Ничего- нормально...
Яр-хан взметнул хайберский нож, ударил тем ножом:
'О человек, ты так хотел! Зарезан пес Царем'.
© Д.Р. Киплинг, "Баллада о царской милости"
Долго вспоминал откуда появился пеш-кабз как резатель верблюдов:
Вот откуда:
++++++++++++
Harryflashman 19-12-2011 17:35
Насколько я знаю, иранский Пеш Кабз отличается именно своей кривизной клинка, Каруд - массивностью рукоятки.
Кстати, в Иране пеш-кабз зовут ещё шотокор: резатель верблюдов. Почему, никогда обьяснения не нашёл.
Xайберским ножом бандуру эту действительно англичане назвали. По-местному Салавар Ятаган.
Мне также говорили, что чура зовётся так из-за размера своего: чура или чурри на местном наречии - пустячок. Типа как Нимша
++++++++++++
Вот по цепям на ножнах кхайберов:
Тут либо одна либо вторая цепочки которые видимо служили для надевания на материю пояса пуштуна. Своего рода дополнительная фиксация от выпадания ножен из-за пояса. Т.о. лучше либо одну либо вторую цепь можно снять. Разница в типе ношения и в этнических мотивах (хайберов - как минимум два основных этнических исполнения(парванский, гератский, ect???)) При этом изменяется несколько угол ношения кхайбера за поясом. Грубо - чем меньше сам салавар - тем прямее подвес и цепочка на устье, чем крупнее клинок - тем больше угол ношения к поясу и цепочка на первой гайке. Кто их тут , блинклинтонсосвоейхилари их разберет!Есть и обратная ситуация. ;((((
Цепочки иногда заменялись довольно длинными плетеными шелковыми многоцветными(2цвета?) шнурами с серебряной канителью и кистями
Полный текст баллады:
Абдур Рахман, вождь Дурани, о нем повествуем мы,
От милости его дрожат Хайберские холмы,
Он с Юга и с Севера дань собрал -
слава его, как пожар,
И знают о том, как он милосерд,
и Балх, и Кандагар.
У старых Пешаварских врат, где все пути идут,
С утра на улице вершил Хаким Кабула суд.
И суд был верен, как петля, и скор, как острый нож;
И чем длиннее твой кошель, тем дольше ты живешь.
Там был неверный - руку он на Юзуфзи занес
И повели его на смерть, чтоб был наказан пес.
Случилось - ехал мимо Царь, когда взвился кинжал,
И Каффир, бросившись к коню, о жизни вопиял.
И молвил Царь: 'В позоре смерть страшна!
Надейся, сын!
Ждет честь тебя!' И он позвал Начальника Дружин,
Яр-хана, отпрыска Царей, так говорил народ,
И Царь его глубоко чтил, - а это в Смерти мед.
И Дауд-шах, его отец, не наклонял чела,
И кровь вельможных Дурани в его груди текла.
Ему, чью гордость не смирят ни Ад, ни Небеса,
Царь повелел стать палачом презреннейшего пса.
'Бей! - молвил Царь. - Ты кровь Царей!
И смертью он почтен',
И громче, чтоб слыхал народ: 'Не бойся! Связан он'.
Яр-хан взметнул хайберский нож, ударил тем ножом:
'О человек, ты так хотел! Зарезан пес Царем'.
Абдур Рахман, вождь Дурани,
повсюду себя продает,
Перед стягом Хильджи, опустив ножи,
народы откроют рот,
Это пушек спор средь Хайберских гор,
и Гератцы бегут в грязи,
Вы слышали песнь: Доколь? Доколь?
О, волки Абази!
Еще не занял караул в ту ночь свои посты,
Когда Хаким промолвил так: 'Царь, не боишься ты?
Ты знал: ты слышал?..'
Смолкла речь перед Лицом Царя.
Афганский Царь сказал в сердцах: 'Народом правлю я!
Мой путь - он мой, ты ведай твой, -
а в тишине Ночей
Подумай, кто меня просил о голове твоей'.
Когда замкнулись ворота и смолкнул муэдзин,
В беседке посреди садов Царь возлежал один.
И в сердце тьмы, когда луна кончает свой дозор,
Яр-хан, таясь, прошел к Царю, чтоб смыть с себя позор.
За ним бежали дети вслед, когда он несся вскачь,
Дурные женщины ему кричали вслед: 'Палач!'
Но кто-то возле стен схватил его из темноты,
Царь молвил за его плечом: 'Мертвец! Что вздумал ты?
Не дело днем шутить с Царем, а ночью ждать добра,
И то, что ты несешь в руке, куда острей пера.
Но, если Бог даст сил тебе, то вот пройдет три дня,
Ты будешь милости просить и в муке звать меня.
Я милосерд, и это ты скорее всех поймешь.
Повремени же, мой мясник, - не для меня твой нож!'
Абдур Рахман, вождь Дурани, спокоен как всегда,
Но Хильджи не ждет, и растает лед,
и плотины сорвет вода.
Нет врагам числа, ни одна стрела
не попадает в цель,
Вы слышали песнь: Доколь? Доколь?
О, волки Зука Хель!
Он был каменьями побит на свалке в час зари,
Согласно писаным словам: 'Чтоб был он жив, смотри'.
И камни выросли над ним курганом средь полей,
И, если шевелился он, шел новый град камней.
Один стерег тот страшный холм, где умирала тварь,
Его Глашатаем Царя прозвал в насмешку Царь.
То было на вторую ночь, был праздник Рамазан,
И страж, припав к земле, слыхал, что говорит Яр-хан.
Из исковерканной груди, хрипя, срывался звук:
'Созданье Божье, помоги, избавь меня от мук!'
И, смерти не боясь, они нашли Царя средь жен:
'Ты, покровитель бедняков, вели, чтоб умер он'.
Неспешно прозвучал ответ: 'Пусть он дождется дня,
Ночь коротка, и должен он благословлять меня'.
Он трижды ночью звал и раз, когда взошла заря:
'Созданье Божье, помоги и тем прославь Царя!'
И вот в час утренних молитв пролилась Яр Хана кровь,
И, слыша щелканье курков. Царя он славил вновь.
Сложили песнь о том певцы, чтоб слышали Моря,
Чтоб пел и день и ночь весь мир о милости Царя.
Абдур Рахман, вождь Дурани, мы повествуем о нем
Растворил он пасть,
и набили всласть ее золотым зерном,
Вы знаете плод от его щедрот,
как сладок каждый дар,
Вы слышали песнь: Доколь? Доколь?
О, Балх и Кандагар!
И еще:
[url=http://куртинка.рф/статьи/оружие/шашка-азиатского-образца/]http://куртинка.рф/статьи/оружие/шашка-азиатского-образца/[/url]
Дело в том, что азиатские шашки, с полным на то правом можно назвать параллельным
видом 'шашечной эволюции', поскольку, хоть своё происхождение они и ведут от 'длинного ножа', только ножом этим для них являлся не традиционный кабардино-черкесский 'сашхо', а малоизвестный афгано-пуштунский 'хубер'.
А это - Роману бальзам на рану - бронебойный кончик хайбера!