Артём, здравствуйте.
Простите, что долго собирался с мыслями.
Попробую ответить по порядку на основные вопросы.
Изначально написано Gate-keeper:
...
1. По элементам:
Относительно фигуры лунелло все понято (касаемо наложения), вопросов нет, кроме одного. Я с одной стороны и согласен, что "национальные" символы имеют место быть только в геральдике соответвующей страны, но! ведь исключений масса... это как, например, флер-де-лис, присутствующий в гербах на сайте г.ру., думается что врядли обоснование изображения данного символа заключается во французских корнях армигеров, либо же их прямым высоким происхождением. Конечно это сказано голословно, но судя по фамилии армигера можно ведь сделать некоторые предположения.
Здесь ключевая ошибка, Артём. Лилия не привязана к конкретной геральдической системе. Это общеупотребимый символ с богатой символикой. Лилией можно свободно пользоваться при соблюдении определённых условий. Например не помещать золотые лилии на лазурь и вообще не копировать способ употребления лилии королями Франции: не усеивать ими поле или не ставить три лилии (две и одна). Одну лилию с изменённой тинктурой - пользуйте на здоровье!
С лунелло ситуация совершенно другая. Лунелло в геральдике не существует без привязки к Португалии! Эта фигура встречается и в Испанских гербах, иногда даже во Франции, но все эти случаи обозначают либо португальский род, либо иную очень тесную связь с Португалией. Второй момент - лунелло всегда используется в качестве главной фигуры. Оно может быть в единственном числе, может подчиняться геральдическому правилу умножения (удвоения, утроения - вплоть до усеянного поля, но это главная фигура), Композиция, где лунелло сопровождают главную фигуру, сами выступая в роли второстепенных... Ну, мягко говоря, немыслима)) То есть формально правила не нарушены, а в геральдическом смысле полный абсурд.
Изначально написано Gate-keeper:
И вообще обоснование.. что это значит? Общепринятое мнение - толкование композиции герба как в целом, так и его отдельных элементов определяется, по большей части, самим гербовладелецем, естественно на основании компетентного мнения того, кто герб сочиняет, но все же.
Всё же - что?))
Изначально написано Gate-keeper:
Касаемо количества фигур в гербе, так понимаю это был основной камень преткновения (имею в виду высказывание "с точки зрения геральдической логики композиция в целом выглядит чудовищно..."
Поправьте меня, пожалуйста, если понял что-то не так.
Почему с точки зрения геральдической логики это выглядит чудовищно, надеюсь, теперь более понятно? Лунелло - недвусмысленное указание на Португалию. В гербе их может быть несколько, но не в качестве второстепенных сопровождающих фигур. Можно, например, поместить лунелло в лапы льву, но это будет атрибут льва, чётко указывающий на Португалию. Можно дать лунелло в клюв филину (опять-таки, понимая, что это будет символизировать Португалию). А окружать этими фигурами голову филина - нельзя))
Изначально написано Gate-keeper:
В моем понимании лунелло как фигура представляет собой пофазный ход луны по небосводу в течение "месяца", и так как она априори одна у нас на небе,
то и в гербе не может быть их несколько, происходит что-то типа множественности, так? Но ведь история знает множество гербов где полумесяцев изображено от нескольких до "усеянных" вариантов.
Увы, это только в вашем понимании. Брать фигуру только потому, что Вы придумали для неё подходящее Вам толкование и бездумно помещать её в герб, не обращая внимания на традиции её использования и общепринятое её значение в мировой геральдике.. - вот в этом и заключается некоторая "чудовищность")).
Здесь опять общая ошибка неофитов: принимая тот факт, что значение фигур в гербе, их толкование и причины помещения их в герб - это личное дела составителя герба и его владельца, неофиты приходят к ошибочному выводу, что использование фигур никак не регламентировано, что ни у кого нет монополии на ту или иную фигуру, и выбор определённой фигуры для герба - личное дело будущего владельца.
Дело это неподсудное и всем понятное - мы все прошли через это. Но это сродни детской болезни, которой нужно переболеть, чтобы получить иммунитет))
В геральдике есть значительное количество фигур "закреплённых" за определённым владельцем. И использование этих фигур или намёк на эти фигуры могут означать только родство, территориальную привязку, знак признания или иной вид близости к изначальному владельцу этой фигуры.
Эти фигуры могут быть узко территориальными, а могут распространяться на всю традиционную геральдику. Например, в Российской Империи наличие двуглавого орла или его части в гербе означало только одно - высочайшее пожалование. И никакая иная причина не была достаточной для помещения этой фигуры в герб частного лица любого сословия и титула. В современной России это будет обозначать акт воровства и присвоения себе чужого символа.
С лунелло - примерно такая же ситуация, только в масштабах общей геральдики. Лунелло = Португалия! Как Тулузский крест = Тулуза и ничто другое! Хотя сам крест очень красив и оригинален и может быть большой соблазн поместить его в личный герб. А крест, сопровождённый в углах четырьмя огнивами - это только Сербия. Даже, если он не серебряный, а лазоревый. Лунелло, кстати, это тоже крест. Только составленный из полумесяцев. Поэтому, можно сделать лунелло в косвенный крест, да ещё перекрестить кончики - но очень аккуратно и с пониманием того, что это будет обозначать с точки зрения традиционной геральдики. С уверенностью можно сказать одно: эта фигура не будет обозначать апрель! То есть она может обозначать апрель, но только в Вашей трактовке. Это как если бы кто-то нарисовал льва и утверждал, что лев символизирует трусость и жадность, потому что в природе он ведёт себя отнюдь не как царь зверей. В природе - одно, в нашей голове - другое, а в геральдике - свои устоявшиеся трактовки тех или иных символов.
Изначально написано Gate-keeper:
Я не Панасенко, чтобы развенчивать исключения касаемо всего, что есть в геральдике публично, высказываю свое мнение исключительно в частном порядке.
И это замечательно! Я это всячески приветствую))
Изначально написано Gate-keeper:
Поскольку геральдика это изобразительный язык символов, которые трактуются самим армигером, то почему нет?
Я сумел объяснить Вам ошибочность этого заявления чуть выше?
Изначально написано Gate-keeper:
Четыре лунелло - чем вам не обоснование для армигера, родившегося в апреле?
Ничем, уважаемый Артём! Абсолютно ничем! С этой точки зрения лучше использовать ущербный метод составления гербов по анкете и обозначать месяц животным из гороскопа! При всей неуклюжести этого способа, мы хотя бы не узурпируем чужой символ, только потому, что притянули к нему за уши подходящее нам толкование.
Если уж так нравится лунелло, можно взять его в единственном числе по примеру, предложенным Шелковенко, и перекрестить концы полумесяцев. Тогда будет совсем другая фигура, внешне напоминающая лунелло. Вполне подойдёт, если Вы хотите намекнуть в гербе о своём обожании Португалии и совершенно особом её месте в Вашем сердце))
Изначально написано Gate-keeper:
Ведь достаточно часто в гербах можно встретить изображение отдельных частей тела, кои могут быть в гербах не соответвующего количества в самом теле.
Понятно что людей множество, и пример не слишком хорош, чтобы сразу уловить мысль, но как раз подходит лучше всего.
Простите, не понял смысла.. Тот же полумесяц или солнце в небе одни, но в гербе их может быть несколько. Геральдический приём умножения. При чём здесь руки-ноги-головы? Рисуйте сколько хотите, если это соответствует геральдической логике и здравому смыслу. В конце концов, это же не обязательно запчасти одного организма!)) Тех же лунелло может быть несколько, я упомянул об этом выше.
Изначально написано Gate-keeper:
Я к тому, что гербовая композиция может складываться различным образом. Идея может быть отличной, но трудно изображаемой, в виде некой "ограниченности" символов, и, наоборот, изображается по всем правилам геральдики, герб оценивается высоко, но сама идея "ни о чем". Ни о чем... подразумевается, что можно было обыграть/поменять местами и получилось бы заметно лучше, а, главное, понятнее. Такой совет ведь был мне дан. Если герб должен вызывать определенные чувства, то надо ведь постараться и подобрать соответвующие символы.
Думается вы меня поймете, здесь вы приводили перерисованные варианты гербов, которые куда выгоднее смотрятся в вашем исполнении, нежели в "предыдущих" версиях.
Это как рисунок начинающего, и профессионала. Да, да, конечно я помню, что блазон первичен, что большинство символов имеют разнополюсную трактовку, но... ведь именно символы воспринимаются визуально гораздо понятнее, даже если, на первый взгляд, вызывают определенное недоумение, варианты трактования ведь все равно на ум приходят. И далее следует семантика.
Тоже не совсем понял о чём Вы. Простите, возможно просто туплю..
Мои версии известных гербов - просто примеры всего-навсего выгодного использования нормальной графики. Большинство гербов в примерах хорошо составлены, но плохо нарисованы. Здесь вопрос чистой эстетики. Хорошо нарисованный герб смотрится привлекательнее, даже, если блазон хромает. И наоборот: плохо нарисованный герб выглядит печально, даже при блестяще составленном блазоне.
Изначально написано Gate-keeper:
3. Касаемо шлемов:
Достаточно ясно написано, что стрелки, науши и прочие атрибуты могут/должны трактоваться как сословные. Не знаю полностью ли я согласен, хочу лишь услышать ваше мнение на мою точку зрения.
С одной стороны, понимаю, например, наличие в шлемах Михаила Константиновича элементов в виде образов повторяющих идею герба, но с другой стороны, не это ли способ не просто украсить шлем (читайте всю гербовую композицию в целом)? Ведь если обратиться к истории, имею в виду, хотя бы просмотреть фотографии/рисунки, то четко прослеживается тенденция, что все эти узоры имели место быть только в шлемах высшего сословия, на шлемах обычных ратников я их не встречал. Вот и риторический вопрос: почему сами атрибуты расцениваются как отсыл к сословности, а такая "декоративность" нет, хотя по сути является одним из ее проявлений. А так простите, складывается ощущение мы посовещались и я решил...
Вы немного путаете конкретные, предметные шлемы из реального мира и геральдические шлемы. Вторые произошли от первых, но живут по собственным, жёстко регламентированным правилам. Которые определяют, что все внешние элементы и украшения, говорят об определённом титуле. В той же Франции были регламентированы позолота и количество решетин и состояние забрала (опущенное-открытое). В Великобритании регламентированы фасоны шлемов и позолота их частей. В России специалистами принято, что бессословный шлем изображается в виде шишака русского пехотинца с сомкнутой спереди бармицей без внешних дополнительных украшений и элементов. А шишак с носовой стрелкой, наушами и защитой шеи - это уже внешние структурные элементы шлема, говорящие о том, что владелец герба принадлежит к древнему, допетровскому дворянству.
Есть, конечно, персонажи типа Панасенко и многих других, которые возражают, что с ними не посоветовались и они против, тем более, что "закону нету!"
Украшения шлема тоже бывают разными. Есть структурные украшения, которые выделяются и описываются, как отдельные элементы (позолота, шейные клейноды), а есть графические "украшения" которые служат только для красоты рисунка, не являясь при этом структурными, не описываются и трактуются, как разновидность дамасцировки. В бессословных шлемах Михаил Константиныча, да и других художников, включая Вашего покорного - именно такие.
Изначально написано Gate-keeper:
[B]
П.С. Конечно можно сказать, что все это "придирки на ровном месте", но если так думать, то согласитесь, любое утверждение можно подвергнуть сомнению.
На ум пришло высказывание, не так давно в кино ходили с женой - "Ничто не истина, все дозволено". )))
А вот это уже чистой воды панасенковщина. Изживайте это в себе!))
Я уже говорил, что геральдика - увлекательная игра. Игра контекстов и смыслов. Но играть в неё нужно по её несложным, но строгим правилам. Иначе это не геральдика, а уже, например, шахматы. Тоже очень интересная и сложная игра по несложным правилам, но никак не геральдика!
Изначально написано Gate-keeper:
[B]
2. По графике:
Вопрос стоит остро, согласен, думаю вы и сами видите смешение, не могу для себя пока определить стиль. Сложность, на мой взгляд, заключается в том, что видимо мало такой практики.
Было несколько вариантов сделано, если позволите, то скинул бы вам в почту. Нет, то хотел бы услышать ваше мнение насчет как изображать правильно, помимо того что вы уже здесь рекомендовали.
Общих правил, кроме того, что желательно соблюдать геральдический стиль, не существует. Сам геральдический стиль с трудом поддаётся описанию и относится скорее к вещам на грани чувствования. Понимание геральдического стиля достигается "насмотренностью" - длительным рассматриванием старинных гербовников, средневековой графики и произведений искусства того времени. Но может развиваться и трактоваться в каком угодно стиле - от романского, до промграфики и современных логотипов.
Кажется, ответил на всё. Но понимаю, что вопросов может остаться масса. Не стесняйтесь!))