Э.Г.Аствацатурян Оружие народов кавказа 2016 г.
А Вы верите,что без разрешения человека,можно выпустить книгу под его именем?Может пример приведете?Как Вы мыслите?Пришел дядя или тетя в редакцию,принес рукопись,сказал или сказала,что это написал тот-то и тот-то,заключил договор,взял гонорар за писателя и был таков.Вам не смешно?Да ни один главред не пойдет на это,потому,как лишится лицензии,если ему человек предъявит обвинение в нарушении авторских прав и незаконном использовании имени.
Можно только гадать,почему эта книга вышла такой,но то,что ее написала ЭГ,сомнению не подлежит.А уж почему она ее написала-это нам не известно.Написала и написала,в конце концов,это ее дело,но то что она сама себе противоречит,это очевидно.
Нет, не верю. Но втереться в доверие ОЧЕНЬ пожилому человеку можно. Просто вся деятельность Э.Г. до этого не позволяет мне поверить в её некомпетентность.товарисч писал(а): А Вы верите,что без разрешения человека,можно выпустить книгу под его именем?
Так здесь и не говорят про некомпетентность
Насчет компетентности вопросов нет,но надо всегда учитывать,что один человек очень редко может быть специалистом в разных направлениях.Поэтому этнографу лучше не лезть в археологию и наоборот.Для примера известная иллюстрация из этой и предыдущих книг.
Эта коробочка из белореченских курганов 14-15 вв поставлена для иллюстрации якобы древности ювелирной техники зерни и филиграни. По факту это византийского производства коробочка, а эти техники на Кавказе появились, из моего личного наблюдения, не раньше середины 19-века, сначала в Закавказье следом уже на Сев.Кавказе.Причем сначала зернь,а филигрань порядком позже.
По происхождению коробочки эта цитата из статьи выше:
"Белореченская "археологическая культура" не состоятельна в силу того, что курганные могильники в окрестностях станицы Белореченской оставлены полиэтничным по составу населением, а выявленная в них особая серия элитарных находок, которая и объединяет различные могильники в общую локальную группу и отличает их от черкесских курганов соседних территорий, импортирована и не имеет местных корней. Более того, именно белореченские материалы ярко демонстрируют то, что местная элита предпочитала самоидентификации по этническому признаку свою принадлежность к общегосударственной моде Улуса Джучи(в костюме, прическе, системе материальных ценностей и т. д.) и в известной степени восприняла общеимперские механизмы и признаки социального ранжирования."
Эта коробочка из белореченских курганов 14-15 вв поставлена для иллюстрации якобы древности ювелирной техники зерни и филиграни. По факту это византийского производства коробочка, а эти техники на Кавказе появились, из моего личного наблюдения, не раньше середины 19-века, сначала в Закавказье следом уже на Сев.Кавказе.Причем сначала зернь,а филигрань порядком позже.
По происхождению коробочки эта цитата из статьи выше:
"Белореченская "археологическая культура" не состоятельна в силу того, что курганные могильники в окрестностях станицы Белореченской оставлены полиэтничным по составу населением, а выявленная в них особая серия элитарных находок, которая и объединяет различные могильники в общую локальную группу и отличает их от черкесских курганов соседних территорий, импортирована и не имеет местных корней. Более того, именно белореченские материалы ярко демонстрируют то, что местная элита предпочитала самоидентификации по этническому признаку свою принадлежность к общегосударственной моде Улуса Джучи(в костюме, прическе, системе материальных ценностей и т. д.) и в известной степени восприняла общеимперские механизмы и признаки социального ранжирования."
По саблям похоже вопросов не возникло,ежели появятся,вернемся к ним позже.Мне знакома только сабля из коллекции Оливера Пинчо, введенная в оборот Кириллом Ривкиным и им же атрибутированная как татаро-черкесская(думаю подразумевая больше среду бытования таких сабель),когда-то прислал и мне качественные фото этой сабли.
Раздел Шашки как ни странно,почти не пополнился, сомнительные моменты те же что в предыдущих изданиях( скажем датировка шашки из ГИМ 1715 годом,многие считают что это дата бывшей сабельной полосы),поэтому пропустим.
Какие вопросы по саблям? У меня книги нет, Аланс дал свое определение, я с ним согласен. Там не написано что они черкесские?
Я уже ранее писал, что центры культуры и производства (например Исфахан) крупных империй и государств имели развитую архитектуру, каллиграфию, керамику, другие разнообразные производства, которые оставили свой след в истории. В обсуждаемом случае этого нет, как ни крути. Например - Кубачи оставили много памятников 15 в. и более позднего времени, изделий из камня, бронзы, оружия. Здесь хоть что-то есть, что можно идентифицировать к определенному народу и месту.
Камил, весь раздел назван Черкесские сабли.А иллюстрации одни подписаны черкесская сабля, другие как в описях,но в тексте относят к черкесской работе. Все описывать не буду, вот известная сабля из Оружейной палаты царя Алексея Михайловича,подарена Яковом Куденетовичем Черкасским в 1646 году. Далее описание ювелирных техник , эмали,розовых камней и пояснение:" Этот орнамент характерен для искусства черкесских мамлюков с 14-15 вв...Отметим ,что в издании " Государева Оружейная палата сабля отнесена к иранской работе".
Так же мамлюкско-черкесской названа известная сабля князя Мстиславского, подписанная в картуше Работал раб всевышнего Бога(Ассадулла?) Касым египтянин".
Мамлюкские сабли разных времен известны, но чтобы они занимались оружейным и ювелирным делом, не втречал,не говоря о том,что мамлюки-черкесы далеко не все этнические адыги.В общем интересные интерпретации, я лучше попозже отсканирую тебе читабельно,как раз твоя тема.
Так же мамлюкско-черкесской названа известная сабля князя Мстиславского, подписанная в картуше Работал раб всевышнего Бога(Ассадулла?) Касым египтянин".
Мамлюкские сабли разных времен известны, но чтобы они занимались оружейным и ювелирным делом, не втречал,не говоря о том,что мамлюки-черкесы далеко не все этнические адыги.В общем интересные интерпретации, я лучше попозже отсканирую тебе читабельно,как раз твоя тема.
Сейчас тенденция пошла такая: приписывать себе все, что когда-то на данной территории было. Прошли по территории Украины трипольцы, значит, они предки украинцев и все найденное украинское. Или, купил черкесский князь саблю, значит, сабля черкесская.
Вот только я не понимаю, отчего это Э.Г. так именно черкесов возлюбила? На Кавказе же и других народов полно.
Вот только я не понимаю, отчего это Э.Г. так именно черкесов возлюбила? На Кавказе же и других народов полно.
Как и Ривкин кстати ,у него тоже многое к черкесской работе и техникам отнесено ,может оттуда ноги этой книги и растут
Договорились не обсуждать ее лично и причины этого тоже.Давайте только о предметах из книги и выводах,иначе погрязнем в слухах и домыслах.Arabat писал(а): Вот только я не понимаю, отчего это Э.Г. так именно черкесов возлюбила? На Кавказе же и других народов полно.
Изначально написано vilka33:
Как и Ривкин кстати ,у него тоже многое к черкесской работе и техникам отнесено ,может оттуда ноги этой книги и растут
Думаю Ривкин к этой работе никак не причастен.Раньше я много общался с Ривкиным, в процессе изучения взгляды меняются,в последней работе он говорит о татарско-черкесском оружии,да и раньше под черкесским он подразумевал не узкоэтническую группу оружия,насколько я в курсе.
Следующий раздел Кинжалы
Вернее сначала про этот тип,цитата" Существует еще один довольно редкий тип черкесского холодного оружия, который обычно не упоминается как черкесский." Дальше про то что в музее Сирии их 22 шт. в семейных собраниях мухаджиров есть и пр.пр.
От себя я скажу, что много лет Э.Г. не замечала эти азербайджано-иранские кинжалы, наконец нашла куда их привязать
Писать про них тут думаю излишне,всем знакомые иранские каддары.
Вернее сначала про этот тип,цитата" Существует еще один довольно редкий тип черкесского холодного оружия, который обычно не упоминается как черкесский." Дальше про то что в музее Сирии их 22 шт. в семейных собраниях мухаджиров есть и пр.пр.
От себя я скажу, что много лет Э.Г. не замечала эти азербайджано-иранские кинжалы, наконец нашла куда их привязать
Писать про них тут думаю излишне,всем знакомые иранские каддары.
Увидев эту страницу я опешил и на всякий случай позвонил Асхабову,не твои мол кинжалы. Иса очень удивился,если мягко сказать: Да, мои говорит,еще с первой моей книги, прорисовку орнаментов тоже я делал для своей книги.Кинжалы сделаны в Чечне, в Бачи-Юрте, клинки не показаны,но чисто чеченские с латунными клеймами,из Джигурты. Как говорится, без комментариев.
На этом пожалуй все. Дальше все то же самое,что и в предыдущих работах, незначительные добавления только,а больше убавления в Закавказье и Дагестане.
Честно говоря оказалось очень неприятным делом, обычно обсуждаем книгу,что то критикуем,не согласны и пр. А тут ...
Лет 8 назад беседовали с ней о будущей ее книге с исправлениями и дополнениями, она говорила про ошибки которые надо исправить и т.д. Ждали все с нетерпением и дождались. Лучше ее не было бы совсем.
Честно говоря оказалось очень неприятным делом, обычно обсуждаем книгу,что то критикуем,не согласны и пр. А тут ...
Лет 8 назад беседовали с ней о будущей ее книге с исправлениями и дополнениями, она говорила про ошибки которые надо исправить и т.д. Ждали все с нетерпением и дождались. Лучше ее не было бы совсем.
Кстати, тогда я говорил ей,что не думаю чтобы в среде мухаджиров сохранилось оружие времен Кавказской войны, не пускали на корабли с оружием.И в подтверждение даже послал ей потом цитату очевидца о том, как распродают на берегу за бесценок оружие казакам. Да и простая логика говорит, что никакое государство не пустит на свою территорию вооруженных и доведенных до отчаяния людей, тем более в таких количествах.И так это гуманитарная катастрофа, для того вемени тем более.Позже белогвардейцы могли,но это понятно какое оружие. А так, ностальгирующие потомки могли покупать что угодно с Кавказа, в современном мире это не проблема.И основываясь на этих образцах переписать книгу? Непрофессионально это как-то.
АланАс, думаю бессмысленно обсуждать очевидные вещи. Когда я был у ЭГ и мы говорили про выбитые клейма меня удивило её желание все причислить к черкесским мастерам. Тогда черкесскими мастерами автоматически становятся чеченцы, лакцы, аварцы, кумыки, турки, персы, грузины и т.д. Мамелюки, как известно, это представители разных народов, черкесов (я думаю) не большинство, достаточно посмотреть описания и характеристики рабов которых покупали, Азия там рулила Грузинские сабли 19 века, как они могут быть черкесскими. Про квадары молчу, слов нет...
Асхабов только что уехал от меня, про книгу не поговорили, а надо бы.
Асхабов только что уехал от меня, про книгу не поговорили, а надо бы.
Обсуждать всегда есть смысл, хотя бы для того,чтобы людям не парили мозги.Вот в открытой группе на ФБ выложили сканы экспертизы Э.Г. Замечательная кубачинская работа по серебру, но клинок вдруг стал изделием никому неизвестного кабардинского мастера Хажди Магомеда,откуда там Магомед,если в клейме написано "Сделал Хаджи" (вполне самостоятельное в Дагестане имя),наверное автор и сам не объяснит.По мнению Э.Г. это восьмилучевое клеймо-солярный символ известный черкесам с бронзового века и автор их знает по кабардинским предметам конца 19-го века.Какая-то бессвязная попытка обосновать очередную фальсификацию.
Самое печальное, что теперь на основе этой книги куча предметов будет атрибутирована как черкесы. И попробуй оспорь...
На самом деле необходима профессиональная рецензия на книгу, опубликованная в каком-то серьёзном сборнике или журнале. Если бы уважаемый АланАс рискнул написать рецензию и выступил с ней на конференции в Кремле - это бы имело большой вес.ГрозаБ писал(а): Самое печальное, что теперь на основе этой книги куча предметов будет атрибутирована как черкесы. И попробуй оспорь...
А печать Соломона (шломо) тоже черкасская?
Да,конечно, без опубликованной статьи все наши разговоры на форуме остаются разговорами,на них не сошлешься. Насчет рецензии какой там риск-все очевидно,но тем не менее надо все обосновать со ссылками и иллюстрациями. Вопрос, успею ли написать и какой объем статьи и когда конференция?В общем, надо хорошо подумать.
Это не Соломон,это Салман
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость