Вишера 2017. Комбинированный поход велосипед - пакрафт. 10 дней.
Эта история началась в сумрачных коридорах Велты-спорта, когда ко мне подошел Семен 'Кабанчик' и завел разговор про пакрафты.
Я уже задумывался над вопросом уменьшения веса снаряжения в комбинированных велосипедно - водных походах, поэтому тема меня заинтересовала, и ближе к концу лета был составлен план нового похода.
Ранее я прошел несколько автономных вело-водных маршрутов летом и осенью, используя прицеп к велосипеду, каркасно-надувную байдарку длиной 3,8 м., с готовкой на газу. Новый подход предполагал отказ от прицепа, что влекло жесткие ограничения по весу и объему вещей - все снаряжение должно было поместиться в подрулевую, рамную и подседельную сумки велосипеда и рюкзак. Вместо байдарки должен был использоваться пакрафт, вместо газа - печка 'щепочница', и вместо самонадувного коврика и спальника - надувной легкий коврик и пристегиваемое к нему одеяло. Отказаться от палатки в пользу тента, имея опыт предыдущих походов в холодное дождливое время, я не рискнул.
Место. Выбор пал на популярный туристский маршрут по реке Вишера на севере Пермского края. Первоначально была мысль заглянуть в Вишерский заповедник и, пройдя по тропе начать сплав от устья Лыпьи, но получил следующий ответ администрации заповедника: "Видимо Вы не совсем понимаете, как там устроены тропы и это все таки горная местность с соответствующим рельефом. Поэтому сомневаюсь что 43 км по горам по лесам на велосипеде будут актуальны (...) после 15 сентября водная часть будет закрыта для посещения". Поэтому было принято решение пройти на велосипеде 160 км от г. Красновишерска до урочища Кордон 71 км на р.Вишера, и далее сплавиться 200 км. до точки старта.
Я уже задумывался над вопросом уменьшения веса снаряжения в комбинированных велосипедно - водных походах, поэтому тема меня заинтересовала, и ближе к концу лета был составлен план нового похода.
Ранее я прошел несколько автономных вело-водных маршрутов летом и осенью, используя прицеп к велосипеду, каркасно-надувную байдарку длиной 3,8 м., с готовкой на газу. Новый подход предполагал отказ от прицепа, что влекло жесткие ограничения по весу и объему вещей - все снаряжение должно было поместиться в подрулевую, рамную и подседельную сумки велосипеда и рюкзак. Вместо байдарки должен был использоваться пакрафт, вместо газа - печка 'щепочница', и вместо самонадувного коврика и спальника - надувной легкий коврик и пристегиваемое к нему одеяло. Отказаться от палатки в пользу тента, имея опыт предыдущих походов в холодное дождливое время, я не рискнул.
Место. Выбор пал на популярный туристский маршрут по реке Вишера на севере Пермского края. Первоначально была мысль заглянуть в Вишерский заповедник и, пройдя по тропе начать сплав от устья Лыпьи, но получил следующий ответ администрации заповедника: "Видимо Вы не совсем понимаете, как там устроены тропы и это все таки горная местность с соответствующим рельефом. Поэтому сомневаюсь что 43 км по горам по лесам на велосипеде будут актуальны (...) после 15 сентября водная часть будет закрыта для посещения". Поэтому было принято решение пройти на велосипеде 160 км от г. Красновишерска до урочища Кордон 71 км на р.Вишера, и далее сплавиться 200 км. до точки старта.
Цели и задачи. Активный отдых.
Сроки. Старт запланирован на 12 сентября 2017 года. Прогноз погоды изменчивый, дожди с прояснениями, температура 5-10 градусов. На все от 10 до 14 дней.
Выбор пакрафта. Собственно 'пакрафт', как я понял, это Альпака или сделанное по ее типу плавсредство из специального тонкого материала, что дает снижение веса до 2 кг и ниже и компактность в сложенном виде, при достаточной прочности и грузоподъемности. По весьма негуманной цене. Кроме того, покрафтом называют лодку, сделанную из тонкого ПВХ, повторяющую формами пакрафт. Материал более тяжелый и грубый, но относительно недорогой.
Я остановился на ПВХ пакрафте Спутник-1 от Тайм Триала, поскольку его вес и габариты соответствовали задаче - ехать в подрулевом бауле. Был тревожный момент, когда на почте мне выдали здоровенный кирпич, весом килограмм восемь, но, оказалось, что половину веса составляет упаковка
Сама лодка. Однобаллонная. Модель стандартной длины, с декой. Цвет "мокрая химзащита", днище серое, из более плотного ПВХ, с заходом на баллоны.
В сумке, вес брутто 4,5 кг, нормально.
Сроки. Старт запланирован на 12 сентября 2017 года. Прогноз погоды изменчивый, дожди с прояснениями, температура 5-10 градусов. На все от 10 до 14 дней.
Выбор пакрафта. Собственно 'пакрафт', как я понял, это Альпака или сделанное по ее типу плавсредство из специального тонкого материала, что дает снижение веса до 2 кг и ниже и компактность в сложенном виде, при достаточной прочности и грузоподъемности. По весьма негуманной цене. Кроме того, покрафтом называют лодку, сделанную из тонкого ПВХ, повторяющую формами пакрафт. Материал более тяжелый и грубый, но относительно недорогой.
Я остановился на ПВХ пакрафте Спутник-1 от Тайм Триала, поскольку его вес и габариты соответствовали задаче - ехать в подрулевом бауле. Был тревожный момент, когда на почте мне выдали здоровенный кирпич, весом килограмм восемь, но, оказалось, что половину веса составляет упаковка
Сама лодка. Однобаллонная. Модель стандартной длины, с декой. Цвет "мокрая химзащита", днище серое, из более плотного ПВХ, с заходом на баллоны.
В сумке, вес брутто 4,5 кг, нормально.
Сразу встал вопрос, чем качать. На лодке имеется обычный клапан, можно использовать насос, но обычная лягушка тяжела. Можно надувать с помощью мешка, также пишут, что можно надуть ртом, но я не представляю человека, способного столько надышать не потеряв сознание. Я решил везти пластмассовый пляжный насос, к которому присоединил наконечник через кусок шланга. Вес 265 гр. Насос этот, конечно, травит, но нужное для пакрафта давление создать можно, надо лишь в конце ускориться и затем быстро вытащить. Времени процесс занимает минут шесть.
* Внутри лодки места только для человека и в ноги можно поместить что-то размером с мяч. На носу имеются четыре петли, велосипедная МТБ рама без колес помещается нормально. Грести мешает, время от времени цеплял веслом, но терпимо. Еще про багаж. Поначалу я сел на надувную сидушку, рюкзак клал на переднюю палубу и сзади, за собой, сумку клал под колени. Поначалу казалось, что нужны петли для груза сзади, на горбу, но через пару дней гребли, я пришел к выводу, что более высокая посадка удобнее, и сел на рюкзак, а все остальное поместил в нос или на палубу спереди и такая компоновка оказалась оптимальной. Если выразиться кратко, то в пакрафте тесно. Но его любой способный подтянуться юноша может повесить на плечо и зашагать в гору. Комфортность посадки зависит от того, что вы под себя положите. Я начинал ерзать часа через полтора.
* Внутри лодки места только для человека и в ноги можно поместить что-то размером с мяч. На носу имеются четыре петли, велосипедная МТБ рама без колес помещается нормально. Грести мешает, время от времени цеплял веслом, но терпимо. Еще про багаж. Поначалу я сел на надувную сидушку, рюкзак клал на переднюю палубу и сзади, за собой, сумку клал под колени. Поначалу казалось, что нужны петли для груза сзади, на горбу, но через пару дней гребли, я пришел к выводу, что более высокая посадка удобнее, и сел на рюкзак, а все остальное поместил в нос или на палубу спереди и такая компоновка оказалась оптимальной. Если выразиться кратко, то в пакрафте тесно. Но его любой способный подтянуться юноша может повесить на плечо и зашагать в гору. Комфортность посадки зависит от того, что вы под себя положите. Я начинал ерзать часа через полтора.
Велосипедное: насос, 2 камеры, шестигранники, замок цепи, выжимка цепи. Масло.
Рюкзак Deuter 26 л.
Палатка Vaude одноместная, двуслойка. Вес 1,6 кг.
Коврик надувной Therm-A-Rest Neoair Xlite, 0,345.
Одеяло пуховое Одеяло Therm-A-Rest Corus, 0,648., пристегивающееся к коврику.
Кусок нетолстой пены по ширине коврика длиной от шеи до задницы.
Печка разборная с наддувом и котелок 1 литр, в чехле. Печка помещается в котелок, общий вес 0,65 кг с батарейками.
Зажигалка турбо и несколько обычных.
Пила Fiskars раздвижная.
Фильтр для воды MSR.
Кружка ti, ложка ti 2 шт., нож.
Фляга 0,7 и бутылка 2 л.
Электрическая часть:
Навигатор Garmin
Фонарь налобник Petzl
Телефон водостойкий с запасной заглушкой.
Внешний аккум. и шнур.
Батареи АА запасные.
З.щетка, з.паста, мыло, крем для рук в микроупаковках, вл.салфетки, ножницы, пластыри.
Еда. На 1 день. Завтрак: 2 каши овс. б/п., чай, сахар. Обед: сушеное блюдо 100 гр., галеты, чай, сахар. Ужин: сушеное блюдо 100 гр., галеты, чай, сахар.
Дополнительно: соль, перец, б.кубики.
Специальное: эн.гели high5.
Одежда и обувь.
Термобелье синт. быстросохнущее.
Теплое белье полартек.
Жилет пуховый.
Куртка флис.
Куртка штормовка мембрана.
Штаны велосипедные плотные.
Трусы велосипедные.
Пончо.
Носки 3 пары синт., носки для сна толстая шерсть.
Труба на шею флис.
Кепка х/б.
Шапка флис.
Ботинки утепленные salomon. Надо было бы взять сапоги, но ехать на велосипеде в сапогах тяжело.
Перчатки вело.
Грузим все в машину, можно выезжать.
Рюкзак Deuter 26 л.
Палатка Vaude одноместная, двуслойка. Вес 1,6 кг.
Коврик надувной Therm-A-Rest Neoair Xlite, 0,345.
Одеяло пуховое Одеяло Therm-A-Rest Corus, 0,648., пристегивающееся к коврику.
Кусок нетолстой пены по ширине коврика длиной от шеи до задницы.
Печка разборная с наддувом и котелок 1 литр, в чехле. Печка помещается в котелок, общий вес 0,65 кг с батарейками.
Зажигалка турбо и несколько обычных.
Пила Fiskars раздвижная.
Фильтр для воды MSR.
Кружка ti, ложка ti 2 шт., нож.
Фляга 0,7 и бутылка 2 л.
Электрическая часть:
Навигатор Garmin
Фонарь налобник Petzl
Телефон водостойкий с запасной заглушкой.
Внешний аккум. и шнур.
Батареи АА запасные.
З.щетка, з.паста, мыло, крем для рук в микроупаковках, вл.салфетки, ножницы, пластыри.
Еда. На 1 день. Завтрак: 2 каши овс. б/п., чай, сахар. Обед: сушеное блюдо 100 гр., галеты, чай, сахар. Ужин: сушеное блюдо 100 гр., галеты, чай, сахар.
Дополнительно: соль, перец, б.кубики.
Специальное: эн.гели high5.
Одежда и обувь.
Термобелье синт. быстросохнущее.
Теплое белье полартек.
Жилет пуховый.
Куртка флис.
Куртка штормовка мембрана.
Штаны велосипедные плотные.
Трусы велосипедные.
Пончо.
Носки 3 пары синт., носки для сна толстая шерсть.
Труба на шею флис.
Кепка х/б.
Шапка флис.
Ботинки утепленные salomon. Надо было бы взять сапоги, но ехать на велосипеде в сапогах тяжело.
Перчатки вело.
Грузим все в машину, можно выезжать.
К вечеру 11 сентября я проехал Красновишерск, попетлял по плохой грунтовке и вскоре уперся в железные ворота базы отдыха на берегу Вишеры, сторговался со сторожем на 10 суток стоянки и приступил к сборке велосипеда. Изначально я хотел разместить палатку с ковриком на руле, поверх сумки с лодкой, но на месте выяснилось, что ехать так невозможно даже на заблокированной вилке, поскольку сумка на кочках нижней частью касается колеса. Поэтому пришлось скрепя сердце уложить палатку без каркаса и коврик под клапан рюкзака. В итоге все поместилось так:
Утро 12 сентября встретило солнцем и температурой +1 градус. Включил навигатор. Стартовал в 9 часов и сразу вылезла проблема - подседел-дроппер самопроизвольно опускался. Ехать на полусогнутых не хотелось. Ругая себя за то, что не поменял подседел на обычный, собрался уже мастерить подпорку, но заподозрил, что дело может быть в перегнутом сумкой тросе. Так оно и оказалось. После выкручивания регулятора подседел больше о себе не напоминал.
Дорога из Красновишерска в направлении Ваи главная, блуждать негде. Асфальт быстро закончился, дальше пошла грунтовка с поначалу хорошим покрытием.
Дорога из Красновишерска в направлении Ваи главная, блуждать негде. Асфальт быстро закончился, дальше пошла грунтовка с поначалу хорошим покрытием.
По большей части это щебеночно грунтовая смесь. Чем дальше, тем щебень крупнее, количество неровностей больше, соответственно растет тряска и шум. Выезжать на такую дорогу стоит предварительно хорошо прикатав пятую точку, имея подходящее седло и памперс. Тем не менее, это дорога, по которой небыстро, но проедет любая пузотерка. Камней, на которых можно пробиться, практически нет.
Готовлю на печке с наддувом. Конструкций таких щепочниц много, как и мнений, что лучше.
Моя разбирается на три части, складывается как матрешка и помещается в алюминиевый литровый котелок от Kovea. Наддув работает от двух батареек АА, моторчик потребляет очень мало и за 10 дней комплект я не израсходовал. Корпус из нержавейки, двухстенный нагнетаемый вентилятором воздух поступает снизу и в верхнюю часть. Температура пламени высокая, вода закипает не хуже, чем на мощной газовой горелке, но трудно регулировать силу пламени. Слабый дождь не мешает. Расход 'дров' очень небольшой, на суп и чай хватит веток толщиной с палец которые можно принести за раз в одной руке. Существенный плюс также в том, что необходимое количество горючего материала можно найти везде, где есть деревья. Даже на самых популярных туристических стоянках, где отдыхающие обломали все сухие ветки с елок в радиусе 300 метров вширь и полтора роста вверх. Даже в дождливую погоду. В принципе можно ломать ветки руками, с помощью ножа, но с пилкой-сучкорезом легче как добывать, так и разделывать до необходимой длины (см 5-10) Я брал Fiskars с выдвижным лезвием 160 мм.
Понятно, что чем тоньше ветки, тем быстрее они прогорают, поэтому за процессом горения надо постоянно следить одним глазом, и подкладывать дрова, не доводя до полного прогорания углей. Которых с наддувом практически не остается, получается даже не зола - пепел. Искр мало, но они есть, вблизи палатки использовать надо аккуратно. Остается выжженое пятно, но только на поверхности земли. Металл понемногу обгорает, каков срок жизни нержавейки сказать сложно. В целом, мое мнение о турбопечке положительное.
Моя разбирается на три части, складывается как матрешка и помещается в алюминиевый литровый котелок от Kovea. Наддув работает от двух батареек АА, моторчик потребляет очень мало и за 10 дней комплект я не израсходовал. Корпус из нержавейки, двухстенный нагнетаемый вентилятором воздух поступает снизу и в верхнюю часть. Температура пламени высокая, вода закипает не хуже, чем на мощной газовой горелке, но трудно регулировать силу пламени. Слабый дождь не мешает. Расход 'дров' очень небольшой, на суп и чай хватит веток толщиной с палец которые можно принести за раз в одной руке. Существенный плюс также в том, что необходимое количество горючего материала можно найти везде, где есть деревья. Даже на самых популярных туристических стоянках, где отдыхающие обломали все сухие ветки с елок в радиусе 300 метров вширь и полтора роста вверх. Даже в дождливую погоду. В принципе можно ломать ветки руками, с помощью ножа, но с пилкой-сучкорезом легче как добывать, так и разделывать до необходимой длины (см 5-10) Я брал Fiskars с выдвижным лезвием 160 мм.
Понятно, что чем тоньше ветки, тем быстрее они прогорают, поэтому за процессом горения надо постоянно следить одним глазом, и подкладывать дрова, не доводя до полного прогорания углей. Которых с наддувом практически не остается, получается даже не зола - пепел. Искр мало, но они есть, вблизи палатки использовать надо аккуратно. Остается выжженое пятно, но только на поверхности земли. Металл понемногу обгорает, каков срок жизни нержавейки сказать сложно. В целом, мое мнение о турбопечке положительное.
Двигаться стало тяжело, такая дорога, по которой проще идти пешком. Трансмиссия заскрежетала, затем цепь слетела с передней звезды, пришлось все чистить и поливать цепь маслом.
На очередном, особо грязном подъеме из леса выбежали три белые лайки и замерли, уставившись на меня в недоумении, не понимая, что за существо перед ними. Но, когда услышали голос, подбежали и дальше сопровождали меня до темноты, бегая туда-сюда, то отставая, то обгоняя. (Это хорошая примета. Если за тобой увяжется чужая собака - добрый знак, а встретить сразу трех белых собак - к большой удаче).
На очередном, особо грязном подъеме из леса выбежали три белые лайки и замерли, уставившись на меня в недоумении, не понимая, что за существо перед ними. Но, когда услышали голос, подбежали и дальше сопровождали меня до темноты, бегая туда-сюда, то отставая, то обгоняя. (Это хорошая примета. Если за тобой увяжется чужая собака - добрый знак, а встретить сразу трех белых собак - к большой удаче).
До 19 часов я высматривал место для стоянки. Сперва сунулся влево, но там оказался сплошной бурелом и ни одного ровного места. Выбравшись, поехал дальше на звук ударов железа по камню, и вскоре нагнал автомобиль с компанией туристов, возле которых пришлось останавливаться и объяснять девушке - водителю, что дорогу не знаю, и собаки не мои. Лайки увязались за машиной туристов, решив, видимо, что им удача нужнее, а я, проехав немного дальше, зашел в небольшую просеку и поставил палатку в лесу на краю неглубокого оврага со склонами из черного камня. Температура упала до 4 градусов.
За день я прошел 73 км, набрав 1088 метров подъема.
За день я прошел 73 км, набрав 1088 метров подъема.
Засветло наломал веток для печи, потом до 9 часов вечера ставил палатку, надувал коврик, раскладывал вещи и готовил ужин. Ночь наступила под скрип и лязганье лесовозов. Место, видимо, холодное само по себе и ночью было прохладно. Вода в бутылке, оставшейся на велосипеде, за ночь наполовину превратилась в лед.
Начал моросить слабый дождь. Я продолжил движение, но встать по плану в 18 ч. снова не получилось, дорога хорошо просматривалась, и то стояли камазы, то какой то мужик на ниве, в общем, подходящее место нашел в 19.15. От дороги сильно отдаляться не стал. За этот день прошел 48 км и набрал 655 м. Оставалось все ещё много.
Ближе к ночи начался дождь и готовкой занимался сидя в палатке, выставив печь в проем тамбура.
Ближе к ночи начался дождь и готовкой занимался сидя в палатке, выставив печь в проем тамбура.
Не спалось. В половине двенадцатого ночи гулкий удар по тенту согнал дремоту. Что за напасть? БАМ! Новый удар, уже внутри тамбура. Я замер и перестал дышать. Затем осторожно открыл молнию и тут же встретился взглядом с ночным гостем.
Можно выдыхать. )
Больше гостей не было, шумел дождь, да протошнили три самолета стратегической авиации, гудя, как дифференциал без масла.
Можно выдыхать. )
Больше гостей не было, шумел дождь, да протошнили три самолета стратегической авиации, гудя, как дифференциал без масла.
Стартовал. Оставалось пройти немногим больше 40 км.
Начало не очень обнадежило. На развилке поехал прямо, и через километра полтора выбрался на базу лесозаготовителей у реки. Зачерпнул воды, поболтал с рабочим, а затем пришлось возвращаться и начинать подъем сначала, по правой дороге, вдоль шумного ручья.
Начало не очень обнадежило. На развилке поехал прямо, и через километра полтора выбрался на базу лесозаготовителей у реки. Зачерпнул воды, поболтал с рабочим, а затем пришлось возвращаться и начинать подъем сначала, по правой дороге, вдоль шумного ручья.
Около двух часов дня, миновав еще одну развилку, после лихого продолжительного спуска по камням на заблокированной вилке, остановился на обед возле реки, где имелся водоем, щит с надписью 'Велсовский лес - ботанический природный резерват' и очень кстати добротный навес. Место сырое и посещаемое, так что за сухими ветками пришлось прогуляться.
В 15.40 двинулся дальше. Качество дороги среднее, много луж на дороге и возле обочины, встречаются слабые ручьи и мелкие водоемы, вот только вода в них, похоже, болотного происхождения.
Не помню, за сколько я доехал до отворота на 71 км, который обозначен щитом с надписью 'Государственный природный заповедник Вишерский'. Направо дорога на Велс, налево на кордон.
Не помню, за сколько я доехал до отворота на 71 км, который обозначен щитом с надписью 'Государственный природный заповедник Вишерский'. Направо дорога на Велс, налево на кордон.
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 8 гостей