Тоже велик
У меня никогда не было мотоцикла. И даже мопеда. Да чего там, даже велика с моторчиком - не было! А тут оказалось, что за ссущие копейки можно взять целый настоящий двигатель внутреннего сгорания в составе готового к установке на велосипед комплекта. Копейки - это примерно 7 тысяч рублей без доставки. Правда, с бесплатной доставкой ни одного варианта не нашлось, поэтому китайский мотор F-80 обошёлся в 12,5 тысяч рублей. Ехал, гад, больше месяца, успев в аккурат к последнему дню отпуска...
Как выбирал? Этих китайских моторов, все на вид одинаковые плюс-минус цвет, хоть попой ешь. Похоже, делают их в разных подвалах по всему Китаю. Судя по тому, что говорят люди на профильных форумах, качество этих моторов растёт, но всё равно бывает разным. Так или иначе, очевидно следующее: 1. как минимум в Китае на этом реально и массово ездят; 2. моя личная задача - в первую очередь просто попробовать и поковыряться, даже если вменяемо (долго, надёжно) ездить оно не станет. Зажмурившись, выбрал более-менее понравившийся по цене вариант.
Попытка поженить с велосипедом номер 1.
Поганить сомнительным апгрейдом нормальный рабочий велик - не хотелось. Но лень взяла верх и, разложив по полу инструмент (кувалда, лом, огромные кусачки, газовая горелка), принялся прикидывать, как засунуть сей чудной китайский гений в раму GT. Первым делом надо было установить моторную звезду. Звезда варварским образом крепится через толстые резиновые прокладки прямо на спицы колеса с левой стороны. Похабно, но вроде как решение отработано годами и вообще 'все так делают'. Но оказалось, что крепежных отверстий в звезде - девять и они никак не попадают в просветы между спиц моего колеса, у которого 32 спицы и число просветов между спиц на боковинах колеса кратно 8-и. В лучшем случае можно закрепить звезду на 4 болта из 9. При чём единственная комбинация, как эти 4 болта можно затолкнуть - друг за другом в несколько соседних отверстий... Применив заклятие 3Д печати, выдумал какой-то адский переходник из цельного куска пластика. Моторная звезда прикручивается к этому переходнику, а потом уже переходник крепится к спицам колеса. Кое-как, задача крепления звезды была решена. Но следом вылезли другие обстоятельства, например крепление мотора. Кое-как придумав, как закрепить мотор к трубам рамы, диаметр которых был ощутимо больше тех креплений, на которые рассчитан мотор, оказалось, что не хватает места карбюратору. Или, точнее, почти хватает - но нужно как-то выкручиваться, что-то отпиливать или поворачивать на неестественные углы... И что моторная звезда, установленная на моё супер-технологичное крепление из сраной пластмассы, оказалась в итоге не в одной плоскости с ведущей звездой мотора. Промудохавшись дня три к ряду, убрал всё обратно в коробку и велосипед отставил в сторону.
Про мотор.
Чуть не забыл рассказать про сам двигатель. Мотор выглядит совершенно похабно. Покрашено всё черной гуашью, которая отваливается кусками при любом удобном случае. Крепежи местами гнутые, в одном месте сорвана резьба и с другой стороны как бы невзначай накручена гайка - типа так и было задумано. Сцепление залипшее, пока не скинул крышку со стороны редуктора и не расшевелил механизм легкими постукиваниями кувалды. Особо доставила инструкция в комплекте! Дорогая цветная полиграфия формата А4 на толстой глянцевой бумаге, но при этом - все тексты из пикселей, будто их из пэйнта вставили, подробность изложения просто ошеломляющая - в духе: 'чтобы сделать это, должно получиться как на картинке' и превосходная поясняющая фотография с разрешением как у иконки... В общем, если эти китайские моторы бывают разные по качеству, то мне явно достался лучший!
Попытка поженить с велосипедом номер 2.
Для продолжения моих не половых упражнений решил купить отдельный велосипед. Так как задача - поковыряться, то велосипед должен быть недорогой. С железной рамой и чтобы в колёсьях у него было по 36 спиц, а не по 32. Оказалось, что найти банальный ашанбайк или прочий завялящий стелс в наших краях не так то просто. Даже в торговых центрах, среди бесконечных рядов муляжей, которые родители покупают ребёнкам в начале лета, сплошь велики, у которых или рама из алюминия, или геометрия этой самой рамы идиотская (для мотора нужен большой классический треугольный просвет) или сам велосипед имеет декоративные размеры. Зато обязательно - 100500 скоростей и весь с пружинами спереди и сзади! Где же блин простые односкоростные, с треугольными рамами, с большими колёсами?! Заглянул в спец. магазин. Вот, пожалуйста, отличный классический велосипед, одна скорость, большая железная рама, всего навсего 23 тысячи рублей.
Надо сказать, что к этому моменту меня уже закусило: финансово можно было и дорогой велик взять и даже можно было взять настоящий готовый велосипед на батарейках под ключ - заряди и ехай. Но задача была поставлена и надо было докончить дело до конца! В общем, нашёлся какой-то местный подвал-магазин, который возит китайские велики под заказ. И в нём был куплен отличный китайский муляж на стальной раме с половыми признаками как у настоящего мтбшника. Правда, пришлось ждать почти две недели, пока его привезли. Обошлось это чудо-юдо в 10,5 тысяч рублей.
Велик был в большой картонной коробке, разобранный на части.. Продавец даже искренне думала, что я вот так, в коробке, его и потащу
Скрутил всё на месте, чтобы укатить своим ходом. Но оказалось, что в магазине, который торгует велосипедами, НЕТУ насоса. N километров катил его пешком до ПМЖ. По качеству сей китайский велик был гораздо лучше, чем китайский мотор. На ощупь, железо в нём было вполне себе железным, а низкая цена обусловлена не материалами, а применением устаревших узлов и решений, которых на нормальном велике в XXI веке не найти. Плюс - врождённая кривизна некоторых деталей и резьбы, нерезаные под углом. А ещё, вопреки изображению на фото, спиц в колесах было также по 32 штуки.
С грустью смотрел я на это целую неделю. Прикладывал звезду к колесу, заглядывая в крепёжные отверстия. Как не поворачивай, почти во все просветы виднеются спицы, в этом плане колесо практически ничем не отличается от велосипеда номер 1. В субботу, потеряв терпение, накатил пивка и решил взять быка за рога. Где-то прочитал, как народ запросто на такие колеса эти звёзды прикручивает, только из 9 болтов удается 'всего' 8 закрутить. Запихал болты в отверстия, зажмурился и с размаху херакнул звезду об колесо
Полчаса спустя звезда была прикручена на 8 болтов, как и завещали легенды. И при вращении колеса выглядела относительно без биений. Дальше сборка пошла без осложнений. Прикрутил мотор, поставил новые рукоятки на руль. Опасался, что штатные резиновые затрахаюсь снимать, но те слезли с руля простым приложением грубой силы. Потом ещё долго смотрел на уже собранный 'дырчик'. Вдруг что-то ещё осталось? Забыл что-то прикрутить? Или что-то прикрутил неправильно? Ввиду высокой информативности штатной инструкции по сборке, делалось все по инструкциям из ютуба. В ютубе инструкции были очень подробные и наглядные, но не затрагивали некоторые нюансы, которые возникали с конкретно моим велосипедом и конкретно моим мотором.
Это вправду может ехать?
С самого со сранья следующего дня запланировал лётные испытания. Утром заглянул в канистру, из которой кормилась бензопила. От бензина там остался только запах. Первый квест - сходить до заправки, благо она буквально через дорогу от моего дома. Запихал в рюкзак инструменты и бутылку с топливной смесью, выпердолил по лестнице с *сятого этажа своё чудо инженерной мысли. Кстати, насчёт веса, аппарат не ощущается тяжелым. Плюс минус как обычный велик. Но его менее удобно тащить - на плечо не закинуть, ибо место под рамой занято мотором. Возможно стоит подумать о какой-то лямке, чтобы сверху к раме её прилаживать, особенно для затаскивания обратно в квартиру.
Оказавшись на улице, отжимаю сцепление (рукоятка имеет фиксатор и позволяет фиксировать сцепление в отжатом состоянии) и на педалях откатываю это дело подальше от глаз ноусёров, в уютные трущёбы среди гаражей. При езде моторная цепь вращается в холостую и забавно стрекочет. Особого сопротивления при езде на педалях, впрочем, не ощущается. Правда ехал только на средних передачах, вроде как гнать не к чему. Заодно убедился, что в случае чего без проблем на педалях доехать, в общем свойства велосипеда не просраны.
Остановился, залил в бак бензина. Конечно-же плеснув ещё и снаружи, нельзя же всё точно в горловину бака заливать
С умным видом потыкал пальцем в карбюратор, понажимав на нём всякие пимпочки и пошевелив всякие рычажки - так, будто я хоть что-то понимаю в двигателях. Интересно, поедет ли вся эта хрень? По замыслу, запуск двигателя прост. Надо просто разогнаться на педалях, а потом отпустить сцепление, чтобы передаваемое с колеса через моторную цепь усилие провернуло этот самый мотор. Разгонясь, отпускаю сцепление. Раздается 'дырк-дырк-хлюп-дырк-дррррРРР!' Якорь мне в задницу, оно завелось! Китайский. Необкатанный. Криво собранный мотор. С первого раза. С первого раза, Карл! Офигев от такого чуда, забываю, что подсос в карбе надо бы прикрыть, поэтому мотор с брошенным газом фигачит на средних оборотах, бодро расталкивая велик вместе с сотней Кг ездюка на нём до 25~30 км/ч. На удивление, мотор (со штатным глушителем) работает не громко, по крайне мере на средних оборотах. Боялся, что будет орать как бензопила.
Покатался хорошо. Метров наверное аж стописят проехал. Что-то негромко звякнуло и мотор заглох. Обычное, думаю, дело - холодный, необкатаный, сейчас снова заведу. Но как-то не заводится и велик без усилия разгоняется. Слезаю, смотрю - цепь моторная лопнула. На две сука части! В одном месте разъединилась по замку (замок благополучно просран, минут 10 поискал по пыльной дороге, не нашёл), в другом месте звено разобралось. Звено и другой кусок цепи нашёл.
Теперь вот думаю. Есть ли смысл эту цепь собирать и обратно ставить или покупать новую? В чём вообще причина? Сама цепь говно или установлена может неправильно была? Натяжитель цепи и сила натяжения - всё по инструкциям было сделано. Хотя, вроде, от натяжения только износ зависит, а не принципиальная работоспособность.
Так или иначе, впечатлений на пару недель вперёд! И проехать-то надо было всего ничего, не долго и не подвергая себя риску ездой по автодорогам. В общем, всем рекомендую!