Перспективы Т50

Лонжерон
Генерал от инфантерии
Генерал от инфантерии
Сообщения: 54430
Зарегистрирован: 21 сен 2002, 01:22

Сообщение Лонжерон » .

В начале этого года исполнилось 7 лет с момента первого полета российского истребителя 5-го поколения Т-50, он же ПАК ФА. Семь лет работы по доводке самолета, тем не менее, его американский коллега F-35 торжественно эксплуатируется, и не только в США, а первенец 5-го поколения F-22 тоже летает, пусть нюансов и ограничений в полетах 'Раптора' не меньше, чем полетных часов.
Что же получается: мы снова отстаем и догоняем? И наши летчики получат в свое распоряжение Т-50 лет этак через 20 после того, как американцы начали эксплуатацию своей 'пятерки'?
Давайте попробуем разобраться.
Юрий Борисов, заместитель министра обороны, еще в 2015 году сказал, что 'Фактически завершаются испытания, которые фактически подтвердили летно-технические характеристики самолета'.
Многие, услышав или прочитав эту фразу, вместе с заявлением главкома ВВС Виктора Бондарева о том, что военные готовы закупать 'столько ПАК ФА, сколько сделает промышленность', поняли так, что вот-вот, и Т-50 хлынут в войска.
Сам, признаюсь, так думал.
Однако позже начались заявления о переносах сроков, а в том же 2015 году, в июле, как гром с неба упало заявление того же Юрия Борисова: 'Да, мы сокращаем закупку истребителей ПАК ФА, будет закуплена в ближайшие годы одна эскадрилья'.
А затем была информация о том, что ВКС сделало заказ на Су-35С. В количествах, которые откровенно намекали на то, что обещанные Т-50 в войска не попадут. А пойдут туда около 70 единиц Су-35С.
О Т-50 сперва говорили, что он 'зайдет' в 2016-м, потом в декабре 2016-го Бондарев сказал о 2017-м, в феврале 2017-го уже были озвучены Борисовым сроки в рамках госпрограммы вооружений 2018-2025 годов.
И речь шла, подчеркну, о серии из 12 самолетов для испытательной эксплуатации в ВКС. Соответственно, Борисов между строк сказал, что полное серийное производство начнется не раньше 2025 года.
Все плохо? Думаем.
Мне не давала покоя та фраза, где дважды Борисов употребил слово 'фактически'. 'Фактически завершили' и 'фактически подтвердили'.
Озаботившись точным толкованием этого слова по словарям Ефремовой и Ушакова, в синонимах не увидел слова 'окончательно'.
Если перевести на простой русский сказанное Борисовым, то получается, что летно-технические характеристики Т-50 соответствовали ожидаемым, но: только ЛТХ. О 100% готовности самолета к производству и эксплуатации там ни слова.
В отличие от Су-35, у которого таких проблем, очевидно, нет.
Все очень плохо? Снова думаем.
Работы по ПАК ФА начались в 2002 году, 15 лет назад. Большой срок, надо сказать, особенно учитывая, что создавался самолет не на пустом месте. Были использованы наработки по проекту МиГ 1.44 и опыт, полученный при эксплуатации Су-47. Плюс работы по Су-35, с которым Т-50 во многом унифицирован и даже пока летает на тех же двигателях.
Кстати, о двигателях.
Все существующие сегодня Т-50 летают с двигателем АЛ-41Ф1. На Су-35С устанавливается модернизированный АЛ-41Ф1С. Но Су-35С - это 4+ или 4++.
А настоящий двигатель для Т-50 все еще не готов. В феврале этого года представители ОДК (Объединенной двигателестроительной корпорации) сообщили, что наземные испытания так называемого 'Изделия 30', то есть, реального двигателя к Т-50, начались в октябре 2016 года и проходят успешно. И первый полет Т-50 с новым двигателем совершит в конце 2017 года.
Электроника. Собственно, то, что наполовину делает истребитель 5-го поколения таковым.
Юрий Белый, генеральный директор НИИП им. Тихомирова, 'мозга' Концерна радиоэлектронных технологий (КРЭТ), в том же феврале этого года сообщил, что, несмотря на начало серийного производства РЛС на Рязанском приборном заводе, входящего в КРЭТ, испытания и доводка комплекса наведения потребуют еще времени.
В апреле этого года на сайте компании 'Сухой' было сообщение о проведении первых летных испытаний новой бортовой электроники и микропроцессора Т-50.
Это оборудование отвечает за управление системами самолета, вооружением, а также многорежимной интеллектуальной поддержкой пилота. Можно сделать вывод о том, что и эта часть самолета еще находится в стадии отработки. О сроках ее готовности у 'Сухого' тоже не сообщается.
Вооружение.
С пушкой для Т-50 все в порядке, 9-А1-4071К прошла в 2014-2015 годах комплекс испытаний с хорошими результатами. Но это не абсолютно новое изделие, а модернизированный вариант ГШ-30-1 (9-А-4071К), производимой с 1980-х годов в Туле для всех советских и российских истребителей.
Что-что, а оружие в Туле делать умеют исторически.
С ракетным вооружением хуже.
Сошлюсь на слова главы корпорации 'Тактическое ракетное вооружение' Бориса Обносова, который заявил, что в 2017 году завершится только первый этап создания новых авиационных ракет для ПАК ФА. По его словам, создание размещаемых внутри фюзеляжа средств поражения (для снижения заметности самолета в электромагнитном спектре) 'требует поиска дополнительных технических решений'.
Что в итоге получается? Есть самолет, но его еще не 'довели до ума'. Потому-то Минобороны действует вполне разумно, не спеша закупать неготовую машину. Очевидно, что все те системы, который действительно сделают Т-50 истребителем 5-го поколения, еще находятся в стадии испытаний и завершатся они, судя по всему, в лучшем случае в начале 20-х годов.
И так же очевидны преимущества пусть и 4++ у Су-35, но вполне готового встать в строй. Когда в мае 2015 главком ВВС Бондарев говорил, что военные готовы закупать 'столько ПАК ФА, сколько сделает промышленность', уверен, он ничуть не соврал или преувеличил. Просто речь шла не про 'фактически', а полностью готовый самолет.
Так что - какие могут быть претензии?
Если претензии и стоит предъявлять, то никак не к военным, а к тем, кто так 'успешно отманагерил' нашу военно-промышленную отрасль. И сегодняшнее отставание - это заслуга все тех же 90-х. Не было бы 'любви и согласия' в те годы - не было бы и F-35, который летает благодаря наработкам ОКБ Яковлева по Як-141.
Тем не менее, США с 2005 года эксплуатируют 195 истребителей пятого поколения F-22 Raptor и уже произвели более 200 истребителей F-35, которые начали эксплуатироваться в войсках с 2015 года. Как и насколько успешно - это другой вопрос.
Успешным эксплуатацию F-22 назвать может только оптимист. Но только совсем уж законченный оптимист сможет на равных оценивать промышленность и экономику России и США. Здесь в 90-х нам нанесли такой удар, от которого мы если и оправимся, то нескоро. И дело даже не в деньгах, хотя и в них тоже.
Если гипотетически перестать быть 'добрыми' для всех и прощать многомиллионные долги в долларовом эквиваленте, даже это не поможет быстро и качественно. Кадровый голод страшнее голода финансового. В 90-х не было денег, но были люди, готовые работать на страну. Сегодня с деньгами не так плохо, но:
Да, отстаем здесь, и это печальнее всего. Отстаем в плане подготовки. И это сильно тормозит развитие всего. Но то, что отстаем, не стоя на месте - это уже как бы результат. Опять же, в сравнении с 90-ми годами.
Если внимательно посмотреть на историю F-22, американцам понадобилось 15 лет, от первого полета до принятия на вооружение. Мы потратили почти столько же времени, но до завершения пути еще далеко. Если действительно в 2025-м году Т-50 начнет летать как полноценный истребитель, это реально можно будет считать огромным успехом.
Пока что это действительно ПАК - перспективный авиационный комплекс, который еще доводить и доводить. Но, если посмотреть как раз на мучительный опыт американцев, то лучше не спешить. Чтобы не пришлось вводить из-за внезапно обрушившихся проблем ограничения по высоте и длительности полета и все в таком духе. Наш самолет обязан быть лучше своих предшественников. Принять 'сырую' машину на вооружение, чтобы потом над нами реготали, как мы над проблемами 'Раптора' - оно нам надо?
В принципе, некоторые смогут расценить все сказанное, как то, что мы очередной раз облажались и это попытка сгладить углы. Отнюдь. Да, криков по поводу ПАК ФА было по моему скромному мнению, слишком много. Вообще, вся эта шумиха на тему 'мы опять запилили неимеющееаналоговвмире' вредит, и вредит сильно. Надо спокойнее и увереннее делать свое дело и меньше кричать. Тогда и краснеть не придется.
В том, что Т-50 доведут до ума ДО его поступления в войска, я почему-то уверен. Линия поведения Министерства обороны дает основание так думать. И, надеюсь, что наши предприятия ВПК справятся с задачей.
В любом случае, от переноса сроков мы больше приобретем, чем потеряем. Да, любители поорать, что все пропало, для них это шанс. Да, если бы завтра реально маячила возможность полномасштабной войны, было бы не очень комфортно знать, что с F-35 будут воевать МиГ-29 и Су-27. Но у нас есть и Су-30, и Су-35, и МиГ-35. И, что немаловажно, наша ПВО. Не знаю, насколько F-35 будет легко с ними справляться, но, зная о стоимости, уверен, далеко не все в США захотят это проверить. А вдруг не сможет?
Так что 'Лайтнинг-2' пусть летает на радость американцам и тем, кто его купил. Наша основная задача - не запуск в серию сотен Т-50, и не тысячи 'Армат' на границах с Европой. Это перебор.
Наша главная задача - восстановить все разрушенное в 90-х и наладить постоянный приток кадров туда, где потом будут разрабатывать, строить, испытывать и доводить до ума самолеты 7-го поколения и танки 9-го. У нас далеко не все так плохо, как иногда кажется. Надо просто все довести до ума.
Вообще этот лозунг, 'довести все до ума', применим к любой точке России, куда ни ткни пальцем.
Автор: Роман Скоморохов
https://topwar.ru/114917-poche...akticheski.html
DBoronin
Подполковник
Подполковник
Сообщения: 15788
Зарегистрирован: 02 май 2002, 02:21

Сообщение DBoronin » .

Сейчас слава богу нет ситуации когда надо срочно выпускать хоть какой самолет а потом в войсках допиливать.
Получит хотябы свои штатные двигатели тогда можно серии клепать.
Плюс наверно всем еще не понятна концепция этой малозаметности....как ей пользоватся досихпор придумывают.)
Лонжерон
Генерал от инфантерии
Генерал от инфантерии
Сообщения: 54430
Зарегистрирован: 21 сен 2002, 01:22

Сообщение Лонжерон » .

Получит хотябы свои штатные двигатели тогда можно серии клепать.
Вот в этом то и задача.
Бог с ней, малозаметностью.
unname22
Полковник
Полковник
Сообщения: 18504
Зарегистрирован: 30 май 2005, 16:07

Сообщение unname22 » .

Тут не так надо вопрос ставить.
А нужен ли сейчас нам самолет 5ого поколения при присутствующих 4++
Или лучше протянуть на них и в серию пустить уже более продвинутый вариант который аргументированно будет превосходить их?
Лонжерон
Генерал от инфантерии
Генерал от инфантерии
Сообщения: 54430
Зарегистрирован: 21 сен 2002, 01:22

Сообщение Лонжерон » .

unname22 писал(а): лучше протянуть
Ну тогда уж не "протянуть", а доработать :)
Может и лучше.
DBoronin
Подполковник
Подполковник
Сообщения: 15788
Зарегистрирован: 02 май 2002, 02:21

Сообщение DBoronin » .

Судя по тому как идут работы, сильно по поводу отсутствия на вооружении самолетов пятого поколения никто не комплексует. Видать нет никакой острой и срочной надобности. Зато пд-14 и прочее мс21,подобное педалируется не в пример активнее. Как и работы по с500
Вот и ответ что нужно сильнее в данный момент.
Лонжерон
Генерал от инфантерии
Генерал от инфантерии
Сообщения: 54430
Зарегистрирован: 21 сен 2002, 01:22

Сообщение Лонжерон » .

Логично, логично. МС21 так ведь уже почти прикопали в угоду SSJ.
Сколько их, кстати. Так все 2-3?
Но дай то Бог...
DBoronin
Подполковник
Подполковник
Сообщения: 15788
Зарегистрирован: 02 май 2002, 02:21

Сообщение DBoronin » .

Насколько я в курсе, суперджет не летает в крым. По причине санкцый. До 2014г все было великолепно и с импортной авионикой и с горячими частями турбин. И только получив Санкции активировали мс21 и пд14. И прочии проекты ухода от кооперации с незалежней. Один тв3-117 на потоке чего стоит. А еще сколько предстоит заместить.
unname22
Полковник
Полковник
Сообщения: 18504
Зарегистрирован: 30 май 2005, 16:07

Сообщение unname22 » .

https://politros.com/economy/25398/
Моторсич кстати идет лесом, уже у нас с горем пополам но наладили выпуск.
DBoronin
Подполковник
Подполковник
Сообщения: 15788
Зарегистрирован: 02 май 2002, 02:21

Сообщение DBoronin » .

Изначально написано unname22:
https://politros.com/economy/25398/
Моторсич кстати идет лесом, уже у нас с горем пополам но наладили выпуск.

О, а чего поменялось что. Ssj в крым летать стал никто не в курсе?
А по моторсичь к сожалению хоть и пошел лесом, но некоторая номенклатура у них уникальна. И пока своим заменить нечем. Эт я про ан124, ан72, бе200 и еще чегото. Плюс непомню где делали турбины для кораблей....короче есть что более потребное чем т50
unname22
Полковник
Полковник
Сообщения: 18504
Зарегистрирован: 30 май 2005, 16:07

Сообщение unname22 » .

Под птером по моему завод с нуля поставили под номенклатуру.
Дизеля судовые то же на выходе уже практически.
DBoronin
Подполковник
Подполковник
Сообщения: 15788
Зарегистрирован: 02 май 2002, 02:21

Сообщение DBoronin » .

Вот как будет что на ми26 и ан124 ставить так и о пятом поколении можно подумать...шутка.
Strelok13
Штабс-капитан
Штабс-капитан
Сообщения: 9752
Зарегистрирован: 03 сен 2003, 02:52

Сообщение Strelok13 » .

Я не знаю как на самом деле всё происходит, если обобщить. Продробностей много, а в картину не складываются. Иногда кажется что всё плохо, когда о чём-то подробно узнаёшь, а иногда что-то всё же получается.
С корабельными газовыми турбинами и редукторами для них пока плохо. Официально у нас лет девять уже нужные турбины производятся, но с другой стороны недавно, несколько месяцев назад, для них только испытательный стенд построили. Причём как я понял построили, не значит оборудовали и используют. И как ни грустно, до поставок двигателей в лучшем случае годы.
Про Т-50 тоже трудно сказать, с одной стороны авиастроение, а именно КБ Сухого, пострадало меньше, чем судостроение. И сомнений в том, что они смогут доделать самолёт, нет. А вот смогут ли делать в нужном количестве, с учётом необходимости заменять списывающиеся советские самолёты, неизвестно. В своё время решение производить Су-27СМ оказалось очень правильным, хотя тогда эти самолёты не выглядели прогрессивными. Казалось, что Су-35С будет готов быстро. Иногда путь нужно пройти, пусть и ускоренно. Думаю что Су-35С и Су-30СМ ещё долго будут оставаться основными нашими истребителями, и долго производиться. У американцев много самолётов сделанных в 1990-2000 годы, они могут просто переходить на пятое поколение, нашим нужно заменять ранние самолёты четвёртого. И производить самолёты пятого так массово, чтобы заменять ими, скорее всего не получится. К счастью есть проверенные и производящиеся серийно четвёртого поколения.
unname22
Полковник
Полковник
Сообщения: 18504
Зарегистрирован: 30 май 2005, 16:07

Сообщение unname22 » .

С судовыми двигателями вообще интересная история.
УГМК "обязали" начать производить дизели еще лет 6-7 назад.
Тогда с 404 еще во всю дружили. Там правда больше по гражданке + мощные диз0ель-генераторы на их базе
С этой целью они даже выкупили один полуразграбленный завод в срочном порядке, меня пытались подрядить на электрическую часть, но услышав амбициозные сроки дескать "в серию через полтора года" я вежливо и с улыбкой отказался.
Про серию там я правда до сих пор не слышал, но наверняка турбины на том же заводе собираются делать, больше вроде бы негде.
DBoronin
Подполковник
Подполковник
Сообщения: 15788
Зарегистрирован: 02 май 2002, 02:21

Сообщение DBoronin » .

зачем вы судовые турбины называете дизелями?
SR-71
Поручик
Поручик
Сообщения: 6686
Зарегистрирован: 05 мар 2008, 21:21

Сообщение SR-71 » .

Т-50
Т-50 нормально.. Не надо бреда, надо работать и башкой думать..
grurih
Подпоручик
Подпоручик
Сообщения: 4246
Зарегистрирован: 26 янв 2015, 22:27

Сообщение grurih » .

Не только Т-50 доводят . Арматы до 2020г будут испытывать .И Курганцы. Так что всё будет , но потом. :)
Забыл про АК-12. Этот образец оружейной мысли тоже ещё доводят.
grurih
Подпоручик
Подпоручик
Сообщения: 4246
Зарегистрирован: 26 янв 2015, 22:27

Сообщение grurih » .

Посмотрите , чисто внешне , Т-50 некрасивый самолёт, непрапорцоинальный он какой то. ИМХО он никогда в серию не пойдёт.
SR-71
Поручик
Поручик
Сообщения: 6686
Зарегистрирован: 05 мар 2008, 21:21

Сообщение SR-71 » .

Блин, фотка никак не располагается, что случилось, как сделать, меня долго не было...((( Привет ВСЕМ!!! Кстати..)))
SR-71
Поручик
Поручик
Сообщения: 6686
Зарегистрирован: 05 мар 2008, 21:21

Сообщение SR-71 » .

grurih писал(а): Посмотрите , чисто внешне , Т-50 некрасивый самолёт, непрапорцоинальный он какой то.
Вы его "руками видели"..?
Ладно, раз не проходит "картинка".. Это самолет, который видешь и не можешь очаровываться.. Он совсем Другой.. Рядом Наши стоят, но Они не такие.. Это совсем другое.. Он другой внешне, он другой в кабине, в двигателях, внутри себя...)) Я могу долго продолжать ещё...
SR-71
Поручик
Поручик
Сообщения: 6686
Зарегистрирован: 05 мар 2008, 21:21

Сообщение SR-71 » .

Нажимаю "выбрать картинки"..а они не нажимаются..(( Подскажите.. А я про Т-50 в рамках разрешенного расскажу..
SR-71
Поручик
Поручик
Сообщения: 6686
Зарегистрирован: 05 мар 2008, 21:21

Сообщение SR-71 » .

Вон, октагон, появился, он тоже хочет узнать..(( Долго где-то был..
SR-71
Поручик
Поручик
Сообщения: 6686
Зарегистрирован: 05 мар 2008, 21:21

Сообщение SR-71 » .

Или давайте письки на заборах рисовать, раз Мозгов у многих нет..
4V4N
Штабс-капитан
Штабс-капитан
Сообщения: 9315
Зарегистрирован: 17 май 2012, 21:42

Сообщение 4V4N » .

Вон, октагон, появился
Ихде?
SR-71
Поручик
Поручик
Сообщения: 6686
Зарегистрирован: 05 мар 2008, 21:21

Сообщение SR-71 » .

4V4N писал(а): Ихде?
Ну в рифму говорить не буду, но он здесь.. Ты посмотри проверь.. Ты же Модератор! Мне самому Кто-то разрешил здесь БЫТЬ!! Вот сегодня только вошел... Пол года не мог войти..(((
р.с. И сейчас опять нельзя картинку вставить.. вы чо бля..???
SR-71
Поручик
Поручик
Сообщения: 6686
Зарегистрирован: 05 мар 2008, 21:21

Сообщение SR-71 » .

Ладно.. На самом деле перспективы есть и очень даже есть. Я его посмотрел ВИЗДЕ в рамках разрешенного...)) Кабина тесноватая..(( В этот самолет будут мелких летчиков "брать"..Который и прилетел..)) Серпионычь туда не войдет.))
Он прилетел к нам из далека с двумя ПТБ.. Улетел без них.. если честно, лишнее говорить не буду, но мне этот самолет Понравился! Много еще надо делать, но задумка Хорошая..)))!!
з.ы. Опять фотку закинуть невозможно..(((
Кстати Колю я Модератором рекомендовал...((
SR-71
Поручик
Поручик
Сообщения: 6686
Зарегистрирован: 05 мар 2008, 21:21

Сообщение SR-71 » .

Дураков много.. но надо жить..)
SR-71
Поручик
Поручик
Сообщения: 6686
Зарегистрирован: 05 мар 2008, 21:21

Сообщение SR-71 » .

Во.. Проснулся "хозяин ресурса" бля..
Изображение
Вот о чем разговор был.
Изображение
SR-71
Поручик
Поручик
Сообщения: 6686
Зарегистрирован: 05 мар 2008, 21:21

Сообщение SR-71 » .

Можно по техническим нюансам этого самолета поговорить, в рамках разрешенного конечно..
Можно без матов, без оскорблений, а то Коля "накажит"..)))
п.с. Пацаны сказали.. их более 30 человек прилетело "обслуги".. Конкретно вот этот самолет 2Маха делал и на перегрузку жестко испытывался.
SeRgek
Подполковник
Подполковник
Сообщения: 14870
Зарегистрирован: 17 ноя 2005, 11:38

Сообщение SeRgek » .

Изначально написано DBoronin:
зачем вы судовые турбины называете дизелями?

может потому что он говорит о дизелях?
Ответить

Вернуться в «Авиация»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 4 гостя