Эволюция ИЖ-38. Обзор модификаций
Модераторы: shapanur, lomaster
-
- Сообщения: 36
- Зарегистрирован: 16 июл 2011, 23:34
По просьбам форумчан, запутавшихся как и я в многочисленных нюансах различных экземпляров вроде бы всем известной и с виду простой модели ИЖ-38, организуем такую темку...
Сразу оговоримся, что это моё личное вИдение, основанное на изучении различный образцов ИЖ-38 (точнее имеющихся у меня как полных изделий, так и отдельных комплектующих и других потрохов ), их анализе и сравнении. Таким образом, сначала я буду постулировать свою гипотезу, а потом приводить аргументацию. Желающие могут перепроверить всё описанное на основе своих имеющихся моделей. Книгу уважаемого Наганта я не читал, надеюсь в ближайшем будущем приобрести и наконец ознакомиться...
На данной фотке представлен рассматриваемый нами ряд ИЖ-38, правда самые нижние два образца (винт и отдельно компрессор) - это ИЖ-22 - он нам нужен для сравнения и начала исследования. Ибо прародитель...
...о прародителе...
1966(?)-1980(?) Иж-22 - всем известная модель - с закруглёнными вровень с компрессором гранями муфты, рычажком (или флажком) запирания, толстым стволом ф 14,5-15 миллиметров, вставным латунным (некоторые указывают, что бронзовым) лейнером в 12 нарезов, острой мушкой и простым целиком в муфте, для которого в ней выфрезеровано соответствующее посадочное место. Задник имеет цельный штырь-направляющую для пружины, ДВА отдельных штифта - для крепленя СК и для крепления задника в цилиндре. Поршень массивный с толстой передней стенкой. Ход поршня +-60мм. Пружина с проволокой 2,8мм (или 2,6мм). Ложа - пластик вишнёвого или шоколадного цвета (реже чёрного) с двумя белыми (реже жёлтыми) медальонами по обеим сторонам с надписью "ИЖ-22 сделано в СССР" (якобы более ранние модели) или "IJ-22 MADE IN USSR" (якобы более поздние модели). Год выпуска кодировался буквой русского алфавита перед серийным номером изделия (путанница с буквами окончательно не разъяснена и по сей день).
Достаточно однородная модель, за исключением отдельных редких экземпляров с кованным стволиком без лейнера, в 6 (или 12) нарезов и деревянной ложей красноватых оттенков. Данная модификация якобы возникла в конце 80-х годов то ли по спецзаказу для спортсменов, то ли на экспорт.
...о потомках...
1. 1978(?)-1980(?) на основе предыдущей ИЖ-22 появляется новая модель - ИЖ-38. Для удобства назовём его литерой "Р" - "редкий, раритетный, ранний" - как кому будет угодно. Стволик без лейнера, кованный в 12 нарезов.
У меня такого экземпляра в коллекции пока нет, поэтому ТТХ фантазировать не будем...
2. 1980(?)-1987(?) наверное самый распространённый ИЖ-38, который для удобства назовём литерой "К" - "классический, коммунистический, кассовый, коммерческий" - кому как понравится. На фотках он 1987 года выпуска второй снизу (слева), сразу за ИЖ-22.
Компрессор технологически взят явно от ИЖ-22, только появилось клеймо - "ИЖ-38" и щит со стрелой. Муфта с рычажком - тоже технологически от ИЖ-22, только её перестали обтачивать заподлицо с компрессором - стала угловатая и харизматичная для нового ИЖа. Возможно причиной явилось удешевление производства. (ради демонстрации привожу фотку, где одинокая муфта от ИЖ-22 собрана с таким же одиноким компрессором от ИЖ-38 - всё работает как тут и былО - как и в ПСРМ-2-55, кстати, но это отдельная история )
Задник изменился внутренне - убран штырь-направляющая, просверлен чуть глубже, в связи с чем пружину стали ставить более длинную и с ф 3,0мм, в результате чего увеличилась мощность винтовки. СК теперь штифтуется тем же штифтом, что и задник в компрессоре - поэтому отверстие в компрессоре под штифт отстоит ближе от его заднего края, чем у ИЖ-22 (см.фото). Поршень стал менее массивным, чем у ИЖ-22 - тоньше передняя стенка. А также добавился утяжелитель (кажется на 75 грамм). Ход поршня остался прежним - около 60мм. Насчёт стволика ничего сказать не могу - мой экземпляр достался мне без дудки, поэтому её истинный диаметр я не знаю. Думается (и указывается другими), что он также был 14,5 - 15 миллиметров. Основное отличие от всех предыдущих моделей - 6 нарезов в кованном стволике. Мушка изменена с острой ИЖ-22 на кольцевую с пеньком внутри. Мушка также напрессовывалась на стволик, но стала более массивной, что наверное сделано как надульник-утяжелитель для повышения точности более мощной винтовки. Целик в отличие от ИЖ-22 более сложной конструкции, но ставится как и прежде в выфрезерованный паз на муфте. Ложа также от ИЖ-22, только вместо медальончиков, которые крепились двумя штырьками-клёпками в круглом углублении ложи, углубления оставили не просверленными и добавили какую-то непонятную аппликацию в виде снежинки что-ли? Т.е. каких-либо надписей, что это ИЖ-38, на пластике не стало. Год выпуска, в отличие от ИЖ-22, теперь стали кодировать двумя первыми цифрами серийного номера на муфте.
3. 1985(?)-1992(?) происходит очередная модификация ИЖ-38, которую для удобства назовём литерой "Н" - "новый, непонятный, неописанный, неизвестный, неназванный". На фотках он третий снизу (слева) 1988 года выпуска. Основное отличие от ИЖ-38 "К" - диаметр дудки уменьшился до 13мм (теперь навсегда ) и отпала необходимость её проточки под отверстие муфты, а также появилось запирание муфты ригелем. Для последнего муфту изменили кардинально, а в компрессоре вместо стоявшего там ранее ригеля просто запрессовали клин. Размеры гнезда остались те же. Обратите внимание на фотки - хорошо видно, что на компрессоре теперь нет маленького отверстия под штифтик ригеля ИЖей 22, 38"Р", 38"К". Зато в муфте появилось маленькое ответстие под штифтик ригеля, которое затем перейдёт и на ИЖ-38"П" и на ИЖ-38"С" и на Мурку (но это забегая вперёд). Уплотнение перепуска теперь тоже перекочевало на компрессор, в котором под него появилось сложное гнездо, в отличие от просто бывшей ранее "дыры" перепуска. Задник и поршень те же. Ход поршня как и был - около 60мм. Компрессор всё тот же - обратите внимание на фото - он с ДВУМЯ винтами крепления муфты! Длинна 280мм от края рогов до конца цилиндра. И клеймо присутствует.
Однако, имею экземпляр компрессора (см на следующем фото он третий слева), на котором клеймо ИЖ-38 есть, а щита со стрелкой уже нет! Может это брак, а может постепенное удешевление технологии, т.к. далее клейма не будет уже вообще, что станет ясно из описания следующей модификации.
Ложи у меня также нет, но из описания ТС - она всё такая же как и в предыдущие десятилетия, в вишнёвых тонах, но только уже с надписями СССР и ИЖ-38 на прикладе или цевье. И это не удивительно, ведь компрессор-то конструктивно не менялся! (не считая ригеля, но он на способ крепления с ложей не влияет).
4. 1992(?)-1993(?) очередная модификация ИЖ-38, которую для удобства назовём "П" - "переходная", на чём как раз и настаивают знатоки истории ИЖей. Главное изменение - уменьшение общей длины и рабочей части компрессора (где-то 265мм). Это хорошо видно как на предыдущих фотках (все компрессоры я специально укладывал вровень рогами), так и на последующих с линейкой. Он предпоследний справа (или сверху).
Также на фотках видно, что уменьшилась длина и тяги взвода - где-то на сантиметр, в отличие от ИЖей от 22 до 38"Н". Ход поршня соответственно стал меньше - около 52мм.
Клеймо ИЖ-38 и щит со стрелкой теперь исчезли совсем, НО проточки-ластохвоста ещё нет! Целик так и продолжает ставиться на муфту! У меня винт 1993 или 1995 года выпуска (не очень хорошо видна вторая цифра) и без ложи, поэтому о последней ничего сказать не могу.
5. 1993(?)-2001(?) заключительная модификация - ИЖ-38"С" - "Спорт". Также хорошо известна многим. Возникла из ИЖ-38"П". Короткий компрессор 265мм, ход поршня около 52мм. Запирание ригелем. НО теперь на компрессоре выфрезерован ластохвост и целик перенесён на него. На фотках он крайний справа или сверху. Мушка несколько крупнее, чем у предыдущих модификаций и имеет надпись ИЖ-38С (на фотке верхние две, нижняя от ИЖ-38"Н").
Ложа стала несколько другой - чёрного пластика, с надписями "ИЖ-38 С", "ЩИТ", "Пневма 4,5" и украшена несколько неудачной на мой взгляд абстракцией. В связи с изменением размеров компрессора соответственно изменились и пропорции крепления его к ложе. Новые не совсем подходят для предыдущих модификаций ИЖ-38, но прикрепить всё же можно чуть подправив расточки в пластике или сделав новые.
В заключение осталось отметить, что в какой-то из мидификаций появились телескопические утяжелители (см фотки). Они попали ко мне с запчастями от ИЖ-38"С", но я не уверен в этой аутентичности, т.к. ранее читал, что такие были в самых ранних модификациях, которые я условно обозначил здесь как ИЖ-38 "Р" или "К", но не в "С".
Далее - поршни ИЖ-38 различаются размерами, условна делясь на 2 типа. Один ещё чуть легче и короче другого, а оба короче и легче поршня ИЖ-22. Какой тип на каких модификациях использовался - тоже планирую подизучить...
Также хотелось бы обратить внимание на качество воронения железа ИЖ-38. В отличие от 22 и даже ПСРМ, наряду с их качественным оксидированием у меня например покрытие на ИЖ-38 "Н" другое - стирается от ацетона или другого растворителя (Клевер что-ли?). А один из ИЖ-38"С" 2001гв вообще покрашен какой-то чёрной краской довольно толстым слоем. Как-то на форуме писАли, что это экспериментальное покрытие для Ижевских огнестрелов спецназначения.
Сразу оговоримся, что это моё личное вИдение, основанное на изучении различный образцов ИЖ-38 (точнее имеющихся у меня как полных изделий, так и отдельных комплектующих и других потрохов ), их анализе и сравнении. Таким образом, сначала я буду постулировать свою гипотезу, а потом приводить аргументацию. Желающие могут перепроверить всё описанное на основе своих имеющихся моделей. Книгу уважаемого Наганта я не читал, надеюсь в ближайшем будущем приобрести и наконец ознакомиться...
На данной фотке представлен рассматриваемый нами ряд ИЖ-38, правда самые нижние два образца (винт и отдельно компрессор) - это ИЖ-22 - он нам нужен для сравнения и начала исследования. Ибо прародитель...
...о прародителе...
1966(?)-1980(?) Иж-22 - всем известная модель - с закруглёнными вровень с компрессором гранями муфты, рычажком (или флажком) запирания, толстым стволом ф 14,5-15 миллиметров, вставным латунным (некоторые указывают, что бронзовым) лейнером в 12 нарезов, острой мушкой и простым целиком в муфте, для которого в ней выфрезеровано соответствующее посадочное место. Задник имеет цельный штырь-направляющую для пружины, ДВА отдельных штифта - для крепленя СК и для крепления задника в цилиндре. Поршень массивный с толстой передней стенкой. Ход поршня +-60мм. Пружина с проволокой 2,8мм (или 2,6мм). Ложа - пластик вишнёвого или шоколадного цвета (реже чёрного) с двумя белыми (реже жёлтыми) медальонами по обеим сторонам с надписью "ИЖ-22 сделано в СССР" (якобы более ранние модели) или "IJ-22 MADE IN USSR" (якобы более поздние модели). Год выпуска кодировался буквой русского алфавита перед серийным номером изделия (путанница с буквами окончательно не разъяснена и по сей день).
Достаточно однородная модель, за исключением отдельных редких экземпляров с кованным стволиком без лейнера, в 6 (или 12) нарезов и деревянной ложей красноватых оттенков. Данная модификация якобы возникла в конце 80-х годов то ли по спецзаказу для спортсменов, то ли на экспорт.
...о потомках...
1. 1978(?)-1980(?) на основе предыдущей ИЖ-22 появляется новая модель - ИЖ-38. Для удобства назовём его литерой "Р" - "редкий, раритетный, ранний" - как кому будет угодно. Стволик без лейнера, кованный в 12 нарезов.
У меня такого экземпляра в коллекции пока нет, поэтому ТТХ фантазировать не будем...
2. 1980(?)-1987(?) наверное самый распространённый ИЖ-38, который для удобства назовём литерой "К" - "классический, коммунистический, кассовый, коммерческий" - кому как понравится. На фотках он 1987 года выпуска второй снизу (слева), сразу за ИЖ-22.
Компрессор технологически взят явно от ИЖ-22, только появилось клеймо - "ИЖ-38" и щит со стрелой. Муфта с рычажком - тоже технологически от ИЖ-22, только её перестали обтачивать заподлицо с компрессором - стала угловатая и харизматичная для нового ИЖа. Возможно причиной явилось удешевление производства. (ради демонстрации привожу фотку, где одинокая муфта от ИЖ-22 собрана с таким же одиноким компрессором от ИЖ-38 - всё работает как тут и былО - как и в ПСРМ-2-55, кстати, но это отдельная история )
Задник изменился внутренне - убран штырь-направляющая, просверлен чуть глубже, в связи с чем пружину стали ставить более длинную и с ф 3,0мм, в результате чего увеличилась мощность винтовки. СК теперь штифтуется тем же штифтом, что и задник в компрессоре - поэтому отверстие в компрессоре под штифт отстоит ближе от его заднего края, чем у ИЖ-22 (см.фото). Поршень стал менее массивным, чем у ИЖ-22 - тоньше передняя стенка. А также добавился утяжелитель (кажется на 75 грамм). Ход поршня остался прежним - около 60мм. Насчёт стволика ничего сказать не могу - мой экземпляр достался мне без дудки, поэтому её истинный диаметр я не знаю. Думается (и указывается другими), что он также был 14,5 - 15 миллиметров. Основное отличие от всех предыдущих моделей - 6 нарезов в кованном стволике. Мушка изменена с острой ИЖ-22 на кольцевую с пеньком внутри. Мушка также напрессовывалась на стволик, но стала более массивной, что наверное сделано как надульник-утяжелитель для повышения точности более мощной винтовки. Целик в отличие от ИЖ-22 более сложной конструкции, но ставится как и прежде в выфрезерованный паз на муфте. Ложа также от ИЖ-22, только вместо медальончиков, которые крепились двумя штырьками-клёпками в круглом углублении ложи, углубления оставили не просверленными и добавили какую-то непонятную аппликацию в виде снежинки что-ли? Т.е. каких-либо надписей, что это ИЖ-38, на пластике не стало. Год выпуска, в отличие от ИЖ-22, теперь стали кодировать двумя первыми цифрами серийного номера на муфте.
3. 1985(?)-1992(?) происходит очередная модификация ИЖ-38, которую для удобства назовём литерой "Н" - "новый, непонятный, неописанный, неизвестный, неназванный". На фотках он третий снизу (слева) 1988 года выпуска. Основное отличие от ИЖ-38 "К" - диаметр дудки уменьшился до 13мм (теперь навсегда ) и отпала необходимость её проточки под отверстие муфты, а также появилось запирание муфты ригелем. Для последнего муфту изменили кардинально, а в компрессоре вместо стоявшего там ранее ригеля просто запрессовали клин. Размеры гнезда остались те же. Обратите внимание на фотки - хорошо видно, что на компрессоре теперь нет маленького отверстия под штифтик ригеля ИЖей 22, 38"Р", 38"К". Зато в муфте появилось маленькое ответстие под штифтик ригеля, которое затем перейдёт и на ИЖ-38"П" и на ИЖ-38"С" и на Мурку (но это забегая вперёд). Уплотнение перепуска теперь тоже перекочевало на компрессор, в котором под него появилось сложное гнездо, в отличие от просто бывшей ранее "дыры" перепуска. Задник и поршень те же. Ход поршня как и был - около 60мм. Компрессор всё тот же - обратите внимание на фото - он с ДВУМЯ винтами крепления муфты! Длинна 280мм от края рогов до конца цилиндра. И клеймо присутствует.
Однако, имею экземпляр компрессора (см на следующем фото он третий слева), на котором клеймо ИЖ-38 есть, а щита со стрелкой уже нет! Может это брак, а может постепенное удешевление технологии, т.к. далее клейма не будет уже вообще, что станет ясно из описания следующей модификации.
Ложи у меня также нет, но из описания ТС - она всё такая же как и в предыдущие десятилетия, в вишнёвых тонах, но только уже с надписями СССР и ИЖ-38 на прикладе или цевье. И это не удивительно, ведь компрессор-то конструктивно не менялся! (не считая ригеля, но он на способ крепления с ложей не влияет).
4. 1992(?)-1993(?) очередная модификация ИЖ-38, которую для удобства назовём "П" - "переходная", на чём как раз и настаивают знатоки истории ИЖей. Главное изменение - уменьшение общей длины и рабочей части компрессора (где-то 265мм). Это хорошо видно как на предыдущих фотках (все компрессоры я специально укладывал вровень рогами), так и на последующих с линейкой. Он предпоследний справа (или сверху).
Также на фотках видно, что уменьшилась длина и тяги взвода - где-то на сантиметр, в отличие от ИЖей от 22 до 38"Н". Ход поршня соответственно стал меньше - около 52мм.
Клеймо ИЖ-38 и щит со стрелкой теперь исчезли совсем, НО проточки-ластохвоста ещё нет! Целик так и продолжает ставиться на муфту! У меня винт 1993 или 1995 года выпуска (не очень хорошо видна вторая цифра) и без ложи, поэтому о последней ничего сказать не могу.
5. 1993(?)-2001(?) заключительная модификация - ИЖ-38"С" - "Спорт". Также хорошо известна многим. Возникла из ИЖ-38"П". Короткий компрессор 265мм, ход поршня около 52мм. Запирание ригелем. НО теперь на компрессоре выфрезерован ластохвост и целик перенесён на него. На фотках он крайний справа или сверху. Мушка несколько крупнее, чем у предыдущих модификаций и имеет надпись ИЖ-38С (на фотке верхние две, нижняя от ИЖ-38"Н").
Ложа стала несколько другой - чёрного пластика, с надписями "ИЖ-38 С", "ЩИТ", "Пневма 4,5" и украшена несколько неудачной на мой взгляд абстракцией. В связи с изменением размеров компрессора соответственно изменились и пропорции крепления его к ложе. Новые не совсем подходят для предыдущих модификаций ИЖ-38, но прикрепить всё же можно чуть подправив расточки в пластике или сделав новые.
В заключение осталось отметить, что в какой-то из мидификаций появились телескопические утяжелители (см фотки). Они попали ко мне с запчастями от ИЖ-38"С", но я не уверен в этой аутентичности, т.к. ранее читал, что такие были в самых ранних модификациях, которые я условно обозначил здесь как ИЖ-38 "Р" или "К", но не в "С".
Далее - поршни ИЖ-38 различаются размерами, условна делясь на 2 типа. Один ещё чуть легче и короче другого, а оба короче и легче поршня ИЖ-22. Какой тип на каких модификациях использовался - тоже планирую подизучить...
Также хотелось бы обратить внимание на качество воронения железа ИЖ-38. В отличие от 22 и даже ПСРМ, наряду с их качественным оксидированием у меня например покрытие на ИЖ-38 "Н" другое - стирается от ацетона или другого растворителя (Клевер что-ли?). А один из ИЖ-38"С" 2001гв вообще покрашен какой-то чёрной краской довольно толстым слоем. Как-то на форуме писАли, что это экспериментальное покрытие для Ижевских огнестрелов спецназначения.
-
- Подпоручик
- Сообщения: 4123
- Зарегистрирован: 22 апр 2005, 18:49
С в 38 расшифровывается как стандарт, судя по паспорту.
-
- Сообщения: 36
- Зарегистрирован: 16 июл 2011, 23:34
а можно фотку паспорта? а то все говорят - "Спорт". вроде и в книге Наганта такое же наименование... короче для фактов, как и планировалсь темка...Starhunter писал(а): С в 38 расшифровывается как стандарт, судя по паспорту.
-
- Сообщения: 36
- Зарегистрирован: 16 июл 2011, 23:34
Спасибо, внёс поправки в текст, теперь будем знатьStarhunter писал(а): С в 38 расшифровывается как стандарт, судя по паспорту.
интересно. со щитом делотакое-где-то в начале 90х вдруг обнаружилось что этот щит патентно на экспорт никак не защищен. потому его убрали. пытались изменить форму на угловатую, кое-где на продукции встречается,но массово так и не пошло. зато Байкал стал заводским (при СССР принадлежал ВО Разноэкспорт).
маркировка модели по русски и английски-это не ранние-поздние (хотя сколь-то возможно), а экспорт-внутренний рынок
маркировка модели по русски и английски-это не ранние-поздние (хотя сколь-то возможно), а экспорт-внутренний рынок
дерево тоже делали для экспорта. вообще экспортное исполнение было сделано более тщательно и стоило на внутреннем рынке что-то +18%. Экспорт на внутренний рынок попадал в некоторых количествах, просто потому что делали его с запасом, больше чем заказывали- просто чтоб проще отгрузку комплектовать. маркировку экспортную пытались временами ставить вообще на весь выпуск,оно допускалось- просто чтоб лишний раз инструмент не перенастраивать.
-
- Сообщения: 36
- Зарегистрирован: 16 июл 2011, 23:34
дык писал(а): маркировка модели по русски и английски-это не ранние-поздние (хотя сколь-то возможно), а экспорт-внутренний рынок
дык писал(а): дерево тоже делали для экспорта.
ОЧ познавательно, спасибо, добавил в Обзор. Проверьте правильность изложения, т.к. не очень понял про возникновение "Байкал" и не помню ВО Разноэкспорт (?) .дык писал(а): маркировку экспортную пытались временами ставить вообще на весь выпуск,оно допускалось- просто чтоб лишний раз инструмент не перенастраивать.
...своим мнением исходил из того, что на ИЖ-22 надпись по-русски видел крайне редко и как правило это были судя по всему ранние модели (в смысле видел на фотках владельцев, у меня самого есть три ложи и все по-английски). В основном надписи по-английски и качество этих изделий не позволяет подозревать в них экспорт - значит шло на внутренний рынок "типа всё как для запада". А вот с деревянной ложей испонение весьма недурственно - явно на экспорт. И ещё - из детства в тирах и на уроках НВП в школе ВООБЩЕ не помню пневматику с деревянными ложами! А ведь тогда там явно были госпоставки, и скорее всего через ДОСААФ или ГОРОНО.
Разноэкспорт торговал на запад оружие и патроны под торговыми марками Байкал -охотничье и Восток- спортивное. отсюда V который до сих пор есть на донцах некоторых малокалиберных патронов, причем только на латуни,черные железные были охотничьи внутреннего рынка. с кончиной СССР помер и Разноэкспорт- заводам самим торговать за бугром разрешили. Мехзавод подсуетился и купил марку Байкал, раньше ее ставили и Тула и Краснозаводск и Ижмаш.
в том и дело что ДОСААФ -госпоставки. им и давали попроще-подешевле. а свободной продажи почти и не было, потому старых деревянных и мало.
в том и дело что ДОСААФ -госпоставки. им и давали попроще-подешевле. а свободной продажи почти и не было, потому старых деревянных и мало.
-
- Генерал-майор
- Сообщения: 27791
- Зарегистрирован: 07 ноя 2010, 22:27
- Страна: Украина
- Откуда: Донецк
Интересная тема, серьезный подход, зачот.
Только, боюсь ясности не прибавится.
Насчет маркировки года производства буквой - практика, перенята у немцев.
В 1945-м году с военных и просто оружейных заводов Зуля было вывезено технологическое оборудование и документация, среди которых оказалось и оборудование для пр-ва пневматической винтовки. Предположительно, Диана 22.
Скорее всего именно на ее базе была выпущена ПСР.
Только, боюсь ясности не прибавится.
Насчет маркировки года производства буквой - практика, перенята у немцев.
В 1945-м году с военных и просто оружейных заводов Зуля было вывезено технологическое оборудование и документация, среди которых оказалось и оборудование для пр-ва пневматической винтовки. Предположительно, Диана 22.
Скорее всего именно на ее базе была выпущена ПСР.
думаю немцы не при чем. не было на мехзаводе трофейных станков. да и если бы были -на такой ширпотреб бы не дали. как прототип конечно немецкую винтовку могли и взять. кажись первой пневмой ижмеха был какой-то пружинный пистолет, чуть ли еще не во время войны сделаный (в конце по конверсии), особо я не интересовался.
раньше год выпуска на мехзаводской продукции маркировался отдельно. убрали год где-то в конце 50х-начае 60х кажется, как раз для того чтобы выпуск нельзя было смаху определить. чисто для торговли, чтоб прошлогодние ружья не залеживались
раньше год выпуска на мехзаводской продукции маркировался отдельно. убрали год где-то в конце 50х-начае 60х кажется, как раз для того чтобы выпуск нельзя было смаху определить. чисто для торговли, чтоб прошлогодние ружья не залеживались
-
- Генерал-майор
- Сообщения: 27791
- Зарегистрирован: 07 ноя 2010, 22:27
- Страна: Украина
- Откуда: Донецк
Деловтомшо линия станков, настроенная на выпуск пневмо-винтовки + тех.документация = не смогут выдать детали для швейных машин, а на выходе такой производственной линии после цепочки операций по обработке заготовок будет только пневмовинтовка.дык писал(а): не было на мехзаводе трофейных станков. да и если бы были -на такой ширпотреб бы не дали.
ПСР делали и до войны, но называлась она просто спорт. Ьыла у меня такая, 30-х годов.
У дяди Жени ycb1 тоже вроди есть такая.
У дяди Жени ycb1 тоже вроди есть такая.
А еще KVK по ней обзор с фото сделал:gnom писал(а):... спорт. ... 30-х годов.
У дяди Жени ycb1 тоже вроди есть такая.
Пневматическая винтовка "СПОРТ". 1936 год выпуска.
Техническую документацию пневматической винтовки Диана 22, немцы передали Советскому Союзу в начале 30-х годов. Ижевцы сразу же изменили конструкцию, так как производство некоторых деталий было не возможно на имеющихся станках ( ну, небыло у нас немецких станков). Запустили серийный выпуск в 1934 году. До войны Ижевское изделие называлось "Спорт", после ПСР.
-
- Сообщения: 36
- Зарегистрирован: 16 июл 2011, 23:34
...на компрессорах ПСРМ-ок существуют клейма 1955, 1956 и 1961(!) со звездой в щите, а также 1964 и 1965 со стрелкой в щите. Других годов я не видел нигде... Думал над этим - скорее выбитые года можно считать "образца такого-то года", а не годом выпуска, т.к. буквы кода годов на муфтах разные - значит года выпуска тоже. Т.е. от клейма года на компрессоре отказались по причине неудобства совпадения с буквой на муфте. А возможно и "чтобы не залёживались прошлогодние ружья". Но это уже на ИЖ-22 и как принято считать в 1966 году. Т.е в 1965 ещё были (правда на ПСРМ), а в 1966 на ИЖ-22 уже нет.дык писал(а): раньше год выпуска на мехзаводской продукции маркировался отдельно. убрали год где-то в конце 50х-начае 60х кажется, как раз для того чтобы выпуск нельзя было смаху определить. чисто для торговли, чтоб прошлогодние ружья не залеживались
Далее на ИЖ-38"Р" год шифруется буквой - а это 1978-1980(м.б. 1982)г.г., а на ИЖ-38"К" уже цифры и самый ранний я видел на фотке 1985г.
Т.е. буквы существовали с 1966 по 1984(м.б. 1982)г.г. ИМХО. на советских ППП, по крайней мере.
А вообще с буквами на ПСРМ, ИЖ-22 и ИЖ-38"Р" полная неразбериха, поэтому продумываю организовать ещё темку по этой интересной части истории. Совместными усилиями разобраться можно - кто-то чётко помнит год покупки, у кого-то доки сохранились...
от себя добавлю имел счастие общаться с 2мя ижами 38с-95 и 02 годов выпуска, оба утяжелителей-направляющих не имели,а образец 95 года вообще под кож манжет.
И еще забавный факт ИЖ 2002 года на штатной пружине и утяже от иж 60 выдает 165-170мс полуграммом, а 1995 года- никак не гонится выше 120мс
поршень заменил на стандартный с пластиковой манжетой, пружина гх резанная, смазка шрусом и тд и тп...
И еще забавный факт ИЖ 2002 года на штатной пружине и утяже от иж 60 выдает 165-170мс полуграммом, а 1995 года- никак не гонится выше 120мс
поршень заменил на стандартный с пластиковой манжетой, пружина гх резанная, смазка шрусом и тд и тп...
-
- Сообщения: 36
- Зарегистрирован: 16 июл 2011, 23:34
пластик-манжета не притёрлась ещё, может перепуск сифонит... а ГХ-пружина мощная - усилие страгивания рано преодолевает. расширять юбку пули пробовал? и вообще настройку по классической процедуре делал?NikeTT писал(а): поршень заменил на стандартный с пластиковой манжетой, пружина гх резанная, смазка шрусом и тд и тп...
тогда такой жесткой специализации почти не было, универсальные станки были. но на ижмехе трофейных не было, про ижмаш не скажу. но на ижмаше пневму не делали- после войны в смысле.b4now писал(а):Деловтомшо линия станков, настроенная на выпуск пневмо-винтовки +
буквы в номере с годами напрямую не связаны, по модификациям отличались. то есть на разных модификациях (для пневматики- моделях, модификаций практически не было) одного года буквы разные. последние две цифры года вместо буквы начали ставить с изменением ГОСТа на маркировку, где-то в конце 86г.
-
- Сообщения: 36
- Зарегистрирован: 16 июл 2011, 23:34
одного года и разные буквы?! это круто...дык писал(а): буквы в номере с годами напрямую не связаны, по модификациям отличались. то есть на разных модификациях (для пневматики- моделях, модификаций практически не было) одного года буквы разные.
не знаю, не знаю... щас найду (где-то были, вот одна внизу) и прикреплю фотки муфт ИЖ-38 с номерами 85, 82 И ДАЖЕ 79! и это без букв! так что разбираться и разбираться...дык писал(а): последние две цифры года вместо буквы начали ставить с изменением ГОСТа на маркировку, где-то в конце 86г.
но на разных модификацияхЛеший-ЛЕфША писал(а):одного года и разные буквы?!
-
- Сообщения: 36
- Зарегистрирован: 16 июл 2011, 23:34
приветствую всех, зашедших в эту темку.
заполучил наконец-то ИЖик с 12-нарезной дудкой и продолжил исследования. На подходе ещё ИЖ-38П для коллекции, после чего описание планирую окончательно завершить.
На данный момент, как и обещал, вписал в первый пост ещё МНОГО чего... знакомьтесь на здоровье, вопросов по ИЖикам 38, надеюсь, теперь станет меньше, а ясности больше...
заполучил наконец-то ИЖик с 12-нарезной дудкой и продолжил исследования. На подходе ещё ИЖ-38П для коллекции, после чего описание планирую окончательно завершить.
На данный момент, как и обещал, вписал в первый пост ещё МНОГО чего... знакомьтесь на здоровье, вопросов по ИЖикам 38, надеюсь, теперь станет меньше, а ясности больше...
надо фотки выложить 12 нарезного ижика как никак писец какой раритет. Я знаю что есть еще один у косманавта78 такой же
На правом креплении (или кронштейне?) компресора видна какая то выбитая буква или цифирь.Она имеет какое нибудь отношение к маркировке на муфте? Совпадает или нет?Леший-ЛЕфША писал(а): не знаю, не знаю... щас найду (где-то были, вот одна внизу) и прикреплю фотки муфт ИЖ-38 с номерами 85, 82 И ДАЖЕ 79! и это без букв! так что разбираться и разбираться...
-
- Сообщения: 36
- Зарегистрирован: 16 июл 2011, 23:34
имеется ввиду клеймо на скобе компрессора или на рогах компрессора? если справа - то наверное, на правом роге компрессора... обращал внимание, что бывают какие-то буквы (и там и там), но их связи с номером не наблюдал. В отличие от ПСРМ - у них номер снизу на первой скобе компрессора выбит и совпадает с номером на муфте, только без буквы...saifulla писал(а): На правом креплении (или кронштейне?) компресора видна какая то выбитая буква или цифирь.Она имеет какое нибудь отношение к маркировке на муфте? Совпадает или нет?
Сейчас шаманю ПСРМ 1963 года ,клеймо щит со звездой.Ну это так, в общую копилку !Леший-ЛЕфША писал(а):...на компрессорах ПСРМ-ок существуют клейма 1955, 1956 и 1961(!) со звездой в щите, а также 1964 и 1965 со стрелкой в щите. Других годов я не видел нигде...дык писал(а): раньше год выпуска на мехзаводской продукции маркировался отдельно. убрали год где-то в конце 50х-начае 60х кажется, как раз для того чтобы выпуск нельзя было смаху определить. чисто для торговли, чтоб прошлогодние ружья не залеживались
-
- Рядовой
- Сообщения: 111
- Зарегистрирован: 09 ноя 2011, 02:00
Приветствую Вас "Ижоводы",хочу поделиться информацией с Вами.Мне по случаю достались две винтовки,одна Иж-38,а вторая Иж-38С,так вот,у Иж-38 манжетта кожанная,а у Иж-38С уже силиконовая,взаимозаменяемости ни какой,так что перед преобретением новой манжетты в магазине убедитесь какая именно винтовка у Вас.
-
- Сообщения: 62
- Зарегистрирован: 21 июл 2013, 16:53
Сборная солянка ИМХО
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 4 гостя