вольгаст писал(а):
кровь Чингиза
де-факто - кровь Бортэ, как ни странно. В Джучи крови Чингиза не было и быть не могло. Опять же, когда говорят "Улус Джучи", обычно сходу не догоняют, что там главное не то что это Улус, а то что он Джучи.
у Чингиза только от законных жен было 8 сыновей, и пять дочерей. Но - титул царевичей из всех был только у Кюлькана и Харачара, да и то потому, что вторая жена (Хулан) мозг выела на этот счёт (походу, потому и сопровождала Чингиза вообще во всех походах, в отличие от Бортэ), татарки это умеют.
С Есуген и Есуй (жены ?3 и ?4) еще более интересная ситуация; они мало того что "трофеи" (по итогам очередного локально-племенного татарского геноцида), они еще, походу, обе любили одного мужчину, который был женат на Есуген.
Попадалась ведь, наверное, данная легенда? В двух словах, после того, как Чингиз после пира отымел Есуген, той так понравилось, что она сказала, что тут в лесу, неподалёку, прячется её старшая сестра, еще более красивая и страстная, чем она сама. Ну, тот спьяну поверил, нукеры в указанном месте нашли сестру, привели к Чингизу, Есуген быстро слилась с ложа на женскую часть юрты, понаблюдать как муж старшую сестру иметь будет.
А на второй день, во время очередного свадебного пира, выплыло что в лесу Есуй была с молодым мужем. Через некоторое время его нашли, и тоже пустили под нож.
Так вот; именно из-за Есуй (с её подачи) и начался вскоре срач с наследником дела Чингиза; тот планировал поход на Хорезм, а у Есуй только-только родился сын (Чахур), и она при всех, и баюкая сына на руках спросила, кто будет за старшего в роду в случае чего.
Чингиз предложил в таковой роли Джучи, у Джагатая бомбануло так, что, наверное, и в Хорезме услышали; мол, папа, акстись, он не твой сын! И вот, пока Джучи и Джагатай на глазах папы били друг другу по морде, а Есуй довольно баюкала рыдающего Чахура, Чингиз подумал-подумал, и поставил своим преемником Угеде. Потом подумал еще (а сыновья всё дрались), и перераспределил улусы так, чтобы улус Джучи и улус Джагатая особо не имели общих границ.
В итоге в пролёте осталась Есуй; оба её сына, несмотря на то что Чингиз признал их своими (а по поводу Чахура есть сомнения, от него ли, а не от молодого мужа) - не носили титул царевичей, как и дочери что её, что Есуген. Каких-либо земель из свежезавоёванных её сыновья не получили (как, впрочем, и сыновья от Хулан, но та вообще предпочитала держаться в тени Бортэ и поближе к мужу).
Вывод? Чингиз действительно был великим человеком, раз умудрялся делить ложе с трёмя татарками, две из которых были сёстрами, влюблёнными в мужа одной из них.
Впрочем, он и сам был наполовину татарином. К слову, как и Джучи.