, поэтому решил поставить проставки из кожи, оно и с подгонкой проще.
В итоге получилось
Длина в ножнах 26 см
Клинок кованный двойной клин
Сталь 60С2ГФ длина клинка 139 мм толщина у больстера 3,2 мм ширина (mах) 23,7
Рукоять 112 мм по спинке, 107 мм по брюшку - стабилизированная сувель березы с инкрустацией оловом
больстер 24х17,6 мм и тыльник 26,7х19 мм из 18Х12 (нержавейка), проставки - кожа
Монтаж всадной (хвостовик 7 см) на эпоксидный клей.
так вот вопрос:
Как уважаемое собрание смотрит на такую композицию?
Как уважаемое собрание смотрит на такую композицию?
-
- Поручик
- Сообщения: 5875
- Зарегистрирован: 28 янв 2017, 09:34
Не знаю,отношусь ли я к уважаемому да ещё и собранию-но мысли есть.Ножик безусловно ладно скроен и красив.Но-на сантиметр бы увеличить рукоять-и это ваше баловство с оловом оно зачем?Если как реконструкция-то конечно в музее это будет кстати.А в пользовании оно зачем?Пора переходить на серебро-вот оно было бы кстати.
А про обливку рукояти оловом не скажете пару слов? Какая технология?
- МухАН
- Подполковник
- Сообщения: 16138
- Зарегистрирован: 05 окт 2009, 20:04
- Страна: Российская Федерация
- Откуда: Самара
Классно все и смотрится прекрасно.
------------------
С уважением.
12Х18Н10 (ну может быть добавлено Т1) аустенитная нержа с широкой сферой применения, от кастрюль до хим. производств .18Х12
------------------
С уважением.
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 7 гостей