http://www.advokat-777.ru/form1216.html
Усложнение процедуры продления срока не повлекло существенных изменений на практике. По словам первого заместителя Генерального прокурора РФ Ю. Бирюкова, уголовные дела по-прежнему возбуждались несвоевременно: 'В разных регионах страны от 20 до 90% решений по заявленным сообщениям о преступлениях принимается следователями и дознавателями в срок свыше 3-10 суток: Зачастую нарушается и порядок проведения доследственной проверки, в материалах отсутствуют ходатайства о продлении срока. При наличии рапортов с такими ходатайствами они, как правило, немотивированны, не содержат сведений о необходимости проведения конкретных проверочных мероприятий к предполагаемым для этого срокам'1.
В 2003 г. ч. 3 ст. 144 УПК РФ была дополнена нормой о том, что при необходимости проведения документальных проверок или ревизий прокурор вправе по ходатайству следователя или дознавателя продлить срок, предусмотренный ч. 1 данной статьи, до 30 суток. Однако разъяснений о сути и назначении документальных проверки или ревизий в законе не содержалось2.
В 2007 г. в ч. 1 ст. 144 слова 'и прокурор' были исключены, а ч. 3 данной статьи изложена в следующей редакции: '3. Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок, установленный частью первой настоящей статьи, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток'3.
Срок предварительного расследования преступления зависит от его формы. Согласно ч. 1, 2 ст. 162 УПК РФ предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышающий 2 месяцев со дня возбуждения уголовного дела. В срок предварительного следствия включается время со дня возбуждения уголовного дела и до дня его направления прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до дня вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу. Дознание производится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. При необходимости этот срок может быть продлен прокурором до 30 суток (ч. 3 ст. 223 Кодекса).
Таким образом, сегодня реальный (а в некоторых случаях и предусмотренный законом с учетом продления) срок принятия решений по сообщениям о преступлениях сопоставим со сроком предварительного расследования преступлений.
В ближайшее время должны быть направлены на рассмотрение Правительства РФ, а затем в Госдуму законопроекты, позволяющие расследовать некоторые преступления в ускоренном режиме (за 2-3 недели)4. В этих условиях необходимость сокращения процессуальных и реальных сроков на стадии возбуждения уголовного дела будет особенно очевидной.
Представляется непоследовательной регламентация начальных этапов досудебного производства. С одной стороны, закон предписывает органу дознания при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, возбудить уголовное дело и произвести неотложные следственные действия в порядке ст. 146 УПК РФ (ч. 1 ст. 157 Кодекса).
С другой стороны, разрешено не начинать производство неотложных следственных действий в течение 10, а в отдельных случаях 30 суток. Даже предписание органу дознания, дознавателю, следователю принимать меры по сохранению следов преступления сделано почему-то лишь для случая вынесения решения о передаче сообщения по подследственности или в суд (ч. 3 ст. 145 УПК РФ).
Конституционный Суд РФ указал, что 'незаконное и необоснованное продление сроков предварительного расследования, а тем более приостановление производства по делу могут стать причиной утраты доказательств по делу и тем самым привести к невозможности восстановления нарушенных прав и законных интересов участников процесса, к нарушению гарантируемого ст. 52 Конституции РФ права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью на доступ к правосудию и компенсацию причиненного вреда'5. По мнению автора, это относится также к срокам принятия процессуальных решений на стадии возбуждения уголовного дела.
Предусмотренная УПК РФ проверка любого сообщения о преступлении заключается не в собирании дополнительных (помимо сообщения о преступлении) сведений, а в мысленной (логической) оценке сообщения о преступлении в целях установления наличия повода для возбуждения уголовного дела и признаков преступления6. Следовательно, нет необходимости в указанных сроках для проверки сообщения и принятия по нему решения7.
Так, Инструкция МВД России от 11.08.94 ? 1/3782 предписывала: 'Создать при дежурных частях необходимое количество групп немедленного реагирования и следственно-оперативных групп, в том числе на постоянной основе. Обеспечить принятие ими процессуальных решений по материалам, как правило, в течение дежурных суток (здесь и далее выделено мною. - Авт.)'8.
Дежурная следственно-оперативная группа должна немедленно реагировать на сообщение о преступлении, произвести неотложные следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия по 'горячим следам'9. Дежурный по органу внутренних дел при поступлении сообщения о преступлении обязан незамедлительно организовать выезд следственно-оперативной группы на место преступления10.
Типовое положение о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях11 предписывает должностному лицу, правомочному либо уполномоченному проводить проверку или организацию проверки сообщения о преступлении с учетом содержащихся в сообщении сведений, требующих неотложного реагирования, в пределах своей компетенции принять незамедлительные меры:
- по предотвращению и пресечению преступления;
- по обнаружению признаков преступления, сохранению и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих закрепления, изъятия и исследования.
Вместе с тем действующий уголовно-процессуальный закон до недавнего времени позволял вести проверку сообщения о преступлении в течение многих месяцев за счет неоднократного возвращения прокурором материалов для дополнительных проверок (ч. 4 ст. 146, ч. 6 ст. 148 УПК РФ в редакции Федерального закона от 29.05.2002 ? 58-ФЗ).
22.07.2003 в центре Москвы произошло столкновение двух автомобилей, управляемых соответственно Д. и К. В результате ДТП Д. погиб.
В течение 8 месяцев с момента совершения ДТП следователем трижды (23.09.2003, 29.01.2004, 16.04.2004) выносились постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении К. в связи с отсутствием в его действиях состава преступления (п. 2 ч. 2 ст. 24 УПК РФ). Каждое из этих постановлений отменялось заместителем прокурора как необоснованное, материал направлялся для проведения дополнительной проверки с указанием на необходимость проведения определенных действий.
После этого М., вдова погибшего гражданина Д., обратилась с жалобой в прокуратуру г. Москвы.
16.08.2004 (по прошествии года после совершения ДТП) заместителем прокурора Центрального административного округа г. Москвы было принято решение о возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 264 УК РФ.
Столь длительные сроки проверки вместе со сроками последующего предварительного расследования и судебного производства сопоставимы с установленными в уголовном законе сроками давности, истечение которых влечет освобождение от уголовной ответственности (ст. 78, 94 УК РФ).
конец цитаты.
короче говоря - при желании можно тянуть с возбуждением УД сколько угодно!