Интересные подробности экспозиции "Угольная шахта".
Источник:
https://polymus.ru/ru/museum/pros/resea ... rs/149729/
Замечательной практической реализацией этих идей стало создание при Отделе топлива в Политехническом музее показательной каменноугольной
шахты. Подземная шахта в центре Москвы (миниатюрный 'подлинный Донбасс')
была построена при непосредственном участии Вильямса в кратчайшие
сроки. Проект по его техническому заданию был разработан сотрудниками
Московского Горного института им. Сталина. Шахта располагалась во дворе
южного крыла здания музея на глубине 3-х метров и занимала площадь в 362
м2. Строительство шахты началось в июле 1931 г., основной объем работ
был выполнен к середине 1933 г. (земляные работы, устройство лав,
штреков, креплений, изготовление и установка манекенов и др.).
Оставалось провести работы по установке вентиляции, теплового
оборудования; чтобы защитить деревянные крепления шахтных выработок от
сырости, необходимо было заново асфальтировать двор над шахтой. Все
демонстрируемое шахтное оборудование, а также два вагона угля-антрацита
для облицовки стен было предоставлено предприятиями Украины бесплатно
[17]. Шахта начала принимать посетителей в 1934 г.
Показом шахты обычно завершалась экскурсия для групп школьников и студентов
по экспозиции Отдела топлива. Из зала 3-го этажа
посетитель попадал в ствол шахты, где демонстрировались все существующие
типы крепей, спускался в штрек, где можно было наблюдать работу
забойщиков, доставку угля санками (на манекенах) и с помощью скреперов,
взрывные работы, действие отбойных молотков и врубовых машин,
газобезопасное шахтное освещение, насос для откачки воды,
механизированную лаву. Посетитель видел все это в натуральную величину и
в естественных условиях, наблюдал за работой аппаратуры, приводимой в
движение, как сжатым воздухом, так и электричеством, мог проследить, в
чем заключается разница между ручной и механизированной работой [18].
Все эти творческие новации выдвинули Отдел топлива на ведущие позиции в
музее. Пресса того времени писала, что 'Топливный отдел по богатству и
научному содержанию является лучшим в музее' [19].
Как видим, данные о глубине шахты не совсем совпадают с другими источниками.
Если глубина лав и штреков действительно 3 метра, да еще и потребовалось асфальтирование двора для защиты от воды - то скорее всего для нее тупо выкопали открытый котлован, как при строительстве метро открытым способом, а потом сверху закрыли, засыпали и заасфальтировали.
Там же сказано и о прекращени работы экспозиции:
Шахта получила повреждения от взрывной волны в октябре 1941 г., и больше не принимала посетителей. В результате обрушения крепления штреков
произошло затопление помещений шахты, оборудование пришло в негодность.
Шахта была списана с баланса музея в 1954 г.
-----------------------